Закят уль-Фитр. Основные нормы
Многие мусульмане находятся в неведении о Закату-ль-фитр – «очистительном налоге разговения», обязательном для всех мусульман, который выплачивается по окончании месяца Рамадан. Мы хотели бы изложить его основные положения.
Мудрость предписания
В день Иду-ль-фитр верующие совершают праздничную молитву, поздравляют друг друга, посещают и принимают гостей. Однако не у каждого есть возможность накрыть праздничный стол. В день всеобщей радости это не должно печалить бедняков и неимущих. Передаётся, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предписал раздавать пожертвование (фитр) как очищение постящихся от сказанных ими праздных слов и непристойностей и пропитание для бедняков» (Абу Дауд, Ибн Маджа). Также передаётся со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «повелевал раздавать это пожертвование до того, как люди отправятся на праздничный намаз» (Аль-Бухари, Муслим). В другой версии этого хадиса, цепочка передатчиков которой является слабой, говорится: «…избавьте их тем самым от блужданий в этот день» (Ад-Даракутни, Ибн Адийя).
Таким образом, закату-ль-фитр призван избавить неимущих от просьб в день праздника, доставить им радость в день радости мусульман и очистить недостатки постившихся («Мавсуату-ль-фикхийя», 23/336).
Кто выплачивает закату-ль-фитр
Закату-ль-фитр обязан выплачивать каждый мусульманин, имеющий на это возможность, то есть владеющий имуществом сверх необходимого пропитания для себя и тех, кто находится на его иждивении, на праздничные день и ночь. В противном случае эта обязанность с него снимается. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «обязал выплачивать закату-ль-фитр в размере одного са’ фиников или ячменя за каждого мусульманина: свободного и раба, мужчины и женщины, взрослого и ребёнка» (Аль-Бухари, Муслим).
Мусульманин обязан выплачивать закату-ль-фитр за себя и тех, кто находится на его попечении, как, например, родители, жена, дети. Однако он не обязан выплачивать его за совершеннолетнего сына, способного работать, а также за родственников, попечителем которых он не является. Более того, без их разрешения и поручительства такая выплата не будет действительной. Если же у мусульманина нет возможности выплатитьзакату-ль-фитр за всех, кто находится на его попечении, то его обязательство распространяется в такой последовательности: сначала он платит за себя, затем за жену, затем за несовершеннолетних детей, затем за отца, затем за мать, затем за совершеннолетних детей, не способных работать («Фикху-ль-манхаджи», 1/229).
Чем и сколько
Закату-ль-фитр выплачивается в виде одного са’ (по объёму один са’ составляет приблизительно три литра («Фикху-ль-манхаджи», 1/230), относительно пшеницы 2,8 килограммов) продуктов, которые являются основными в соответствующем регионе. Это может быть рис, гречка, фасоль и т. д. Нельзя выплачивать закату-ль-фитр сахаром, солью и всем, что не является непосредственно продуктами питания. Также нельзя выплачивать закату-ль-фитр продуктами питания, которые не являются основными, что зависит от региона выплаты. Передаётся, что Абу Саид аль-Худри говорил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в День разговения мы выплачивали закату-ль-фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, творогом и финиками» (Аль-Бухари).
Согласно мнению большинства учёных, выплачивать закату-ль-фитр деньгами нельзя, так как на это нет никаких доказательств, а прямой смысл текстов хадисов указывает на то, что закату-ль-фитр выплачивается именно основными продуктами питания. Однако, по мнению имама Абу Ханифы, закату-ль-фитр можно выплатить и деньгами («Мавсуату-ль-фикхийя, 23/343).
Когда
Согласно мнению большинства учёных, обязанность выплаты закату-ль-фитр накладывается на мусульман с заходом солнца последнего дня Рамадана. Закату-ль-фитр следует выплатить до праздничной молитвы. Так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) «повелевал выплачивать (закату-ль-фитр) до того, как люди отправятся на праздничную молитву» (Аль-Бухари).
Несмотря на это, по мнению большинства учёных, откладывание выплаты закату-ль-фитр после праздничного намаза до конца дня является лишь нежелательным. Также, по единогласному мнению учёных, обязанность выплаты не спадает с того, кто не выплатил её своевременно («Мавсуату-льфикхийя», 23/341).
По мнению маликитов и ханбалитов, выплата закату-ль-фитр допустима за день или два до праздника. Передаётся, что так поступал Ибн Умар. По мнению шафиитов и ханафитов, выплата закату-ль-фитр допустима в течение всего месяца Рамадан.
Некоторые учёные считают, что промежуток времени выплаты ограничивается восходом солнца в день праздника и праздничной молитвой. Ибн Аббас сказал: «Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после молитвы, то это будет всего лишь обычной милостыней» (Абу Дауд,Ибн Маджа).
Кому
Учёные разошлись в том, кому выплачивается закату-ль-фитр. По мнению большинства правоведов, он выплачивается тем же восьми категориям, которым выплачивается закат (один из столпов ислама). «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).
Ибн Таймийя, как и маликиты, считает, что закату-ль-фитр предназначается только нищим и беднякам. По мнению шафиитов, он предназначается перечисленным в аяте восьми категориям или наличествующим из них.
Закату-ль-фитр должен распределяться там, где застал конец Рамадана закатоплательщик.
АбдульМу’мин [islamcivil.ru]
Можно ли выплатить закату-ль фитр деньгами вместо продуктов питания?
Основа закату-от фитр в том, что его необходимо отдавать в виде продуктов питания, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обязал выплачивать его в виде продуктов питания. Это подтверждает несколько хадисов, среди которых хадис от Аль-Бухари (1503) и Муслима (984), который передается от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обязал выплачивать закату-ль фитр в виде са’а (мера измерения сыпучих тел) фиников или са’а ячменя». Также хадис, который передается от Аль-Бухари (1506) и Муслима (985) от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах: «Мы выплачивали закату-ль фитр одним са’ еды, са’ ячменя, са’ фиников, са’ творога или са’ изюма».
Поэтому в вопросе выплаты закату-ль фитр ученые разногласят на три мнения:
Первое мнение – нельзя выплачивать закату-ль фитр деньгами. Это мнение маликитов, шафиитов и ханбалитов.
Второе мнение – можно выплачивать закату-ль фитр деньгами. Это мнение ханафитов, а также подобное мнение есть в шафиитском мазхабе и это одно из преданий в ханбалитском мазхабе.
Третье мнение – можно выплачивать закату-ль фитр деньгами, если в этом есть нужда или польза. Это одно из мнений ханбалитского мазхаба и мнение шейху-ль исляма Ибн Таймии.
Представители каждого из мнений аргументируют свои слова доводами.
Те, кто запрещает выплату закату-ль фитра деньгами ссылаются на внешний смысл хадисов, которые содержат в себе повеление выплачивать закату-ль фитр продуктами питания.
Те, кто дозволяет выплату закату-ль фитр деньгами ссылаются на то, что цель закату-ль фитр – это обогащение бедняков в день праздника, а обогащение бедного деньгами иногда бывает более эффективным.
Те же, кто дозволяет выплату закату-ль фитр деньгами при необходимости или пользе говорят, что основа – это выплата закату-ль фитр продуктами питания, однако от этой основы можно уйти, если в выплате закату-ль фитр деньгами есть польза или необходимость. Это они аргументировали несколькими доводами. Из них хадис, который приводится у Аль-Бухари в виде утвердительного комментария, что Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал жителям Йемена, когда его туда отправил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Отправьте нам стоимость садаки одеждой хамис или использованной вместо ячменя и кукурузы. Это легче вам и полезней для сподвижников пророка».
К пользе и необходимости в выплате закату-ль фитр деньгами взамен продуктов питания относится тот факт, что если с выплатой закату-ль фитр продуктами питания будет связано какое-либо затруднение, то затруднение в шариате устраняется.
Это мнение о дозволенности выплаты закату-ль фитр деньгами при необходимости и нужде, самая близкая к истине из этих мнений, так как оно объединяет в себе доводы, осуществление пользы и устранение затруднений.
Аллах знает лучше!
Шейх Халид аль-Муслих
Перевел: Малик абу Хатим [islamcivil.ru]