Кто такие махрамы, перед которыми женщина может не носить хиджаб?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
В присутствии кого мусульманке разрешено снимать хиджаб?
Мусульманке разрешено снять хиджаб перед своим махрамом:
Махрам — это любой человек, за которого женщина никогда не сможет выйти замуж из-за родства (например: отец, дедушки, сыновья, внуки, дяди по отцовской линии, дяди по материнской линии, племянники), из-за грудного вскармливания (молочный брат и муж молочной матери) или из-за родства по браку (муж матери, отец и дедушки мужа, сын и внуки мужа).
Махрамы из-за родства
Сюда относятся мужчины, которые упоминаются в словах Всевышнего Аллаха:
وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ…
«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер…». Сура «Свет» 24:31. Учёные по тафсиру сказали: «Махрамы женщины из-за родства ясно упомянуты в этом благородном аяте, и они следующие.
Во-первых, отцы, то есть отцы женщин, дедушки и выше со стороны женщин и мужчин: дедушки со стороны отцов и матерей. Что касается тестя, то он является махрамом по браку, о чём мы объясним далее.
Во-вторых, сыновья, то есть сыновья женщин. Сюда относятся сыновья детей и ниже: внуки от сыновей и от дочерей. Что касается сыновей мужа, то это махрамы по браку, а не по родству, как мы объясним ниже.
В-третьих, братья: братья по матери и отцу, братья только по отцу (единокровные) или братья только по матери (единоутробные).
В-четвёртых, племянники: сыновья братьев и сестёр и их внуки.
В-пятых, дяди по отцовской линии и по материнской линии также относятся к махрамам из-за родства. Они не упомянуты в аяте, так как подразумеваются под именем «отцы», и у людей они тоже вместо отцов, так как дядя иногда называется отцом. Сказал Всевышний Аллах:
أم كنتم شهداء إذ حضر يعقوب الموت إذ قال لبنيه ما تعبدون من بعدي ، قالوا نعبد إلهك وإله آبائك إبراهيم وإسماعيل وإسحاق ..
«Или же вы находились рядом, когда смерть явилась к Йакубу (Иакову)? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?». Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима (Авраама), Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака)…». Сура «Корова» 2:133.
Известно, что Исмаил был дядей по отцовской линии для сыновей Иакова. См. «Тафсир ар-Рази» (Т. 23. С. 206), «Тафсир аль-Куртуби» Т. 12. С. 232-233), «Тафсир аль-Алуси» (Т. 18. С. 143», «Фатху-ль-байан фи макасид аль-Куран» Сиддик Хин Хана (Т. 6. С. 352).
Махрамы из-за грудного вскармливания (молочного родства)
Махрамы женщины могут быть по причине грудного вскармливания, в «Тафсире аль-Алюси» сказано: «Состояние махрама, которое дозволяет показываться без хиджаба и с украшениями, бывает как из-за родственной связи, так и из-за грудного вскармливания. Женщинам разрешено показываться без хиджаба перед своими отцами и сыновьями из-за грудного вскармливания» (Аль-Алюси. Тафсиру-ль-Алюси. Т. 18. С.143.), так как состояние махрама из-за молочного родства похоже на состояние махрама из-за кровного родства тем, что оба являются причиной запрета брака между двумя родственниками. На это указал имам аль-Джассас, да помилует его Аллах, толкуя это аят: «Всевышний Аллах упомянул вместе с отцами махрамов, которым навсегда запрещено жениться на женщинах (родственницах), и это указывает, что на каждого человека, похожего на них по статусу, также распространяется запрет, например, мать женщины, а также женщины, на которых запрещено жениться из-за молочного родства и т.д.». Аль-Джассас. Ахкяму-ль-Кур’ан. Т. 3. С. 317.
То, что запрещено из-за родства, запрещено и из-за молочного родства грудного вскармливания. Пророческая Сунна гласит: «Молочное родство делает запретным то же, что и кровное», то есть у женщины может быть махрам из-за кровного родства, а может быть и из-за молочного родства.
Мать правоверных ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что как-то раз после того, как был ниспослал приказ надевать хиджаб, к ней пришёл Афлях, брат Абу Ку’айса, который являлся её молочным дядей. Она не позволила ему войти. И когда пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, она сообщила ему об этом, и он велел ей позволять ему входить. Аль-Бухари. Ас-Сахих; аль-‘Аскаляни. Шарху сахихи-ль-Бухари. Т. 9. С. 150. Имам Муслим передал этот хадис в следующей версии: «Сообщается от ‘Урвы, от ‘Аиши, что она сообщила о том, что как-то к ней пришел ее молочный дядя, которого звали Афлях. И она не дозволила ему войти. Когда же она сообщила об этом Посланнику, да благословит его Аллах и облагодетельствует, он сказал ей: «Не закрывайся от него (не надевай хиджаб при нем), ибо молочное родство делает запретным то же, что и кровное». Муслим. Ас-Сахих; ан-Науауи. Шарху сахих Муслим. Т. 10. С. 22.
Махрамы женщины из-за молочного родства занимают такое же положение, что и махрамы из-за кровного родства. Факихи, следуя Корану и Сунне, ясно заявили, что махрамы женщины из-за молочного родства подобны тем, кто является махрамом из-за кровного родства. Поэтому женщина может показывать свои украшения перед махрамами из-за молочного родства так же, как может показывать их перед махрамами из-за кровного родства. Им в свою очередь дозволено смотреть на те части тела, которые дозволено видеть махрамам из-за кровного родства.
Махрамы из-за брака
К махрамам женщины из-за брака относятся люди, на которых ей навсегда запрещено жениться, такие как муж матери, муж ее дочери. См. «Шарх аль-мунтаха» (Т. 3. С. 7). Махрамом для жены отца является его сын от другой жены, для жены сына — отец, а для матери жены — муж. Сказал Всевышний Аллах:
ولا يبدين زينتهن إلا لبعولتهن أو آبائهن أو آباء بعولتهن أو أبنائهن أو أبناء بعولتهن ..
«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей…». Сура «Свет» 24:31. Отцы мужей и сыновья мужей являются махрамами женщины из-за брака. Всевышний Аллах упомянул их вместе с сыновьями и отцами и приравнял их в правах с точки зрения показа своих прикрас. Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 6. С. 555.
Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид