Является ли в Исламе обязательным разрушение статуй, даже если они – часть наследства человеческой цивилизации? Почему, когда сахабы завоевывали другие земли и видели там статуи, они не разрушали их?

Является ли в Исламе обязательным разрушение статуй, даже если они – часть наследства человеческой цивилизации? Почему, когда сахабы завоевывали другие земли и видели там статуи, они не разрушали их?

Вся хвала Аллаху Господу Миров!

В Шариате есть доказательства, которые указывают, что разрушение идолов – обязательно, например:

1 – Муслим (969) передал, что, Абу’ль-Хайадж аль-Асади сказал: ‘Али ибн Аби Талиб сказал мне: «Разве я не буду посылать вас с теми же самыми наставлениями, какими Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посылал меня: «Не оставляйте изваяния, не уничтожив ее или возвышенную могилу, не сравнив ее с землей.»"

2 – Муслим (832) передал от ‘Урвы ибн ‘Абаса, что он сказал Пророку, мир ему и благословения Аллаха: «С чем ты был послан?" Он сказал, «Я был послан, чтобы поддерживать родственные связи, ломать идолы, и чтобы поклонялись одному Аллаху, не придавая Ему в сотоварищи никого и ничего." И обязанность разрушения идолов становится еще сильнее, если им поклоняются помимо Аллаха.

3 – Аль-Бухари (3020) и Муслим (2476) передали, что Джарир ибн ‘Абдаллах аль-Баджали сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Не избавишь ли ты меня от Зу’ль-Хальса?" Это был дом (в Йемене) принадлежащий (племени) Хас’ам, который называли Ка’бат аль-Йаманийа. Я выступил со ста пятьюдесятью всадниками. Я плохо держался на коне, о чем пожаловался Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он ударил рукой по моей груди и сказал, ‘О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по правильному пути!’» Таким образом Джарир пошел и сжег это святилище. Затем Джарир послал человека по имени Абу Артат, известить об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который пять раз призвал благословения Аллаха на этих воинов. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: Этот хадис указывает, что предписано убирать то, что может соблазнить или смутить людей, являются ли они зданиями, людьми, животными или неодушевленными предметами.

4 – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Халида ибн аль-Валида в поход, чтобы разрушить аль-’Узза,

5 – и он послал Саад ибн Зайда аль-Ашхали в поход, чтобы разрушить Манат,

6 – И он послал ‘Амр ибн аль-’Ас в поход, чтобы разрушить Сува’.

Все это случилось после Завоевания Мекки.

Ан-Навави сказал в Шарх Муслим, обсуждая вопрос создания статуй: «Есть согласованное мнение (иджма), что все, что отбрасывает тень, запрещено и должно быть изменено». Изваяния, которые бросают тень, являются трехмерными изображениями, как эти статуи.

Относительно того, что сахабы (да будет доволен ими Аллах), не разрушали идолы на завоеванных землях, это – всего лишь предположение. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не оставили бы идолов и статуи, тем более, что в те времена люди поклонялись им.

Если вопрос о том, каким образом Сахабы оставляли древних идолов Фараонов и финикиян, ответ состоит в том, что эти идолы входят в одну из трех категорий:

1 – Эти идолы, возможно, были в отдаленных местах, которых не достигли сахабы, например, когда сподвижники завоевали Египет, это не означает, что они достигли каждого участка этой земли.

2 – Возможно эти идолы были не видны, возможно, они были внутри сооружений фараона и т.д. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам спешить, проходя мимо мест обитания грешников и тех, кто был наказан, и он запретил входить в такие места. В ас-Сахихайн говорится: «Не вступайте в места тех, кто был наказан, иначе, как плача, чтобы вас не постигло подобное тому, что постигло их." Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это на земле Самуд, когда он проходил мимо асхаб аль-хиджр («обитатели скалы» – см. «Сура Аль-Хиджр», 15:80), народа Салиха (мир ему). Согласно другому сообщению, рассказанному в ас-Сахихайн, «Если вы не плачете, то не вступайте в них, чтобы вас не постигло подобное тому, что постигло их."

Мы считаемм, что если сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, видели храм или сооружение этих людей, они не входили в них и даже не смотрели на то, что было внутри них. Это развевает любые сомнения о том, почему сахабы не видели пирамиды или то, что находилось внутри них. Также возможно, что их двери и входы тогда были засыпаны песком.

3 – Многие из этих идолов, которые мы видим в настоящее время, раньше были скрыты, и только недавно обнаружены, или они были принесены из отдаленных мест, которых не достигли сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Аз-Заркали спросили о Пирамидах и Сфинксе и т.д: Видели ли их сахабы, которые вошли в Египет? Он сказал: В большинстве они были покрыты песком, особенно Сфинкс. Шибн Джазират аль-’Араб, 4/1188.

Поэтому, даже если мы предполагаем, что была статуя, которая была видима и не скрыта, тогда мы все еще должны доказать, что сахабы видели ее и были в состоянии разрушить ее.

Также необходимо знать, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) не были бы в состоянии разрушить некоторые из этих статуй. Потребовалось двадцать дней, чтобы разрушить некоторые из этих статуй даже при помощи инструментов, оборудования, и взрывчатых веществ и т.д, которые вообще не были доступны для сахабов. На это указывает и то, что Ибн Хулдун сказал в аль-Мукаддима (стр. 383), что халиф аль-Рашид был неспособен разрушить гробницу Хосроя (إيوان كسرى). Он собрал мужчин и инструменты, он пробовал сжечь это, и обливал кислотой, но он не смог уничтожить её. Также халиф аль-Ма’мун хотел разрушить пирамиды в Египте, собрал рабочих, но не смог сделать этого.

Относительно оправдания, что эти статуи — часть наследства человечества, то на эти слова нельзя обращать внимания. Аль-Лат, аль-’Узза, Хубаль, Манат и другие идолы также были наследством для тех, кто поклонялся им среди курайшитов и других арабов.

Это — наследство, но харамное наследство, которое должно быть искоренено. Когда приходит повеление Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то верующий должен спешить повиноваться, и приказ Аллаха и Его посланника не может быть отклонен по причине этого несостоятельного оправдания. Аллах говорит: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими." Сура Нур 24:51.

Мы просим Аллаха помочь мусульманам делать то, что Он любит и чем Он доволен. И Аллах знает лучше.

fatwaonline

Почему пирамиды и сфинксы всякие не были разрушены при халифате?

Возможно потому что они не знали что это такое.

Спросили имама аз-Зуркали: «Видел ли кто-нибудь из сподвижников пирамиды?» Он ответил: «Большая их часть была в песке, особенно Сфинкс».

Поэтому думаю сахабы не знали о их существовании, а когда они обнаружились, то как исторические факты говорят о том, что минимум трое из правителей мусульман предпринимали попытки их разрушения, чтобы люди не превратили их в идолов и в места поклонения. Имена этих правителей: Ма’мун , аль-‘Азиз аль-Айюби и халифа ар-Рашид.

Борьбе мусульман с оскорблениями их религиозных чувств

Так, в рамках борьбы с «ложными идолами» правоверные сровняли с землёй развалины Калаха, древней столицы Ассирийской державы, основанной царём Салманасаром в 1-й половине XIII века до н.э. Также посредством танков и бульдозеров в начале марта уничтожены руины древних городов Нимруд и Хатра.

Не желая останавливаться на достигнутом, воины Аллаха взорвали центральную библиотеку во всё том же многострадальном Мосуле, сложив огромные костры из тысяч редких книг и манускриптов.

В ответ ЮНЕСКО призвала к экстренному совещанию Совета Безопасности ООН, и им есть о чём беспокоиться, ведь, как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на иракский телеканал «Аль-Арабия», на территории, контролируемой боевиками, остаётся ещё около 2 тысяч архитектурных памятников.

Однако столь серьёзной международной организации следовало бы с большим пониманием относиться к подобным проявлениям культурных особенностей, тем более если речь идёт о такой древней и уважаемой традиции, как утверждение величия Аллаха через уничтожение произведений культуры. Здесь можно вспомнить хотя бы случай со знаменитой Александрийской библиотекой: завладевший Александрией арабский военачальник Амр послал в Медину гонца за инструкциями о дальнейшей судьбе библиотеки и получил от халифа Умара такой ответ: «Если в этих книгах написано то же, что и в Коране, то они лишние, а если противное Корану, то они вредны. Прикажи их уничтожить». 

Однако наиболее грандиозным подвигом на этом неблагодарном поприще можно считать попытки разрушения, ни много ни мало, самих египетских пирамид. Труды арабских писателей полны свидетельств о намерениях разрушить эти постройки, нагло попирающие веру в могущество Аллаха.

Так, знаменитый багдадский лекарь и энциклопедист Абдул-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади (1161-1231 гг.) повествует о войне с пирамидами халифа аль-Малика аль-Азиза, сына прославленного султана Салах ад-Дина (в европейской традиции — Саладина).

Для «пробы пера» халифом была выбрана самая маленькая из великих пирамид в Гизе – пирамида Менкаура (или Микерина). Под присмотром нескольких уважаемых эмиров и сановников на работы были согнаны рудокопы и рабочие со всех концов страны. Орудуя кирками и рычагами, они пытались расшатывать каменные блоки и стягивать их вниз канатами. Несмотря на величайшее напряжение сил и пристальный контроль со стороны начальства, за день рабочим удавалось сдвинуть не более одного или двух камней. Грохот от падающих блоков, пишет всё тот же аль-Багдади, далеко разносился по пустыне, а земля дрожала как при землетрясении.

После восьми месяцев напряженного труда люди были измучены, казна растрачена, а на пирамиде остался едва заметный след. Осознав всю безнадёжность этой затеи, аль-Малик аль-Азиз был вынужден бросить работу.

Более удачными оказались действия его предшественника, багдадского халифа аль-Мамуна, прибывшего в Египет в 831 году для подавления крестьянского восстания в дельте Нила. Когда бунтовщики были усмирены, сжигание деревень и показательные казни наскучили халифу, а население мятежных областей сократилось более чем в два раза, у восстановившего порядок и авторитет аль-Мамуна появилось время, чтобы почтить своим вниманием пирамиды.

Нашего героя, как и многих до и после него, манили истории о несметных сокровищах древних фараонов, скрытых в глубине их величественных гробниц. Советники напрасно предостерегали аль-Мамуна, что пирамиды охраняются страшными заклятьями и могущественными духами, готовыми погубить каждого, кто попытается в них проникнуть. Халиф остался глух к их предостережениям.

«Аллах велик, Всеведущ и Мудр! Он наделил меня могуществом власти и будет охранять меня на этом и на том свете. Да исполнятся слова Корана, сура седьмая, где сказано: «И уничтожили мы дело фараоново и людей его, и всё, что он построил». Моё слово твёрдо!» — так передаёт предание слова гордого правителя.

Не откладывая дела в долгий ящик, аль-Мамун выбрал самую большую из пирамид (ведь в ней, без сомнения, должен был находиться самый большой клад). Несмотря на все усилия разведчиков, им так и не удалось обнаружить вход: вероятно, он был или замурован в римские времена, или погребён под толщей песка. Тогда в Гизу были вызваны осадных дел мастера и привезены стенобитные орудия. По легенде, тяжёлый, изнурительный труд под палящим солнцем сначала не приносил никаких результатов: трескались пальмовые брёвна таранов, гнулись железные ломы, а пирамида всё стояла как ни в чём не бывало. Возможно, кладоискатели так и бросили бы эту затею, но, к счастью для них, какой-то каменщик подсказал, что стену может разъесть кипящий уксус. Весь уксус, какой только удалось найти, был немедленно реквизирован, подвезены котлы и дрова, работа вновь закипела.

Вскоре облицовка пирамиды поддалась и в её боку образовалась дыра, похожая на воронку от бомбы. Кладоискателям пришлось извлечь из стены пирамиды более двухсот многотонных блоков, прежде чем прокладываемый ими тоннель достиг так называемого Нисходящего коридора. Когда рабочие расширили отверстие достаточно, чтобы через него мог пролезть человек, внутрь тотчас был отправлен доброволец с факелом, избавленный от страха перед духами с помощью золотого динара. После его возвращения пирамиду осмотрел и сам халиф. Обойдя перегораживающую проход гранитную плиту и миновав Восходящий коридор, он попал в так называемую Большую галерею, ведущую к погребальной камере фараона Хуфу.

Неизвестно об источниках того времени, рассказывающих о трофеях аль-Мамуна, добытых в результате этой экспедиции. Этот факт принято объяснять тем, что всё ценное было вынесено из столь заманчивых объектов для мародёрства за несколько столетий до экспедиции нашего героя. Однако, не найдя в гробнице несметных сокровищ, аль-Мамун прихватил с собой саркофаг Хеопса, как утверждает историк XII века аль-Кайси, якобы собственными глазами видевший этот «гроб, похожий на статую» стоящим у дверей дворца халифа в Каире в 511 году Хиджры, то есть 1117/1118 году н.э.

Оценив в процессе прокладки тоннеля сложность гипотетического уничтожения пирамид с помощью кирки и лома, наместник Пророка отказался от этой затеи. Однако за прошедшие с тех пор века Аллах подарил своим защитникам немало новых орудий, «дабы никто не мог сказать, будто правоверные не в силах уничтожить то, что построили не арабы», как сказал в VIII веке визирь Яхья ибн Халид. Откроется ли в будущем новая и, возможно, последняя страница в истории единственного уцелевшего из Семи чудес света? Увидят ли древние усыпальницы фараонов новых, более подготовленных врагов под своими стенами? Очевидно, что для исламских борцов с «языческими памятниками» пирамиды могут стать крайне заманчивой целью…

Источник