Как праведные халифы переживали за Умму мусульман
С Именем Аллаха. Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
О том, как два великих халифа – ‘Умар ибн аль-Хаттаб и ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да будет доволен ими Аллах) переживали за общину мусульман
Во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба в 18-ом году по хиджре на аравийском полуострове произошла сильная засуха и людей постиг голод. Этот год был известен как год «Рамада». Сообщается, что видя то бедственное положение, которому подверглись люди, ‘Умар поклялся, что не приблизится к мясу, молоку и маслу, до тех пор, пока люди не вернутся к нормальной жизни. См. “аль-Камиль фи ат-Тарих” (2/375).
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда еда в Медине закончилась, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, стал кушать только ячмень, и однажды, когда его живот начал урчать, он стукнул по нему и сказал: «Клянусь Аллахом, не войдёт в тебя ничего, кроме этого, пока Аллах не облегчит положение мусульман!»” Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (3/226), Ибн Шабба в “Ахбар аль-Мадина” (2/309).
Также сообщается, что в это время один из людей, найдя немного еды, принёс её ‘Умару, однако ‘Умар отказался от неё, сказав: “Разве я буду тем, кого заботит его паства, если не буду ощущать на себе то, что постигло их!” ат-Табари в “ат-Тарих” (4/98).
Ибн ‘Умар рассказывал, что его отец – ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими обоими Аллах), когда был халифом, часто говорил: “Даже если козлёнок умрёт на берегу реки Евфрат, то воистину, я опасаюсь, что Аллах спросит за это с ‘Умара в Судный день!” Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (3/305), ат-Табари в “ат-Тарих” (4/202).
‘Ата ибн Аби Рабах рассказывал: “Как-то я пришёл Фатыме – жене ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза после того, как скончался ‘Умар, и попросил её: “Поведай мне о чём-либо из жизни повелителя правоверных”.
На что она ответила: «Хорошо, но если бы он был жив, я не стала бы это рассказывать.
Однажды я вошла к ‘Умару, а он сидел на своём месте для молитвы, положив руку на щеку, и слёзы текли по его бороде. Я спросила: “О повелитель правоверных, что случилось?!”
На что он ответил: «О Фатыма, я взял на себя правление делами общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), как белых людей, так и чёрных, и стал думать о положении голодного бедняка, несчастного больного, изнурённого воина, обиженного угнетённого; пленённого странника; дряхлого старца, и о том, у кого большая семья, но мало имущества, а также подобных им людях в разных уголках земли и в разных городах. Подумав о них, я осознал, что мой Господь обязательно спросит меня за них в Судный День, и за них будет препираться со мной пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)! Воистину, я испугался того, что у меня не найдётся аргументов в свою защиту, поэтому я пожалел себя и заплакал»”.
Ибн Аби ад-Дунья в “Мухасабату-ннафс” (105), Ибн Тайфур в “Балягъат ан-ниса” (стр. 74), Ибн ‘Асакир в “Тариху Димашкъ” (45/197). Сообщение хорошее. См. “Тахкыкъ Тарих аль-Ислям” (7/120).