Когда праздновать Ураза-байрам?
الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وصحبه وسلم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Практически каждый год с приближением праздника Фитр (Ураза-байрам) в умме возникает вопрос «Как быть, если в России (Дагестане, Татарстане, Башкортостане и др.) праздник объявят раньше, чем это сделают в КСА или какой-то другой мусульманской стране?». Часто это действительно происходит, и получается так, что мы уже празднуем, а большая часть исламского мира держит последний день Рамадана. Разумеется, хотелось бы надеяться на пересмотр подхода в определении дня Фитра, и посоветовать духовным управлениям заимствовать зарубежный опыт исламских стран, отточенный веками: занять накануне праздника выжидательную позицию и по факту фиксации молодого месяца объявлять день праздничного намаза. Благо, что современные средства связи способствуют тому, что факт окончания месяца можно констатировать не только астрономическим путём, но и оперативно приняв на веру сообщение единоверцев из других стран.
Но пока есть то, что имеем, и не исключено, что и в этом году мы будем праздновать пятого июля, а кто-то в других странах – шестого. Как относиться к такому явлению «бипразднества»? Учёные, изучившие этот вопрос, рекомендуют нам не отделяться постом от общей массы, когда люди празднуют и угощают друг друга. (При этом неважно, что решение о дне праздника было принято на основе примерного календаря, как это происходит в нашем регионе). На это указывает хадис от Посланника Аллаха (ﷺ):”الصوم يوم تصومون، والفطر يوم تفطرون، والأضحى يوم تضحون” («Пост – в день, когда вы поститесь, разговение – в день, когда вы разговляетесь, жертвоприношение – в день, когда вы приносите жертвоприношение»). (Ат-Тирмизи, хадис оценён как «сильный» шейхом Аль-Албани, № 561).
Этого мнения придерживались и имамы Абу Ханифа, Малик, Ахмад, из более поздних – Ибн Таймия, приведший в обоснование своей фетвы несколько доводов. Из современных учёных такой же эдикт (фетву) о необходимости разговения с общей массой выдали Ибн Усаймин, Абдульазиз ибн Баз, Абдулькарим Аль-Худайр. (Все – члены Постоянного Комитета по фетвам). Ибн Таймия среди прочего писал, что в пользу этого мнения говорит и тот факт, что человек, увидевший молодой месяц Зуль-Хиджы один, не может совершать стояние на Арафа один (никто из учёных не рекомендовал это!), а должен делать это со всеми. Также Всевышний Аллах связал положение поста с луной и месяцем. По-арабски молодой полумесяц называется «هلال», «хиляль», то есть то, о чём «объявляется публично» (يُستهَل به). А слово месяц по-арабски звучит как «شهر», «шаhр» – слово, однокоренное с другим словом «شهرة», «известность». Соответственно, если молодой месяц и взошёл на небе, но люди о нём не узнали и не объявили друг другу, то юридические положения не могут связываться с таким полумесяцем.
Так что советуем вам, дорогие братья и сестры, праздновать Фитр (Уразу-байрам) с общей массой людей, а если в сердце сохранится сомнение относительно того, правильно ли вы совершили, празднуя днём раньше относительно других регионов, то возместите этот день в какой-либо из последующих дней. Просим у Аллаха Всевышнего провести оставшиеся дни и ночи благословенного месяца с максимальной пользой, совершая благие дела, надеясь встретить и проводить Ночь предопределения за искренним поклонением. Да хранит Аллах наши дома и земли от различных смут, и да осветит Он их светом веры, аминь. (Для дополнительной информации можем порекомендовать: islamqa).
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Автор Хайбуллин И. Н. Секретарь, преподаватель, переводчик, публицист при Совете мусульман Башкортостана