Как поступить с запретным имуществом после покаяния?

Как поступить с запретным имуществом после покаяния?

Я работаю бухгалтером в аудиторской фирме. Моя работа состоит в подготовке учетных данные и возврата налогов, также я даю советы клиентам по поводу их имущества и налогов. Нашими клиентами в большинстве случаев являются владельцы маленьких кафе и ресторанов. Также у нас есть несколько клиентов, работающих в сфере недвижимости, и частные предпринимателей. По поводу владельцев ресторанов, некоторые из них продают свинину наряду с другой продукцией, и все наши клиенты работают с процентами /риба/: или платят их, или получают. Иногда мне приходится писать отчет клиенту, в котором разъясняется материальное положение клиента. При этом я знаю, что этот отчет будет использован в последующем для получения кредита. Является ли моя работа дозволенной по Шариату /халяль/? Если такая работа запрещена, и я, оставив ее, перейду на другую, то могу ли я использовать то имущество, которое я получил и накопил, работая здесь? Могу ли я использовать это имущество в качестве инвестиций? Могу ли я на деньги, полученные на этой работе, совершить паломничество?

Хвала Аллаху Господу миров.

Во-первых, работа в сфере регистрации ростовщичества или подсчет процентов ростовщичества, или подготовка отчетов или иные действия, которые являются содействием и помощью в ростовщичестве не является дозволенной. Так это и есть содействие в грехе и несправедливости, о которой Всевышний Аллах сказал:

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلا تَعَاوَنُوا عَلَى الأِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании[1].

Вам обязательно следует оставить эту работу и найти ее в дозволенной сфере деятельности. Если человек оставит что-то ради Аллаха, то Аллах заменит ему оставленное лучшим.

Во-вторых, если человек покаялся Аллаху в запретном деянии, посредством которого получил материальную выгоду, например, гонорар за песни, взятку, плату за предсказание или лжесвидетельство, плату за регистрацию ростовщической операции или получил иные материальные выгоды в других запретных для мусульманина сферах деятельности, то, если он уже потратил это имущество, он ничего не должен возмещать. Если подобное имущество еще не потрачено и находится у него, то он должен избавиться от него, расходуя его на благотворительность. Однако в том случае, если он сам нуждается в деньгах, то он может брать из этого имущества только столько, сколько ему необходимо, а от остального избавиться. На подобные деньги паломничество совершать нельзя, так как Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.

Ибн аль-Кайим сказал: «Если кто-то получил плату за запретный вид деятельности, и он взял ее, например, плату за прелюбодеяние, за исполнение песен, за торговлю опьяняющими напитками (веществами), за лжесвидетельство или иное, а после он покаялся в своих действиях, но имущество все еще находится в его руках, то, как сказала одна группа ученых, он должен вернуть имущество владельцу. Так как это имущество изначально является его имуществом, и оно было отдано запрещенным по Шариату способом, а владелец имущества не получил дозволенную по Шариату услугу/товар.

Другая группа ученых считала, что покаяние состоится посредством раздачи этого имущества в качестве милостыни, и он не должен возвращать его владельцу. Верным это мнение считал шейх Ибн Таймия, и это мнение является более верным…»[2].

Ибн аль-Кайим более подробно по этому вопросу высказался в Заду-ль-ма‘ад и там же утвердил способ избавления от этого имущества и завершения покаяния. Он сказал, что полное покаяние будет достигнуто: …посредством милостыни. Если человек сам нуждается в этом имуществе, то он может взять столько, сколько ему необходимо для покрытия своих нужд, а остальное он должен раздать в качестве милостыни[3].

Шейх Ибн Таймия сказал: Если распутница или виноторговец покаются, то, если они бедны, им дозволено использовать на свои нужды такую часть этого имущества, в которой они нуждаются. Если они могут заниматься торговлей или заниматься (каким-либо дозволенным) ремеслом, например, ткать и прясть, то они могут взять из этого имущества деньги в качестве первоначального капитала[4].

Подробно этот вопрос можно изучить по книге Ар-Риба фи-ль-му‘амаляти-ль-масрифийати-ль-му‘асырати доктора ‘Абдуллаха ибн Мухаммада ас-Са‘иди (Т. 2. С. 779-874).

В-третьих, из последних слов шейха-ль-исляма понятно, что, если человек, покаявшийся в том, что зарабатывал запретным путем, нуждается в этом имуществе, то он может взять из этого имущества необходимое количество. Он также может использовать это имущество в качестве первоначального капитала в торговле или производстве. А остальную часть имущества он должен раздать в качестве милостыни.

В-четвертых, так как часть Вашей работы была дозволенной, а остальная часть – запретной, то постарайтесь выяснить размер (в процентном отношении, например) запретной части Вашей работы и избавьтесь от той части заработка, которую Вы получили именно за нее. Если определить Вам этот размер тяжело, то избавьтесь от половины этого имущества. Шейх Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: … Если дозволенное и запретное смешано, и узнать размер каждой части невозможно, то он делит его пополам[5].

А Аллаху ведомо лучше.

_________________________________________________________________

[1] Коран. Сура Трапеза 5:2.

[2] Ибн аль-Кайим. Мадариджу-с-салихин. Т. 1. С. 389.

[3] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 5. С. 778.

[4] Ибн Таймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 29. С. 308.

[5] Там же. Т. 29. С. 307.

islamqa.info

У меня есть брат, который работает за границей. Он владелец двух ресторанов и дискозала. Однако в ресторане он торгует спиртным, но желает покаяться Аллаху.
Вопрос первый.
Каково религиозно-правовое решение в отношении денег, которые он отправлял своей матери и двум сестрам? Отмечу, что одна из его сестер государственная служащая и может покрывать семейные расходы. Что же касается меня, то я все еще учусь и не могу их обеспечивать.
Вопрос второй.
У него есть женатый брат, с семьей из шести человек.
Он намерился заняться дозволенным видом бизнеса, но для этого ему была необходима некоторая сумма денег, которую ему дал брат. Они стали равноправными компаньонами. Каково религиозно-правовое решение в отношении прибыли от этого бизнеса?
Вопрос третий.
Можно сказать, что все его имущество заработано на двух ресторанах и дискозале. Что ему делать с ним после покаяния? Хочу обратить ваше внимание на то, что он женат на иностранке и у него его сын двенадцати лет. Может ли он тратить это имущество на свою семью?
Вопрос четвертый.
Можно ли брать у него деньги в беспроцентный долг для того, чтобы заниматься разрешенным видом бизнеса, а долг выплачивать с доходов от этого бизнеса?
Вопрос пятый.
В своей стране он в качестве милостыни давал деньги для бедных семей, а некоторым семьям он выдавал ежемесячное обеспечение. Каково религиозно-правовое решение в отношении этих денег? Будет ли раздача милостыни из запретного имущества записана ему в качестве благих дел?

Хвала Аллаху Господу миров.

Категорически запрещено открывать дискозал и работать в нем. Также под категорическим запретом находится продажа вина (опьяняющих веществ), а имущество, заработанное на этом, является запретным и скверным. Так как, если нечто запрещено Аллахом, то запретным является и прибыль (от этого). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясно указал на то, что продавец вина, употребляющий и доставляющий его, прокляты. Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Аллах проклял вино, того, кто его употребляет, того, кто его наливает его, того, кто его продает, того, кто его покупает, того, кто его выжимает, того, кто просит его выжать, того, кто доставляет, и того, кому его принесли (Абу Дауд № 3674, Ибн Маджа № 3380). Аль-Албани в Сахих Аби Дауд сказал, что этот хадис достоверен.

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял десятерых, связанных с вином: того, кто давит вино, того, кто просит делать это, того, кто пьёт вино, того, кто доставляет его, того, кому его принесли, того, кто наливает его, того, кто продаёт его, того, кто получает с этого прибыль, того, кто покупает его, и того, для кого оно покупается (Ат-Тирмизи № 1295).

Человеку, совершающему любой из этих грехов, необходимо покаяться Всевышнему Аллаху, оставить этот грех, сожалеть о том, что совершал его, и искренне вознамериться не возвращаться к нему в будущем.

Что же касается имущества. С той частью, которая была получена недозволенным путем – с продажи запретного или предоставления запретных услуг – и которая уже была истрачена и роздана, нет необходимости что-либо делать. Что же касается того, что осталось у него из имущества, то, согласно более достоверному мнению ученых, от него необходимо избавиться: раздать бедным и нуждающимся, или потратить другим благодетельным способом.

Если этот человек испытывает нужду, то он может взять из этого имущества столько, сколько достаточно для покрытия его нужд, а от остального избавиться. Нет греха и в том, если он возьмет из этого имущества капитал, необходимый для открытия дозволенного бизнеса или работы.

Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: Если распутник и виноторговец покаются, и они бедны, то им дозволено воспользоваться этим имуществом (имуществом, добытым запретным путем – прим. пер.), чтобы покрыть свои нужды. Если они могут заняться торговлей или заняться другим делом, например, ткачеством или прядением, то им дозволено взять капитал (для открытия своего дела) (Маджму‘ аль-фатауа. Т. 29. С. 308).

Восхваляем Всевышнего Аллаха за то, что он направил Вашего брата к размышлению о покаянии. Просим Аллаха принять его покаяние и простить его.

Необходимо отметить, что обязательным является избавление только от имущества, добытого запретным путем, а не от всего имущества, которое заработал Ваш брат. Несомненно, в двух ресторанах подавалась как дозволенная еда, так и вино, которое является запретным. Вашему брату необходимо определить прибыль с того, что является запретным, и избавится от этого. Что же касается прибыли, полученной с дозволенного вида деятельности, то она дозволена, и от нее избавляться не нужно. Он может ею воспользоваться.

Ответы на Ваши вопросы:

Первый. За то, что мать или другой человек взял имущество от Вашего брата и воспользовался им, они ничего не должны делать. Это касается и той части имущества, что ими не была потрачена. Правило гласит: имущество, заработанное запретным путем, является запретным лишь для человека, заработавшего его. Если же это имущество было подарено или отдано для обеспечения семьи и т. д., то это дозволено. Ваша семья не совершила грех, взяв из имущества Вашего брата.

Также нет ничего плохого в том, чтобы взять у него в долг. Так как грех ложится на человека, который заработал это имущество запретным путем, а не на того, кто взял у него в долг.

Второй. Сотрудничество с тем, в чьем имуществе есть доля, заработанная запретным путем, является верным. Но лучше этого не делать. Прибыль с подобного сотрудничества, если пожелает Аллах, является дозволенной. А Вашему брату необходимо избавиться от имущества, добытого запретным путем, как это было уже сказано выше.

Третий. Чтобы избавиться от запретного имущества, можно отдать его бедняку, который желает жениться, или купить жилье, или тому, кто желает открыть дело, чтобы обеспечивать себя и т. п. Ваш брат также может положить их в кассу и брать оттуда деньги, чтобы давать им в долг нуждающимся. Но имущество не должно возвращаться к нему и становиться его собственностью, так как он обязан избавиться от него.

Четвертый. То, что Ваш брат отдал в качестве милостыни нуждающимся, является похвальным делом, и он получит награду за ту часть милостыни, которая была добыта дозволенным путем. И возможно это, а также искренняя мольба за него тех нуждающихся людей, были причиной того, что он вернулся на прямой путь. Ему следует выделить часть имущества, от которого он будет избавляться, тем беднякам. И он будет вознагражден за то, что избавился от запретного имущества.

Просим Аллаха о помощи, о правильных поступках и об укреплении на прямом пути для всех нас!

А Аллах знает лучше.

islamqa.info