Как люди выдумывали хадисы

Как люди выдумывали хадисы

Хвала Аллаху Господу миров!

Сказал Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да помилует его Аллах: Передается история о человеке, который продавал овощи. Среди прочего он продавал баклажаны, и когда у него залежались баклажаны, он объявил людям следующее: «Рассказал мне такой-то от такого-то, от такого-то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Баклажан (полезен) для того, для чего его едят». См. «аль-Мауду’ат», (№ 126) ас-Сагани; «аль-Манар уль-муниф», (№ 54) Ибн уль-Каййима; «ат-Тальхис уль-хабир», (1/38).

И когда он произнес эти слова, люди стали покупать его баклажаны.

Также передается история об одном проповеднике, увещевавшем людей. Он обратился к людям с проповедью в мечети Русафы в Ираке и сказал: «Рассказали мне Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Ма’ин от такого-то, от такого-то, от такого-то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочитает: «Скажи: «Он — Аллах, Один»», тому Аллах за каждую букву дарует такую-то и такую-то награду. И кто скажет: «Ля иляха илля Ллах», тому Аллах за каждую букву дарует такую-то и такую-то награду», упомянув определенную великую награду. (Услышав об этом), имам Ахмад сказал Ибн Ма’ину: «Ты рассказывал ему такое?», на что тот ответил: «Нет». Затем Ибн Ма’ин задал ему тот же самый вопрос, и Ахмад ответил: «Нет», после чего каждый них стал смеяться над этой цепочкой передатчиков и этим странным хадисом.

Когда люди разошлись, Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Ма’ин позвали того человека и спросили: «Кто рассказал тебе такое?». Он ответил: «Мне рассказали Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Ма’ин». Тогда Ахмад сказал: «Я — Ахмад, и я не рассказывал тебе ничего такого». Тот человек ответил: «Клянусь Аллахом, прежде я думал, что ты — разумный человек, но сейчас я понял, что у тебя нет разума, о Ахмад ибн Ханбаль». Ахмад спросил: «Почему?!». Тот ответил: «В этом мире семнадцать человек, которых зовут Ахмад ибн Ханбаль. Неужели ты думаешь, что только ты один в этом мире с таким именем?». Эту историю передали аль-Хаким в «аль-Мадхаль», (стр. 57) и аль-Хатыб в «аль-Джами’ ли ахляк ар-рауи», (2/166).

То есть этот человек солгал на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, придумав эту безупречную цепочку (иснад), состоящую из крепких передатчиков.

Есть определенные хадисы, которые распространены среди людей, но они являются выдуманными. Например, хадис: «Любовь к родине — это часть веры». Упомянули ас-Сагани в «аль-Мауду’ат», (№ 81) и ас-Сахауи в «аль-Макасыд аль-хасана», (№ 386).

Этот хадис известен среди людей, особенно, среди националистов, которые считают его переданным по многочисленным путям и достоверным. Если человек намеренно и осознанно относит эти слова к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, то он заслуживает той угрозы, о которой сказано в хадисе: «Если кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в Огне!». аль-Бухари, (№ 110); Муслим, (№ 3).

Также, например, хадис: «Трудись ради своей ближней жизни так, словно будешь жить вечно, и трудись ради своей вечной жизни так, словно умрешь завтра». Этот хадис не является достоверным от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Передали Ибн Кутейба в «’Уюн уль-Ахбар», (1/244); Ибн Аби ад-Дунья в «Ислях уль-маль», (№ 49) как слова ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом.

То же самое касается хадиса: «Любовь к ближней жизни — основа всякого греха». Также: «Желудок — обитель болезни». Также: «Вам следует есть харису (название блюда), ибо, поистине, она исцеляет спину». Также: «Чистота — это часть веры». Все эти хадисы распространены среди людей, но у них нет основы.

«Шарх Нузхат ан-назар», (стр. 82-84), 1-ое издание, 1437 г. х.