Можно ли читать по Корану во время молитвы, держа его в руках?

Можно ли читать по Корану во время молитвы, держа его в руках?
Отвечает д-р Али Джума:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.

На вопрос отвечает муфтий Али Джума.


Одним из лучших видов поклонения и приближения к Аллаху является совмещение двух дел: молитвы и чтения Корана, причем желательно стараться прочитывать Коран полностью во время молитвы.

Поскольку не каждый может сделать это по памяти, то ученые-факихи стали рассматривать возможность чтения по Корану во время молитвы, держа его в руках либо поместив на специальную подставку.

Согласно шафиитскому и ханбалитскому мазхабам, разрешено читать во время молитвы по Корану как имаму (руководящему коллективной молитвой), так и тому, кто молится сам. При этом нет разницы, обязательная это молитва (фард) или дополнительная (нафиля), и знает ли молящийся Коран наизусть или нет. На это мнение мы опираемся. Это мнение передал имам Ибн Кудама в "Аль-мугни"; (1/336) от ученых-факихов прошлого Ата и Яхьхи Аль-Ансари.

В "Сахих" Бухари приведены слова Айши, матери правоверных (да будет доволен ей Аллах) о том, что Закван, ее раб, предстоял в их совместной молитве и читал по Корану. Бухари не приводит иснад (цепь рассказчиков этого хадиса), но у Байхаки в его сборнике "Ас-сунан аль-кубра" (2/253) хадис передан с иснадом.

Когда имама Аз-Зухри спросили о мужчине, который читал во время молитвы по Корану в месяце Рамадан, он ответил: "Лучшие из нас читали по Корану" (см. "Аль-мудаввинат-уль-кубра" (1/288-289) и "Аль-мугни" Ибн Кудамы (1/335)).

Чтение Корана, глядя в текст, считается поклонением точно так же, как и чтение Корана наизусть. Совмещение одного вида поклонения с другим не только не запрещено, а, напротив, увеличивает вознаграждение, поскольку вглядывание в текст требует от поклоняющегося больше усилий.

Аль-Газали, авторитетнейший теолог ислама, которого называли "худжат-уль-ислам" (довод ислама), пишет в своем труде "Ихья улюм ад-дин" (1/229): "И было сказано, что одно полное прочтение Корана засчитывается как семикратное его прочтение, ибо глядеть в текст Корана тоже поклонение".

Шариатское правило гласит, что на средства достижения целей распространяется та же правовая норма (хукм), что и на цели. И если целью было чтение, которое было осуществлено посредством взгляда в текст, такой как Коран, то это разрешено.

Вот что пишет имам Ан-Навави в книге "Аль-маджму" (4/24): "Если (молящийся) прочитал Коран по книге, то его молитва не теряет действительности независимо от того, знает он Коран наизусть или нет. Если же (человек) не знает суру "Фатиха", то чтение по тексту становится для него обязательным. И если он переворачивает страницы во время чтения, молитва действительна.

Известный ученый ханбалитского мазхаба Мансур Аль-Бухути пишет в книге "Аль-кашшаф аль-кына" (1/384):"Ему (то есть молящемуся) надлежит читать по Корану, даже если он знает его наизусть. При этом обязательная молитва равна дополнительной. Об этом сказал Ибн Хамид”.

Однако ученые ханафитского мазхаба считают, что чтение по Корану во время молитвы делает ее недействительной. Такого же мнения придерживается ученый Ибн Хазм из захиритов. Одним из его доводов является хадис, приводимый Ибн Давудом в сборнике "Китаб аль-масахиф" (655). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Повелитель правоверных Умар (да будет доволен им Аллах) запретил имаму в молитве читать по Корану, и запретил ставить имамом несовершеннолетнего (не достигшего половой зрелости)".

Однако этот хадис не признается, поскольку в цепочке его передатчиков присутствует Нахшаль ибн Саид Ан-Нисапури, считающийся лжецом, от которого не принимаются хадисы. Бухари в книге "Ат-тарих аль-кабир" (8/115) сказал о нем, что "среди его хадисов есть неприемлемые (мункар)", а Ан-Насаи в книге "Тахзиб ат-тахзиб" утверждает, что "он ненадежен, с его слов хадисы не записываются".

Другим его доводом является то, что держание в руках Корана, вглядывание в его текст, переворачивание страниц – все это создает слишком много лишних движений, делающих молитву недействительной. Но мы считаем, что это не так. Что касается держания в руках (чего-либо), то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) молился, держа на плече Умаму, дочь Абу аль-Аса; делая земной поклон (суджуд), он клал ее на землю, а когда поднимался, брал ее снова. А что касается переворачивания страниц, то есть ряд хадисов, разрешающих делать небольшое количество лишних движений во время молитвы, а переворачивание как раз и относится к таким легким, простительным движениям.

Чтение по Корану не обязательно должно сопровождаться множеством движений. Страницы переворачиваются в одно мгновение и одним движением. Можно поставить Коран с крупным шрифтом на подставку перед молящимся, чтобы он мог читать, не делая дополнительных движений.

Два крупных ученых-ханафита – Абу Юсуф аль-Кади и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани – указывают на нежелательность (макрух) чтения по Корану в любой молитве, будь она обязательной или дополнительной. Но это не делает молитву недействительной, поскольку один вид поклонения совмещается с другим. Причина нежелательности в том, что это является уподоблением молитве христиан и иудеев.

Совершение действия, сходного с обрядами христиан и иудеев, может стать запретным только в случае преднамеренного уподобления. Под “уподоблением” (по-арабски ташаббух) здесь имеются в виду преднамеренные усилия к совершению целенаправленного действия. Отметим, что в исламской юриспруденции всегда принимается во внимание намерение человека.

На это также указывает хадис, переданный имамом Муслимом от Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен Аллах им и его отцом): "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) почувствовал недомогание, и мы молились за ним (стоя), а он сидел. И когда он обернулся к нам и увидел нас стоящими, то сделал нам знак, и мы сели. И когда он закончил молитву, то сказал: "Коль вы только что хотели сделать так же, как делают персы и римляне, стоя в присутствии своих правителей, когда те сидят, то не делайте так. Повторяйте за вашим имамом: коль он молится стоя, то и вы молитесь (за ним) стоя, а коль он сидит, то и вы садитесь".

Выражение "хотели сделать" указывает на то, что действие не свершилось, хотя было близко к свершению. Таким образом, сподвижники не считаются совершившими уподобление, поскольку не имели такого намерения. Подобно этому и молящийся, который читает по Корану, совершенно не думает о том, что он уподобляется людям Писания, не говоря уже о преднамеренном действии.

В связи с этим крупный ученый Ибн Нуджайм в книге "Аль-бахр ар-раик" (2/11) пишет: "Знай, что уподобление людям Писания порицаемо не во всем. Так, мы едим и пьем как они. Запретно уподобление в плохом, а также преднамеренное уподобление. Поэтому тот, кто не намеревался уподобляться, не может быть осуждаем".

Маликиты делают разграничение между обязательными и дополнительными молитвам. Они считают, что нежелательно (макрух) читать по Корану во время обязательной молитвы, независимо от того, делается это в начале или в середине молитвы. Также нежелательно читать по Корану во время дополнительной молитвы, если брать в руки Коран в середине ее (после первого ракята), так как это отвлекает. Если же читать по Корану с самого начала, то это можно, и в этом нет ничего нежелательного, поскольку в желательной молитве прощается то, что не прощается в обязательной ("Минах аль-джалиль шарх мухтасар халиль", 1,345).

Однако заметим, что нежелательным действие во время молитвы становится тогда, когда оно совершается бессмысленно, ради забавы. Это порицаемо, так как это уменьшает чувство смирения. Но чтение по Корану в молитве сюда не относится, поскольку оно предполагает ряд движений, совершаемых молящимся с определенной целью. И поэтому эти и подобные им действия не содержат ничего предосудительного. Доказательством служит хадис о Пророке (мир ему и благословение Всевышнего), в котором сказано, что он снял свои сандалии во время молитвы, когда ему было указано свыше, что на них нечистоты. Хадис передал имам Ахмад в "Муснад" (3/92), Абу Давуд в "Сунан" (650) от Аби Саида Аль-Худари (да будет доволен им Аллах).

На основании вышесказанного можно заключить, что чтение по Корану во время обязательной и дополнительной молитвы разрешено Шариатом, в этом нет ничего нежелательного, и тем более это не может испортить молитву.

Тем не менее, необходимо отметить, что по этому вопросу ученые расходятся во мнениях, а поэтому здесь присутствует широта выбора, и нельзя осуждать никого за предпочтение одного из мнений. И это ни в коем случае не должно быть предметом конфликтов и споров между мусульманами.

Всевышний Аллах знает лучше.

По материалам сайта dar-alifta.org