Истихара - поиск блага и выбора в деле...

Истихара - поиск блага и выбора в деле...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

В повседневной жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых не знает, какое решение принять или как поступить, когда в его жизни появляются трудности, справиться с которыми он не может самостоятельно, потому что не понимает, какой избрать путь, он нуждается в помощи и совете Всевышнего, обращается к Нему с вопросами, на которые желает получить ответы. Это могут быть самые разные бытовые ситуации и духовные, касающиеся женитьбы или приобретения дома или такой дорогостоящей вещи, как автомобиль, это могут быть вопросы, касающиеся путешествий или поиска работы, призыва и наставления людей. В таких ситуациях, когда трудно принять решение, для таких случаев шариатом предусмотрен специальный намаз – аль-Истихара.

Достоинства намаза аль-Истихара

От Са’да ибн аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من سعادة ابن آدم كثرة استخارته الله تعالى ورضاه بما قضى الله تعالى له ، ومن شقاوة ابن آدم تركه استخارة الله تعالى وسخطه بما قضى الله تعالى له

«Счастьем сына Адама является возможность часто просить о помощи (истихара) Всевышнего Аллаха. Счастьем сына Адама является довольство предопределением Аллаха. Несчастьем сына Адама является оставление истихары. Несчастьем сына Адама является гнев на предопределение Всевышнего Аллаха». (Ат-Тирмизи).

Описание намаза Истихара приводится в словах Джабира ибн ‘Абдуллаха аль-Салами, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, обучал своих сподвижников во всех делах испрашивать лучшее так же, как обучал их суре из Корана, и говорил: „Когда кто-то из вас пожелает сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака‘ата, а потом скажет: „О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело (следует назвать свое конкретное дело) станет благом для моей этой жизни и для жизни будущей (или сказал: для моей религии, для жизни и исхода моих дел), то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то отврати меня от него, (и отврати меня от него), и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им“». Транслитерация: «Аллаахумма иннии астахиирукя би ‘ильми-кя уа астакдиру-кя би кудрати-кя уа а’салука мин фадли-кя, фа иннакя такдиру уа ляя акдир, уа та‘ляму уа ляя а‘лям, уа анта ‘алляяму-ль-гуйууб. Аллаахумма фа ин кунта та‘ляму хааза-ль-амра (здесь следует назвать свое конкретное дело) хайран лии фии ‘ааджили амрии уа ааджили-хи (или: фи диинии уа ма‘аашии уа ‘аакыбати амрии) фа-кдур-ху лии уа йассир-ху лии сумма баарик лии фии-хии. Аллаахумма уа ин кунта та‘ляму анна-ху шаррун лии фии диинии уа ма‘аашии уа ‘акыбати амрии (или: фии ‘ааджили амрии уа ааджили-хи) фа-сриф-нии ‘ан-ху (уа-сраф-ху ‘аннии) уа-кдур ли-йа-ль-хайра хайсу каана сумма радды-нии би-хии». Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6841; также в других версиях приводится у Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Абу Дауд, Ибн Маджи и Ахмада.

Ибн Хаджр, да помилует его Аллах, в комментариях к этому хадису сказал: «Истихара - (как часть речи является) именем, которое означает обращение к Аллаху с просьбой помочь выбрать лучшее из двух дел, когда нужно выбрать одно из них.

Что касается слов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, обучал своих сподвижников во всех делах испрашивать лучшее…, то Ибн Аби Джамра сказал: „Это общая фраза, которой подразумевается нечто особое. Потому что в отношении обязательных и желательных /мустахабб/ деяний не нужно испрашивать помощь для их совершения, как и в отношении запретных и нежелательных /макрух/ деяний не нужно испрашивать помощь для их оставления. Значит, вопрос испрашивания помощи в выборе наилучшего ограничивается вопросами, которые являются разрешенными /мубах/ или желательными, когда необходимо принять решение относительно того, какому из дел следует отдать приоритет“. Я скажу, что это относится как к большим, так и малым вопросам; ведь иной раз незначительный вопрос может стать основой для большого вопроса.

Фраза „Когда кто-то из вас вознамерится…“ появляется в версии, переданной Ибн Мас‘удом, как „когда кто-то из вас пожелает сделать какое-либо дело“.

Слова „…пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата“ упоминается для пояснения, что это, например, не означает утреннюю обязательную молитву. Ан-Навави сказал в „Аль-Азкаре“: „Если человек произнесет мольбу испрашивания помощи в выборе наилучшего после двух рака‘атов регулярной молитвы-сунны, совершаемой, например, перед обязательной полуденной молитвой, или после двух рака‘атов любых других добровольных молитв, регулярных или нет… То нам кажется, что, если он вознамерился совершить конкретную молитву и молитву истихара одновременно, то этого будет достаточно. Но не в том случае, если он не вознамерился объединить обе молитвы в одном намерении“.

Ибн Аби Джамра сказал: „Мудрость того, что мольбе предшествует молитва, состоит в том, что истихара предназначена для получения благ этого мира и благ мира будущего. Молящийся должен постучать в дверь Властелина (Аллаха), и нет для этого ничего более действенного и лучшего, чем молитва. Ведь в ней есть возвеличивание Аллаха, восхваление Его и выражение постоянной нужды в Нем“.

Очевидный смысл фразы „а потом скажет“ подразумевает, что эту мольбу следует произносить после окончания молитвы; также, возможно, это указывает на порядок поминаний Аллаха и разных видов поминаний Аллаха в молитве, и что молящийся поизносит мольбу истихара по завершении их и до приветствия.

Слова „О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, то есть потому что Ты (о Аллах) — самый Знающий, также и в отношении слов „Твоим могуществом“. Также это может означать обращение за помощью. Слова „укрепить меня Твоим могуществом“ означают: „Я прошу Тебя дать мне силу и способность совершить желаемое“. Также они могут означать следующее: „Прошу Тебя предопределить мне это“, то есть облегчить мне это дело.

Фраза „…я прошу Тебя о Твоей милости“ указывает, что дарование чего-либо является милостью от Аллаха, и никто не имеет права требовать Его милости, как считают последователи Сунны.

Слова „Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю“ указывают на то, что всё знание и вся сила принадлежат только Одному Аллаху, а раб Аллаха может иметь из этого только то, что Аллах предписал ему.

Его слова „О Аллах, если Ты знаешь, что это дело“ или в другой версии „потом он называет конкретное дело“ очевидно указывают на то, что нужно произнести какое это дело. Однако также возможно, что достаточно просто думать о нем во время этой мольбы.

Фраза „предопредели его мне“ означает „исполни его для меня“, также говорили, что смысл этой фразы „облегчи мне его“.

Отврати меня от него и отврати меня от него“, то есть чтобы сердце просящего не оставалось привязанным к этому делу.

А слова „приведи меня к удовлетворённости им“ означают „сделай меня удовлетворённым и довольным, чтобы я не сожалел о том, что просил о нём, и что оно произошло, потому что я не знаю его последствий, даже если во время просьбы я был доволен этим делом“. Секрет этого в том, что сердце не останется привязанным к этому делу, и человек не будет беспокоиться. Довольство — это спокойствие души перед предопределением». Краткое переложение комментариев аль-Хафиза Ибн Хиджра, да помилует его Аллах, к хадису из «Сахиха аль-Бухари», из «Книги обращений к Аллаху с мольбами» и «Книги единобожия».

Сколько раз совершается истихара?

Перед важным делом достаточно совершить его один раз, но если после первого совершения истихары не видно каких-либо знаков, человек волен совершить намаз истихара ещё раз. Намаз истихара можно совершать до семи раз, если сердце не склоняется к какому-либо решению.

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (4/124) говорится:

قال الحنفية ، والمالكية ، والشافعية : ينبغي أن يكرر المستخير الاستخارة بالصلاة والدعاء سبع مرات ؛ لما روى ابن السني عن أنس . قال : « قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : يا أنس إذا هممت بأمر فاستخر ربك فيه سبع مرات ، ثم انظر إلى الذي يسبق إلى قلبك فإن الخير فيه » . ويؤخذ من أقوال الفقهاء أن تكرار الاستخارة يكون عند عدم ظهور شيء للمستخير ، فإذا ظهر له ما ينشرح به صدره لم يكن هناك ما يدعو إلى التكرار . وصرح الشافعية بأنه إذا لم يظهر له شيء بعد السابعة استخار أكثر من ذلك . أما الحنابلة فلم نجد لهم رأيا في تكرار الاستخارة في كتبهم التي تحت أيدينا رغم كثرتها

«Ханафиты, маликиты и шафииты сказали, что следует повторить намаз истихара и дуа семь раз, согласно хадису, который приводит Ибн ас-Сунни со слов Анаса: “(Однажды) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: “О Анас, если захочешь сделать что-либо, семь раз испроси у Аллаха благословения, а потом посмотри, что придётся тебе по сердцу, ибо в этом и будет благо””, (Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Если бы данный хадис был подтверждённым, то его можно было привести в качестве доказательства, однако его иснад очень слабый» («Фатхуль-Бари», 11/187)), и из слов факихов понимается, что повтор истихары нужен в том случае, когда совершающему истихару ничего не представляется. А если ему даётся [какой-либо знак], и душа склонилась к указанному делу, то к повторению не прибегают. Шафииты сказали, что если после седьмого раза человеку не стало что-либо ясно, то совершают истихару больше семи раз. Что касается ханбалитов, то мы не нашли у них мнения относительно повторения истихары в книгах, которые у нас имеются под рукой, несмотря на их большое количество».

Итог истихары

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (4/124-125) говорится:

أ – علامات القبول :
اتفق فقهاء المذاهب الأربعة على أن علامات القبول في الاستخارة انشراح الصدر ، لقول الرسول صلى الله عليه وسلم في الحديث المتقدم: « ثم انظر إلى الذي سبق إلى قلبك فإن الخير فيه » أي فيمضي إلى ما انشرح به صدره ، وشرح الصدر : عبارة عن ميل الإنسان وحبه للشيء من غير هوى للنفس ، أو ميل مصحوب بغرض ، على ما قرره العدوي . قال الزملكاني من الشافعية : لا يشترط شرح الصدر . فإذا استخار الإنسان ربه في شيء فليفعل ما بدا له ، سواء انشرح له صدره أم لا ، فإن فيه الخير ، وليس في الحديث انشراح الصدر .

ب – علامات عدم القبول :
وأما علامات عدم القبول فهو : أن يصرف الإنسان عن الشيء ، لنص الحديث ، ولم يخالف في هذا أحد من العلماء ، وعلامات الصرف : ألا يبقى قلبه بعد صرف الأمر عنه معلقا به ، وهذا هو الذي نص عليه الحديث : « فاصرفه عني واصرفني عنه ، واقدر لي الخير حيث كان ، ثم رضني به »

1. Признаки принятия (истихары)

Учёные четырёх мазхабов единодушно согласны с тем, что признаком принятия (истихары) является склонность души к указанному делу, согласно словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из хадиса, который упоминался ранее: «А потом смотри, что придётся тебе по сердцу, ибо в этом и будет благо». Человек склоняется к тому, к чему склоняется его душа. Склонность души – это склонность и любовь человека к чему-либо без какой-либо страсти своего эго или склонности, сопутствующей какой-либо цели, как сказал аль-Адави.

Шафиитский учёный имам Мухаммад ибн Али ибн Абдул-Вахид аль-Ансари, известный как Камалуддин ибн аз-Замалякани (667–727 гг. х.) – шафиитский факих из Дамаска. сказал: «Склонность души к этому делу не является условием принятия истихары. Если человек совершил истихару для своего дела, то пусть затем следует ему, независимо от того, склонилась его душа к нему или нет. И если есть в нём благо, оно будет успешно, даже если его душа не склонилась к этому. А в хадисе [от Джабира, переданном имамом аль-Бухари], не говорится о склонности души [по результату истихары]».

2. Признаки непринятия

Что касается признака непринятия, то он таков: человек отдаляется от указанного дела, согласно хадису. И никто из учёных не имел иного мнения на этот счёт. Признак отдаления таков: сердце человека после отдаления уже не привязано к делу. Это упоминается в хадисе: «То отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим»».

И теперь, узнав об этой великой Сунне, мы можем исполнять её и обучать ей других людей. Именно так поступали сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и праведные предшественники.

Правильная же точка зрения заключается в том, что если Аллах облегчил вам совершение какого-либо дела, после того как предписал его вам и принял вашу молитву, то это знак того, что продолжение данного дела является для вас благом.

Существование препятствий и трудностей – признак того, что Аллах отстраняет своего раба от совершения этого поступка. Смысл сказанного станет ясен, если человек задумается над словами молитвы «Истихара», приведенной в хадисе от Джабира, где говорится: «О, Аллах, если ты знаешь, что это дело (здесь следует упомянуть его) является благом для меня относительно моей религии, моей жизни, и моем конечном счете, тогда предопредели его для меня, облегчи, и благослови его для меня. Если же ты знаешь, что это дело явится злом для меня в моей религии, жизни, и моем конечном счете, то удали его от меня и меня от него, и предопредели для меня благо, где бы оно ни было и сделай меня удовлетворенным им».

Ибн Алан, после приведения мнения ученых относительно слабости хадиса, переданного Анасом, пишет: «Таким образом, было сказано, что: «после совершения «Истихары» человеку следует делать то, что он пожелает, даже если он и не испытывал каких-либо радостных чувств. Ибо что бы ни случилось после совершения «Истихары» оно является благом для него»».

Аль-Хафиз ибн Хаджар писал: «Аль-Хафиз Зайн аль-Дин аль-Ираги говорил относительно поступков человека, после совершения молитвы «Истихара»: «Чтобы человек ни предпринял, в этом будет лишь благо для него», о чем говорится в конце хадиса от Ибн Масуда, согласно некоторым из его иснадов: «Затем позвольте ему (человеку) сделать свой выбор».

Я (Ибн Хаджар) же говорю: «Я уже разъяснил выше, что передатчик хадиса, добавивший фразу «Затем позвольте ему сделать свой выбор» является слабым. Однако, он является более точным, чем комментатор хадиса, где говорится «затем посмотри, какое первое ощущение возникло в Твоем сердце»». («Аль-Футухат аль-Раббаниййа», 3/355-357).

Другим мифом, широко распространенным среди людей является утверждение, что после совершения молитвы «Истихара», следует лечь спать и всё благое, что вы увидите во сне, и что сделает вас счастливыми означает, что-то, что вы собираетесь делать, является благом для вас и совершение его будет облегчено вам. В противном же случае – оно не является благом. (Это то, что подразумевают задающие вопрос под высказыванием «получить сообщение»).
Насколько нам известно, не существует достоверного подтверждения этому. Вышесказанное не означает, что если вы испытываете радость, то это не является знаком. Однако, оно не должно рассматриваться как единственный и окончательный признак того, что данное дело является благом. Люди часто совершают «истихару» относительно того, что они любят или хотят сделать, поэтому они изначально чувствуют себя счастливыми.

Шейхуль Ислам (Ибн Теймиййя) (да смилуется над ним Аллах) говорил относительно чувства радости по поводу чего-либо: «Если человек совершил «Истихару», тогда чтобы Аллах ни облегчил для него и внушил бы ему радость по поводу этого дела, то это и есть то, что Аллах избрал для него». («Маджмуа аль-Фатава», 10/539).

Существует различие между ощущением радости, получив лишь один знак или же посредством нескольких знаков. Нет установленного времени для совершения молитвы «Истихара». Допускается совершение его более одного раза, но не существует ограничения. Человек может произнести дуа до или после таслима. Аллаху ведомо лучше.

Пользы от намаза Истихара

Польза первая: - это указание на законность молитвы истихара, и в нём так же то, что указывает на обязательность.
("نيل الأوطار" (3/88), "تحفة الذاكرين", стр. 134. Имам аш-Шаукани в "نيل الأوطار" обусловил обязательность тем, что пришло в хадисе, а это чтобы мусульманин желал сделать какое-либо дело. И эта обязательность не всеобщая.

Польза вторая: - это то, что истихару дозволено совершать в любом деле, не важно очень оно важное или нет. Сказал имам ан-Науауи: «аль-Истихара (мустахабба) желательна в любом деле, как на это указывает достоверный хадис».
(«الأذكار», (3/355 – شرح لابن علان).
* Скажу: есть ли для выполнения обязательного и оставление запретного, выполнения желательного и отстранения от порицаемого истихара ? Да есть, для таких дел как обязательные, желательные и любые благие…».
(«فتح الباري», (11/184).
Сказал ибну Хаджр: «Это охватывает и великие дела и то, что меньше их, а возможно то, что меньше соберется в большое». («فتح الباري», (11/184).

Польза третья: - это то, что молитва истихара совершается в два рака’ата, и они не должны быть из обязательных (фараид). Сказал имам ан-Науауи: "Явно то, что эти два рака’ата совершаются молитвами которые связаны с обязательными (рауатиб) или приветствием мечети или другими дополнительными (науафиль)". («الأذكار», (3/354 - شرح لابن علان).
* Скажу: его понимание, и Аллах знает лучше, что если есть необходимость какого-либо дела, то узаконено совершение молитвы (и ду’а после неё). И явно понимается из слов имама ан-Науауи, что определённого нията на молитву истихара не требуется, и это подтверждается словами в хадисе.
Сказал аль-‘Иракий: «Если есть важность в каком-либо деле, до начала совершения дополнительной (рауатиба) молитвы или ей подобной, затем совершается эта молитва без нията на истихару, и сразу после завершения добавляется к ней дуа истихара, и совершение этого явно». (Об этом он передал в («نيل الأوطار» 3/88), и не согласился с ним Хафиз в «فتح الباري», (11/150) сказав: «Явно, что он сказал: что ният на эту молитву должен быть вместе с ниятом на истихару, и это не похоже на молитву приветствия мечети, т.к. в молитве истихара должен быть определенный ният на ду’а. И подразумевается здесь ният на молитву, после которой или в которой будет ду’а. И исключается дозволенность тому, кому пришла мысль о испрашивании ду’а (во время молитвы) и он делает её после. Так как явно видно из хадиса, что молитва и ду’а совершаются после обнаружения желания сделать что-либо» (конец слов шейха).
Я скажу: это сообщение не указывает конкретно на определённые два рака’ата, однако указывает на то, что они не должны быть из обязательных. И если муслим захочет сделать какое-либо дело, то может, к примеру, совершить дополнительную (ратиб) молитву зухр и совершить после неё мольбу истихара, как желает этого от него Тот, Кого он просит. И на это указали имам ан-Науауи и аль-‘Иракий. И Аллах лучше знает).

Польза четвёртая: - это то, что молитва истихара не совершается в сомнение или колебание, т.к. посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал: إذا هم أحدكم بالأمر؛ «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело…». И так же всё ду’а (текст ду’а) указывает на это. А если муслим в сомнение или колебание относительного своего дела и хочет совершить истихару, то он должен выбрать одно из тех дел (между которыми он колеблется), и испрашивать после этого для него блага, а затем после истихары следовать своей цели. И если Аллах сделает его благим, то это дело будет ему облегчено и будет в нём баракат, а если нет, то Аллах удалит это дело от него и облегчит ему в благом, если так пожелает Великий Аллах.

Польза пятая: - это то, что в двух рака’атах этой молитвы не установлено чтение определённых сур или аятов после фатихи. (Сообщил ан-Науауи в («الأذكار- شرح لابن علان), то, что он читал в этой молитве суры аль-Кяфируун и аль-Ихлас.
Сказал аль-‘Иракий: « Я не нашёл ничего из хадисов что указывало бы на конкретные суры, которые читались в молитве истихара. Однако то, что упомянул ан-Науауи является подходящим…»
Я скажу: однако то, что это подходит не является конкретизирующим и не делает это законным. И у Аллаха помощь во всех делах).

Польза шестая: - это то, что испрашивания блага проявляется в облегчение дела и в баракате, либо в отдаление этого дела и сопутствия блага в другом.

Польза седьмая: - это то, что муслим после совершения молитвы истихара, идёт, следует своей цели, независимо «открылось его грудь» (т.е. прояснилось или устремилось сердце и т.п) или нет. (Это противоречит имаму ан-Науауи, который сказал: «Если совершил истихару, следуй этому, если открылась для этого твоя грудь». «الأذكار», (3/355-356/ شرح لابن علان). Однако здесь опиралься он на очень слабый хадис. «فتح الباري», (11/187).
Так же на противоречие в словах имама ан-Науауи, и на то, что следовать своему делу надо, в независимости от «раскрытие груди» указал аль-‘Азз ибну ‘абдуСсалям, и предпочтение этому мнению отдал аль-‘Иракий и опроверг слова ан-Науауи, и с ними согласился ибну Хаджр, (شرح الأذكار لابن علان), (3/357).
Сказал ибну аз-Замальканий: «Если совершил человек молитву истихара для своего дела, затем пусть следует ему, даже открылась к нему его душа или нет. И если есть в нём благо, будет оно для него, даже если не открылась душа его». (См. «طبقات الشافعية" للتاج ابن السبكي»ط, (9/206).

Польза восьмая: - место для мольбы истихара. Совершается она после саляма, исходя из слов пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия: إذا هم أحدكم بالأمر؛ فليركع ركعتين من غير الفريضة ، ثم ليقل... «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет…».
И явно видно что это ду’а после совершения двух рака’атов, т.е. после таслийма. А шейх уль-Ислим ибну Теймийя так же выбрал то, что можно совершать ду’а и до таслийма. (См. "الاختيارات الفقهية ", стр.57).

Дозволена ли истихара без совершения двух ракаатов, или без малого омовение, или во время хайда и нифаса?

Шейх ибн Баз, да смилуется над ним Аллах: "Да, дозволяется истихара, даже без совершения молитвы. Человек может совершать дуа и испрашивать благословение, будь это мужчина или женщина, во время или не во время хайда, во всем этом нет проблем. Однако будет лучше, если это случится после молитвы. Истихара делается с молитвой, совершаемой в соответствии с сунной. Пусть молится два ракаата, затем испрашивает своего Господа и просит благословение, будь он мужчиной или женщиной. Однако, если женщина будет в состоянии хайда, или возникнут срочные дела, то пусть испрашивает без совершения молитвы, и в этом нет проблем. Совершает дуа своему Господу, и хвала Аллаху, Он сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам". (Гафир, 60). И Истихара - это дуа, обращенное к Аллаху".

Намаз «истихара» и сон

Среди людей распространено ложное убеждение, что после совершения молитвы «истихара» непременно должен присниться сон, в котором будет указание к действию. Более того, некоторые полагают, что если подобного сна не было, то истихара была недействительной и не принесла пользу. Но, а если и увидят такой сон, то начинают терзать себя в попытках истолковать его. И тут необходимо напомнить, что одним из видов сна является сон, связанный с душевными переживаниями и тревогами человека, и нет никакой гарантии, что приснившийся после совершения истихары сон не из данного вида. Однако, хвала Аллаху, существуют ученые, оберегающие религию от искажений и нововведений, которые и указали на ошибочность подобного убеждения. Так, к примеру, живший в семисотых годах хиджры, выдающийся ученый Ибн аль-Хадж аль-Маликий (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Некоторые совершают истихару в узаконенной форме, но не предпринимают ничего, пока не увидят сон, который внушил бы, что это дело следует совершить либо же оставить его. Или ждут, пока такой сон за него увидит другой человек, но все это ничего не значит, потому что тот, кто обладал непогрешимостью (мир ему и благословение Аллаха) повелел совершать истихару и советоваться, а не руководствоваться тем, что видится во сне”. См. «аль-Мадхаль» 4/37.

А правовед этого столетия шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Не обязательно, чтобы совершивший истихару увидел сон, который указывал бы на лучшее решение. Напротив, если после совершения истихары одно из двух дел будет облегчено, то пусть знает, что это и есть лучшее, потому что он воззвал к Аллаху, чтобы Всевышний выбрал для него то, в чем заключено благо, и облегчил ему это. Поэтому если дело облегчается, то это указывает на то, что в нем заключено благо. Суть в том, что если ты искренне и правдиво попросил Аллаха выбрать для тебя лучшее, то последующее следствие, какими бы причинами оно не было обусловлено, и будет благом для тебя, если на то будет воля Аллаха”. Сл. «Нур 'аля ад-Дарб» №334b
Шейх 'Убайд бин 'Абдуллах аль-Джабри (да хранит его Аллах) сказал: “Некоторые люди, совершив молитву «истихару» отправляются спать, полагая, что увидят сон, который удержит или побудит к совершению дела. Это является нововведением”. «Истиджабату лиЛляхи уа лиРасулихи».

Шейх Махир бин Зафир аль-Кахтани (да хранит его Аллах) сказал: “Видение сна [после совершения молитвы истихары] не является знаком того, что дело обернется благом. Признаком того, что [молитва испрашивания помощи] была принята и знаком того, что в деле заключено благо, является облегчение дела. Указанием на это служат слова, которыми завершаются хадис: «О Аллах, если Ты знаешь1, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом даруй мне в этом благодать». Точно также, когда Аллах Своим могуществом отвращает человека от намеченного дела и приводит его к чувству удовлетворенности этим, это знак того, что для него в этом деле заключено зло”.

al-sunan