Клевета!

Клевета!

Клевета (бухтан) - это возведение лжи на человека, или же проще говоря приписывание человеку то, к чему он не имеет никакого отношение, как это разъяснил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.

Ученые единогласны в том, что клевета из числа тяжких грехов в Исламе! А Всевышний Аллах сказал: «А кто совершил ошибку или грех и обвинил в этом невиновного, тот взвалил на себя бремя клеветы и очевидного греха» (ан-Ниса 4: 112).

Всевышний Аллах также сказал: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (Сонмы 33: 58).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто скажет о верующем то, чего в нем нет, Аллах поместит в “радгъатуль-хабаль”1, до тех пор, пока он не избавится от того, что сказал!» Абу Дауд 3597, Ахмад 5385. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, верблюд, на котором ехала Сафийя2 ослаб, а у Зайнаб было лишнее верховое животное. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Зайнаб: «Отдай ей верблюда». Она ответила: “Чтобы я дала этой иудейке?!” За это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разгневался на нее и не общался с ней весь месяц зуль-хиджжа, мухаррам и часть сафара”. Абу Дауд 4602. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пять вещей не имеют искупления: Приравнивание Аллаху равных; убийство души не по праву; клевета, возведенная на верующего; бегство с поля боя; и ложная клятва, с помощью которой присваивают чужое имущество!» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3247.

Если шариат строго отзывается о гъиба, произнося которую, человек говорит то, что действительно есть в том, о ком он упоминает, трудно себе представить какова участь и наказание того, кто приписывает мусульманину то, к чему он вообще не имеет никакого отношения!

1. В другом хадисе сказано, что на вопрос: “Что такое радгъатуль-хабаль?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это выделения обитателей Огня». Ибн Маджах 3377. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
2. Сафийя – дочь иудея Ибн Ахтаба, вождя племени “Бану Къурайза”, принявшая Ислам и ставшая женой посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

1. Каково положение обвинения человека в том, что он не может удержать свой язык?

2. Должен ли я сообщить им то, что сказали о них, и кто это сказал? Так случилось, что вместо того, чтобы сообщить человеку то, что про него говорят, и кто говорит это, ему сказали, что тот человек, кто передал это, не держит язык за зубами. И ничего не добавили.

3. Как можно обвинить человека в том, что он мог бы и не сказать? Этот человек может быть невиновным, но его репутация сейчас испортилась.

Исламские положения и постановления по этому вопросу, чтобы прекратить обвинения, пересуды и злословие в отношение человека, о котором сказали, что он не может удержать свой язык.

Во-первых: Мусульманин должен беречь свой язык и избегать того, что запрещено. Среди запретных вещей, к которым люди часто относятся легкомысленно, — пересуды и сплетни, клевета и злословие.

Пересуды, хула или злословие /гыба/ означает говорить о мусульманине в его отсутствии о том, что действительно есть в нем, но что ему не нравится. Клевета, поклеп /бухтан/ означает говорить о мусульманине то, чего в нем нет, то есть это ложное обвинение, ложный слух о нем. Злонамеренные сплетни /намима/ означают пересказ одному человеку о том, что сказал другой для того, чтобы поссорит их.

Существует множество доказательств того, что эти действия являются запретными /харам/. Но достаточно упомянуть лишь некоторые из них.

Всевышний Аллах сказал:

وَلا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضاً أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتاً فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ

«И не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный»[1].

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы что такое хула /гыба/?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Тогда он сказал: «Говорить о своем брате (мусульманине) то, что ему не нравится». Его спросили: «А если в нем действительно есть то, о чем я говорю?» Он ответил: «Если в нем действительно есть то, о чем ты говоришь, то ты сказал хулу, а если в нем нет того, о чем ты говоришь, то ты оклеветал его»[2].

Передаётся от Ибн ‘Аббаса, что «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прошел мимо двух могил и сказал: „Эти двое получают сейчас наказание, и наказывают их не за великие грехи. Один из них ходил и распространял злобные сплетни /намима/, а другой не пытался уберечься от брызг мочи“. Затем он попросил дать зеленую пальмовую ветку, которую разделил пополам и посадил на каждую могилу, а после сказал: „Возможно их мучения уменьшатся, пока они не высохнут“»[3].

Во-вторых: Слова одного человека о другом, что тот не может контролировать свой язык, несомненно, неприятны для того человека. Если это действительно так, то эти слова является хулой и пересудами, а если нет, то — клеветой.

В любом случае, каждый, кто распространяет хулу, злословит, говорит клевету или злостные сплетни, должен покаяться и молиться о прощении, и это между ним и Аллахом. А если он узнал, что какое-либо из его слов дошло до человека, о котором он говорил, то тогда он должен пойти к нему и попросить его прощения. А если же человек не знает о злословии или сплетнях в свой адрес, то тогда не стоит говорить ему об этом. Лучше пусть человек, который распространял их, обращается к Аллаху за него, просит для него прощения и хорошо высказывается о нем за его спиной, как ранее плохо высказывался о нем. Ему не стоит оповещать человека о злословии или ином в его адрес и в том случае, если это приведет только к большей вражде; в этой ситуации достаточно обратиться к Аллаху за него, говорить о нем хорошо и молиться о прощении за него.

Передано, что Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Кто бы ни совершил несправедливость по отношению к чести своего брата или к чему-либо другому, пусть тотчас же исправит это сегодня, до того, как не станет ни динара, ни дирхама. Если у него будут благодеяния, то из них будет взято соразмерно нанесенной им обиды, а если у него не будет благодеяний, то будут взяты злодеяния этого его брата, и они будут взвалены на него“»[4].

Шейху-ль-ислам Ибн Таймия сказал: «Кто бы ни обидел человека, клевеща на него, или распространяя злословие и оскорбления о нем, а после раскаялся, то Аллах примет его покаяние. Но если тот человек, что был обижен и оклеветан, узнает об этом, то он имеет право свести счеты. Если же тот, кого он оклеветал, или о ком он злословил, не узнал об этом, то, по мнению ученых, существует два мнения по этому поводу. Оба из них передаются от Ахмада, и более правильным из них является то, что человек не должен говорить оклеветанному им человеку, что злословил о нем за его спиной. Также было сказано, что для него будет лучше, если он начнет говорить хорошо за спиной того человека так же, как он злословил о нем в его отсутствие. Как сказал аль-Хасан аль-Басри: „Искупление хулы и пересудов /гыба/ — это молитва о прощении для человека, о котором вы злословили“»[5].

__________________________________________

[1] Коран. Сура «Комнаты» 49:12.

[2] Муслим. Ас-Сахих, № 2589.

[3] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 213; Муслим. Ас-Сахих, № 292.

[4] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 2317.

[5] Ибн Таймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 3. С. 291.

Проблема ли не простить обидчика, который попросил о прощении? Имам Ибн ас-Салях

الإمام ابن الصلاح: هل يلزم المظلوم عن يعفو عن الظالم بعد طلبه أن يجعله في الحل؟

Спросили имама мухаддисов, шейх уль-Ислама Такыюддина Абу ‘Амра Усмана ибн Абдуррахмана аш-Шахразури аш-Шафии, известного как Ибн ас-Салях: «Один человек совершал злословие (гыба) о другом мусульманине, затем пришел к нему и сказал: «Я злословил о тебе, и сказал о тебе то-то и то. Прости мне это». Но он не простил ему этого. Ошибся ли он в том, что не простил ему этого? И осталась ли ответственность на том, кто совершал злословие?»

Он, да будет доволен им Аллах, ответил: «Он не обязан прощать тому человеку этот поступок, однако тем самым он лишил себя пользы от прощения и награды за спасение просящего (о прощении). И ответственность на совершавшем злословие остается. Путь он почаще говорит: «О Аллах, прости мне и тому, о ком я злословил, и тому, с кем я поступил несправедливо». Передано в хадисе, не знаю насколько сильна его цепочка передатчиков, что искупление за злословие содержится в испрашивании прощения для того, о ком совершалось это злословие. И даже если хадис не достоверен, то у него есть основа». См. «Фатауа Ибн ас-Салях», с. 190-191.

سئل إمام المحدثين شيخ الإسلام تقي الدين أبو عمرو عثمان بن عبد الرحمن الشهرزوري الشافعي المعروف بابن الصلاح: «رجل اغتاب رجلا مُسلما وَجَاء إِلَيْهِ وَقَالَ اغتبتك وَقلت عَنْك كَذَا وَكَذَا اجْعَلنِي فِي حل فَمَا فعل بجعله فِي حل هَل هُوَ مخطىء بِكَوْنِهِ لم يَجعله فِي حل وَهَذَا الَّذِي اغتابه بَقِي عَلَيْهِ تبعة أم لَا؟»

أجَاب رَضِي الله عَنهُ لَيْسَ عَلَيْهِ: «أَن يَجعله فِي حل وَلَكِن حرم نَفسه فَائِدَة الْعَفو ومثوبة إسعاف السَّائِل والتبعة بَاقِيَة على المغتاب وَيَنْبَغِي أَن يكثر من أَن يَقُول اللَّهُمَّ اغْفِر لي وَلمن اغْتَبْته وَلمن ظلمته وَقد رُوِيَ فِي حَدِيث لَا أعلمهُ يُقَوي إِسْنَاده كَفَّارَة الْغَيْبَة إِن تستغفر لمن أغتبته وَإِن لم يثبت فَلهُ أصل»

انظر: «فتاوى ابن الصلاح»، ص. 190-191

***

На моем пути не было катастрофических ситуаций, связанных с клеветой, но были, так скажем, очень неприятные моменты. Чего не бывает в нашей жизни, тем паче в сегодняшней… Больней всего было вот это, неистребимое и почти сакраментальное: «Статья, безусловно, заказная, и я знаю, кто ее проплатил». Люди советовали «не обращать внимания» и «быть выше».

Для человека очень важна репутация, конечно, иными словами — ему нужно, чтоб ему верили. Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее — в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда — в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным.

А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? О таких людях известно и написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ищет правды и справедливости. Причем страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижников всегда имела практические последствия, и какие!

Чаще всего клевету распространяют, чтобы навредить человеку и нанести ущерб его деловой репутации. Наиболее искусные клеветники, прежде чем распространять ложные сведения, тщательно собирают информацию об объекте, чтобы впоследствии в мозаику фактов вплести ложь, дискредитирующую выбранный объект нападок.

Есть два вида клеветы и клеветничества. Клевета, распространяемая теми, кто сплетничают из-за дурного характера или просто ради удовольствия. Клевета этого рода пуста и ничтожна, чем меньше на неё обращается внимания, тем быстрее она уничтожает самого сплетника.

И клевета, распространяемая умышленно и профессионально. Этот вид клеветы как ядовитый клинок, наносящий кровоточащие раны. Клеветник для борьбы с конкретным человеком, группой лиц или компанией умышленно создаёт порочащие сведения, направленные на уничтожение репутации объекта, на дискредитацию доброго имени или имиджа конкретного лица или компании. Клевета данного вида наиболее опасна и бороться с ней надо обязательно.

Абу Муса аль-Ашарий (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Какой из мусульман лучше?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Тот, от чьего языка и рук благополучны мусульмане».

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных».

Яхъя бин Муаз ар-Рази (да будет свята его душа) сказал: «Пусть от тебя долей для мусульманина будет три особенности: если ты не можешь принести ему пользу, то хотя бы не навреди; если ты не можешь обрадовать его, то хотя бы не огорчай, и если ты не можешь похвалить его, то хотя бы не порицай».

Вне всякого сомнения, клевета является одним из самых больших грехов в исламе. Каждый клеветник, который не раскается в этом грехе и не попросит прощения у того, кого он оклеветал, рано или поздно непременно будет наказан за это. Подвергнуться клевете - очень тяжелое испытание, поэтому необходимо проявить максимум терпения. Так как проявляя терпение, человек получает награду и, конечно же, рано или поздно правда выйдет наружу.

Как мы знаем, пророк Юсуф (алейхи салям) тоже был оклеветан, причем его обвинили в совершении очень мерзкого поступка. Но, в конце концов, Аллах Всевышний явил истину и показал непричастность Юсуфа (алейхи салям) к тому, в чем его обвиняли.

Точно так же следует вспомнить и Айшу (радыйаллаху анха) – любимую жену посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), которая была оклеветана. Несмотря на всю горечь и боль, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вверил это дело Аллаху Всевышнему, и в конце концов Аллах подтвердил чистоту и непорочность Айши (радыйаллаху анха). Аллах – Всезнающ, и знает о состоянии абсолютно каждого человека.

Поэтому оказавшись в такой ситуации, не следует расстраиваться и огорчаться, так как это лишь обрадует клеветника. Самым главным является то, каково положение человека перед Аллахом Всевышним. Как мы уже сказали в начале, тому, кто оказался в подобной ситуации, следует вооружиться терпением и просить у Аллаха Всевышнего раскрыть правду.

Ситуация, когда Юсуф был оклеветан. Его обвинили в преступлении, которого он не совершал. На долгие годы он оказался заточенным в темнице. Окружение постоянно проявляло к нему враждебность и несправедливость. Казалось бы, что ничто и никто не спасет и не оправдает его. Несмотря на то, что Юсуф был очевидно невиновен, было принято решение заточить его в темницу, что является показателем несправедливости суда того времени, и таким образом невежественное общество причиняло вред человеку, желающему сохранить целомудрие. Если будем внимательны, то заметим, что, несмотря на имеющие доказательства невиновности Юсуфа, общество согласилось с ложью и не поддержало сторону правды.

Они были удовлетворены тем, что невиновного человека бросили в темницу, они удовольствовались притеснениями Юсуфа, а на первом плане была их личная выгода. Об этом положении так сообщается в аяте: «Они увидели его доказательства (невиновности Юсуфа), но после этого все равно решили заточить его на некоторое время» (сура Юсуф, 35).

В итоге Юсуф провел долгие годы в заточении (см. сура Юсуф, 42). Несмотря на то, что трудно доказать правоту, верующий человек не отчаивается. Верующий всегда полагается на Аллаха, с какими бы трудностями и испытаниями не сталкивался, никогда не теряет надежды, при любых обстоятельствах остается довольным предопределением Аллаха и верит, что в каждом событии сокрыто благо. Конечно, в глазах невежественных людей положение Юсуфа выглядит совсем незавидным, однако в итоге, как в этой жизни, так и в вечный жизни, исход стал весьма успешным для пророка.

А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)». Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали: «Это - очевидное колдовство». [[Аллах сообщил о том, с каким упорством сыны Исраила сопротивлялись призыву пророка Исы, сына Марьям. Он говорил: «О сыны Исраила! Господь отправил меня для того, чтобы я призвал вас к добру и предостерег вас от зла. Он поддержал меня ясными знамениями, которые свидетельствуют о правдивости моих слов. Я подтверждаю истинность того, что было ниспослано в Торе до меня. Я принес вам Небесное Писание, так же как и Муса некогда принес вам Тору. Если бы я был лжецом, то не открыл бы вам того, что до меня сообщали вам правдивые пророки и посланники. Я подтверждаю истинность Писаний Торы, ибо обо мне она пророчествует, обо мне вы в ней читаете благую весть. Я пришел, дабы подтвердить ее правдивость и открыть вам благую весть о посланнике, который явится после меня и имя которому Ахмад».

Он говорил о Пророке Мухаммаде, сыне Абдуллаха и внуке Абд аль-Мутталиба, прямом потомке старейшины арабов Хашима. Таким образом, пророк Иса, как и все остальные пророки Аллаха, подтвердил правдивость предыдущего пророка и принес весть о будущем пророке. Отнюдь не так поступают лжецы, претендующие на место Божьего избранника, которые самым неистовым образом противоречат учениям и законам пророков и отличаются порочным нравом и низменными качествами. А когда Мухаммад, о пришествии которого пророчествовал Иса, явился к людям с неопровержимыми доказательствами того, что он послан Аллахом и является Его истинным пророком, они нарекли его чародеем. Именно так поступали и поступают лживые противники истины, и насколько же поразительны их неверие и неразумение! Они сочли колдуном и чародеем пророка, миссия которого так же ясна и очевидна, как солнце на безоблачном небосводе! Есть ли более страшное предательство?! Есть ли более ужасная клевета, чем клевета людей, которые отрицают очевидную истину и обвиняют посланников в том, к чему они не имеют ни малейшего отношения?]]

Клевета, которой мы подверглись — это повод задуматься о себе. Возмущаясь против клеветы, мы как бы говорим «Я не грязен, я чист!». Встречный вопрос: что, весь чист? Прямо как из бани? «Нет, но…»

Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил? Как журналист, я никогда не выполнял пресловутых «заказов», не писал обличительных текстов за чьи-то деньги. Но наша профессия чревата многими другими соблазнами, я никогда им не поддавался.

Клевета оскорбляет нас лично. А наш грех оскорбляет Самого Создателя. Что важнее? Вот они, наши перекосы. Реально устранив из своей жизни какое-либо неправедное дело, исключив его для себя, мы делаем это обстоятельство сверхзначимым для своего самоощущения: «Я — честный, неподкупный, я не могу терпеть, если кто-то говорит обо мне иначе!»

И еще одна мысль должна, наверное, прийти: а сами-то мы никого не оклеветали часом?.. Как уже здесь сказано, клевета не всегда связана с целенаправленным злым умыслом, гораздо чаще — с безответственной болтовней, когда мы произносим чужие имена и повторяем утверждения о других людях, нимало не задумываясь о доказанности этих утверждений. Очень часто мы при этом «ссылаемся на источники»: «Не знаю, правда это или нет, но такой-то мне говорил…». Это в быту, а если вернуться к профессии автора этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня — одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы. Оболганный подает в суд, просит прокуратуру привлечь клеветников к уголовной ответственности — и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все СМИ, даже самые лояльные к жертве оговора.

Что будет в Судный день с тем, кто клеветал и злословил?

Злословие и клевета так широко распространены в наше время, что они стали поводом для встреч людей и способом для выражения их гнева, подозрений и ревности. Те, кто занимается злословием, забывают о том, что этим они вредят только себе. В День Воскресения и сплетник, и обиженный им будут стоять перед Аллахом, Справедливым судьей, и Аллах даст обиженному человеку возможность забрать себе часть благодеяний человека, который обидел его несправедливым злословием (а если его добрых дел не будет достаточно, то обиженный получит возможность отдать обидчику свои грехи).

Ислам учит нас также, что если в нашем присутствии люди высмеивают или злословят о другом верующем, мы должны защитить честь своего брата. Если мы пренебрежем этим, то мы лишим себя помощи и милости Аллаха: Если в присутствии человека будут клеветать на брата-мусульманина, и он способен защитить его и сделает это, то Аллах защитит его в этом мире и в следующем. Но если он не защитит его, то Аллах уничтожит его в этом мире и следующем (Багави).

В каких случаях можно донести на человека и есть такие случаи вообще?

Есть некоторые ситуации, когда мы можем рассказать что-то неприятное о человеке (если это правда), и это не будет грехом. Нам позволено сообщить, когда кто-то делает несправедливость по отношению к нам или другим людям, позволено для нас сообщить об этом кому-то, кто может удержать преступника от совершения греха. Также допустимо для нас сказать о человеке правду тому, кто обращается к нам за советом — можно ли иметь с ним дела по бизнесу или заключить брак. В этом случае не позволено для нас скрывать то, что мы знаем о человеке, даже дурное.

Сегодня наука шагнула далеко вперед, есть научное доказательство того, что злословия вредят организму человека. Насколько это правда?

На самом деле правда. Согласно современным научным исследованиям, человек, склонный к сквернословию, обрекает себя не только на вечные, но и на земные страдания. Слово «страдания» в данном контексте может звучать пафосно по причине того, что человек не осознает негативного влияния собственных слов. Потому как это влияние происходит на молекулярном уровне. И только со временем человек может ощутить итог такого воздействия в виде болезни, психического расстройства, токсичных отношений с окружающими и т. д.

В результате исследований российских ученых института квантовой генетики Академии наук России были выявлены неблагоприятные последствия сквернословия. Выяснилось, что электромагнитные колебания, в форме которых были представлены слова, оказывают прямое воздействие на свойства и структуру молекул ДНК.

Если речь насыщена нецензурной лексикой, отрицательными по смыслу словообразованиями, от избытка негатива в молекулах ДНК «запускается» так называемая «отрицательная программа». или «программа самоликвидации». То есть начинаются процессы, действие которых направлено на саморазрушение. Постепенное искажение программы со здоровой на дисфункциональную приводит к тому, что структура ДНК видоизменяется. Бранное слово оказывает мутагенный эффект, мощность радиационного излучения которого равна тысяче рентген.

Слова с позитивными значениями имеют соответствующий эффект. Вспомним, например, случай, произошедший со сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. В хадисе Абу Саида аль-Худри сообщается, что как-то группа из сподвижников Пророка вышла в путь. Когда они дошли до местности, где нашли поселение, попросили у них пристанища, однако получили отказ. Затем стало известно, что одного из старейшин укусила змея, и никто не мог ему помочь. Они обратились за помощью к сподвижникам: «Нашего старейшину укусила змея, ни одно из наших средств ему не помогло, нет ли у вас чего-нибудь?» Сахабы ответили: «Да, у нас есть заклинание, однако вы отказали нам в гостеприимстве, и мы не собираемся помогать, пока вы не передумаете». Договорившись на стаде скота, они прочитали больному суру Аль-Фатиха. После чего тот мгновенно исцелился. Более того, изменения, произошедшие на уровне ДНК, передаются потомкам.

То есть, если я буду сквернословить, мои потомки также привержены к этому?

Именно. Из поколения в поколение, в «генетическом наследстве» человека усиливается влияние саморазрушительных процессов, основа которых закладывается речью предыдущих поколений.

Было также выяснено, что для ДНК не имеет значения, кто является говорящим. На ее структуру влияет не только то, что человек говорит, но и то, что он слышит. Если человек слышит брань, проклятья, сквернословие из уст другого человека, будь то даже в беседе, по радио или по телевизору, это оказывает такое же негативное влияние, как если бы он сам произносил эти слова. К случаю вспомним также хадис, переданный от Ибн Умара: «Злословящий и слушающий — соучастники в грехе» (привел ат-Табарани). Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

Что на структуру ДНК влияют как произносимые, так и услышанные слова;

Что содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном (совокупность всей генетической информации организма).

В целом же возможность как позитивного, так и негативного воздействия слов была известна человечеству с незапамятных времен. В то время, когда не было развитой медицины, люди находили исцеление в молитвах и добрых словах. А бранные слова и проклятия воспринимались на уровне заклинаний. Но если тогда еще это были лишь догадки ума, то сегодня это — научно подтверждаемые факты. Что, конечно, должно усиливать нашу бдительность как в том, что мы говорим, так и в том, что мы слушаем и читаем.

P. S. Что мы сделаем в следующий раз, когда мы будем испытывать желание злословить, клеветать на кого-то или услышим все это в нашем присутствии? Выбор за нами!