Взятие Мекки. Это произошло в месяц Рамадана восьмого года Хиджры (январь 630 г.)
Причина овладения Меккой: люди из племени Бакр, попросили знатных курайшитов оказать им поддержку против племени Хузаа людьми и оружием (племя Хузаа состояли в союзе с мусульманами). И они оказали им поддержку. Выступила группа курайшитов, скрывая свою внешность. Среди них были: Сафван ибн Умайя, Хувайтыб ибн Абдуль-Узза, Микраз ибн Хафс. Они встретились с племенем Бакр в местечке под названием аль-Ватир. Они неожиданно напали на группу хузаитов, убили более двадцати человек. После этого случая, вышел Амр ибн Салим аль-Хузаи во главе двадцати всадников своего племени и прибыл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы сообщить о произошедшем. Посланник Аллаха ﷺ встал со своего места, волоча свою накидку, и сказал: «Я не помогу себе, если не окажу помощи племени Бакр, в том же в чем помог бы себе».
Также он сказал следующее: «Эта туча предвещает победу племени Кааб» (Рассказали об этом Ибн Саад и Ибн Исхак, текст Ибн Саада. Ибн Хаджар сказал: «передали аль-Баззар, ат-Табарани, Муса ибн Укба и другие»).
Курайшиты пожалели о содеянном и отправили Абу Суфьяна ибн Харба к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с целью обновить и продлить соглашение. Он пришел и обратился к Пророку ﷺ, но он ему не ответил. Потом направился к Абу Бакру, попросил его, чтобы уговорил Пророка ﷺ поговорить с ним. Абу Бакр сказал: «Я этого не сделаю».
Потом пошел к Умару ибн аль-Хаттабу, обратился к нему. Тот воскликнул: «Разве я стану ходатайствовать за вас перед Посланником Аллаха ﷺ? Клянусь Аллахом, если бы я нашел даже пылинку, то использовал бы ее против вас».
Абу Суфьян отправился обратно в Мекку не с чем. Пророк ﷺ начал подготавливаться к походу, при этом он скрыл свое намерение. Он сказал: «О Аллах! Сделай так, чтобы курайшиты не узнали об этом, и чтобы мы застигли их врасплох!» (Передали Ибн Исхак, а Ибн Саад близким по смыслу).
Когда Пророк ﷺ подготовился к походу на Мекку, Хатыб ибн Абу Балтаа написал письмо к курайшитам, сообщая им о готовящемся походе Пророка ﷺ к ним.
Убайдулла Ибн Абу Рафи — писчий при Али — сообщил: «Я слышал, как Али, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха ﷺ послал меня, аль-Зубайра и аль-Микдада, сказав: «Отправляйтесь к оазису Хах. Там в палатке живёт женщина. У неё есть письмо. Заберите его у неё».
И мы отправились (туда) во весь дух. И вот (перед нами) эта женщина. Мы сказали ей: «Доставай письмо!»
Но она ответила: «Нет у меня никакого письма!»
Тогда мы сказали: «Ты отдашь это письмо, а иначе сбросишь (свою) одежду!»
И она достала его из своих волос. Мы принесли его Посланнику Аллаха ﷺ. В нём (было записано): «От Хатыба ибн Абу Бальтаы к людям из многобожников, населения Мекки...»
Он сообщал им нечто связанное с Посланником Аллаха ﷺ, и Посланник Аллаха ﷺ, спросил: «Хатыб! Что это такое!?»
Тот ответил: «Не торопись (с вердиктом) против меня, Посланник Аллаха! Я был человеком неразрывно связанным с Курайшем».
Суфьян сказал: «Он был их союзником, хотя сам и не происходил из него. Он был одним из тех, кто был с тобою из числа мухаджиров, имевших родственные связи, которыми они защищали свои семьи».
«Поэтому мне захотелось, раз уж родства с ними мне дано не было, протянуть к ним руку, которой они защитят мою родню. Сделал я это не из-за неверия и не потому, что отступился от своей религии, и не из-за приятия неверия после Ислама».
И Пророк ﷺ, сказал: «Он сказал правду».
А Умар сказал: «Позволь мне, Посланник Аллаха ﷺ, отрубить голову этому лицемеру!»
Но он сказал: «Он ведь участвовал в сражении при Бадре! Откуда тебе знать, быть может, Аллах проверил и знает всех участников сражения при Бадре».
И тот сказал: «Делайте, что желаете, но я вам уже простил».
Тогда Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен, ниспослал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам...» до слов «А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути» «Аль-Мумтахана / Испытуемая», 60:1.
Потом Посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, отправился в путь. Вместо себя в Медине оставил Кульсума ибн Хусейна ибн Утбу. Выступил десятого числа месяца рамадан. Пророк ﷺ постился, вместе с ним постились и люди. Достигнув места под названием аль-Кудайд между Усафаном и Амаджом, стал разговляться. Он двинулся дальше и остановился в местности под названием Марра аз-Захран с десятью тысячами мусульман. Вместе с Посланником Аллаха шли мухаджиры и ансары — никто из них не отстал от него. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал привал в Марра аз-Захране, все источники информации для курайшитов были перекрыты, и они не получали никаких сообщений о Пророке ﷺ, были в полном неведении относительно его действий. В те же дни Абу Суфьян ибн Харб, Хаким ибн Хизам и Будайль ибн Варка вышли на поиски данных о нем, надеясь что-нибудь увидеть или услышать какую-нибудь новость.
Когда они достигли Марра аз-Захран, то увидели огромные костры и когда они расспрашивали друг у друга о кострах, их заметили люди из охраны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем их привели к Посланнику Аллаха, и Абу Суфьян принял Ислам. Бухари и Муслим. Слова Бухари.
Ибн Исхак передаёт от Аббаса подробный рассказ о принятии Ислама Абу Суфьяном: «Когда настало утро, отправился вместе с ним к Посланнику Аллаха ﷺ. Увидев его, Пророк ﷺ воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не настало ли для тебя время признать, что нет бога, кроме Аллаха?!»
Абу Суфьян ответил: «Ты мне дорог, как отец и мать! Как ты терпелив, благороден и добрый родственник! Ей-богу, я подумал, о если вместе с Аллахом было какое-нибудь другое божество, то я бы в нем не нуждался».
Пророк ﷺ воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не пора ли тебе знать, что я Посланник Аллаха?»
Абу Суфьян ответил: «Ей-богу, в отношении этого у меня до сих пор есть сомнение».
Аль-Аббас ему сказал: «Горе тебе! Покорись и признай, что нет бога кроме Аллаха, что Мухаммад — Посланник Аллаха, пока тебе не отрубили голову!»
И он произнес слова исповедания веры, принял ислам.
Аль-Аббас рассказывает: «Я сказал: «О Посланник Аллаха! Абу Суфьян - человек гордый. Сделай для него что-нибудь!»
Ответил: «Хорошо. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, он — в безопасности; кто закроет за собой дверь, он в безопасности; кто войдет в мечеть, он — в безопасности».
Когда Абу Суфьян собрался уходить, Пророк ﷺ сказал: «О аль-Аббас! Задержи его у выхода из лощины возле горы — пусть посмотрит на проходящих мимо воинов Аллаха!»
Я ушел вместе с ним и задержал его у выхода из лощины — там, где велел держать его Пророк ﷺ. Мимо проходили племена со своими знаменами. Каждый раз, как проходило какое-нибудь племя, он спрашивал: «О Аббас! Кто эти?»
Я отвечал: «Салим».
Он говорил: «Что между мной и племенем Салим?»
Потом проходит другое племя, и он спрашивает: «О Аббас! А эти кто?»
Я отвечал: «Племя Музаййана».
Он говорил: «Что между мной и племенем Музаййана?»
Так продолжалось до тех пор, пока не прошли все племена: о каждом племени он спрашивал, я называл племя, и он восклицал: «Что между мной и племенем таким-то».
Последним проехал Посланник Аллаха ﷺ во главе своего зеленого отряда. (Ибн Хишам говорит, что назвали его зеленым отрядом из-за множества железных доспехов, в которые были закованы мухаджиры и ансары — из-под железных доспехов были видны только их глаза.) Абу Суфьян был поражен и спросил: «Боже мой! О аль-Аббас, а эти кто?!»
Я ответил: «Это Посланник Аллаха ﷺ во главе мухаджиров и ансаров».
Он воскликнул: «Никто не сможет одолеть этих. Клянусь Аллахом, о Aбy аль-Фадль, царство твоего племянника становится великим».
Я сказал: «О Абу Суфьян! Это — пророчество».
Он воскликнул: «В таком случае пусть будет благословен!» (Рассказали об этом Ибн Саад, Ибн Джарир также Бухари в похожей форме).
Я сказал: «Скорей к твоему народу!»
Когда Абу Суфьян пришел к курайшитам, он во весь голос закричал: «О курайшиты! Вот пришел к вам Мухаммад ﷺ с такой силой, которую вам не одолеть. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности».
К нему подошла Хинд бинт Утба, схватила его за усы и закричала: «Убейте этого толстяка! Из предводителя племени он превратился в мерзкого человека!»
Абу Суфьян воскликнул: «Горе вам! Не давайте этой женщине ввести себя в соблазн! Он пришел к вам с такой силой, которую вам не одолеть. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, он будет в безопасности».
Они его прервали: «Да поразит тебя Аллах! Какая польза для нас от твоего дома?»
Абу Суфьян продолжил: «Тот, кто закроется в своем доме, тоже будет в безопасности; и кто войдет в Каабу, будет в безопасности».
Люди разошлись по домам, а некоторые укрылись в Каабе. (Ибн Исхак).
До Пророка ﷺ дошло о том, что Саад ибн Убада сказал Абу Суфьяну, когда увидел его у выхода из лощины возле горы: «Сегодня день кровопролития, сегодня день, когда дозволено убивать в Каабе».
Пророк ﷺ выразил недовольство его словам и сказал: «Саад солгал. Сегодня день, в который Аллах возвеличит Каабу, день, в который будет одета Кааба».
Также он велел своим предводителям из числа мусульман, отдавая им приказ вступить в Мекку, воевать только с теми, кто оказывает сопротивление (Передали Бухари, Ибн Исхак и другие.), за исключением шести мужчин и четырех женщин, которых приказал убить, там где будут найдены. Ими являлись: Икрима ибн Абу Джахль, Хаббар ибн аль-Асвад, Абдулла ибн Cаад ибн Абу Сарх, Микйяс ибн Субабата аль-Лейси, аль-Хувайрис ибн Нукейд, Абдулла ибн Хиляль, Хинд бинт Утба, Сара вольноотпущенница Амра ибн Хишама, Фиртана и Карина (последние две рабыни распевали песни, в которых высмеивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) (Передали Ибн Саад и Ибн Исхак, ибн Хаджар сказал: «Были собраны имена шести мужчин и четырех женщин из различных сообщений»).
В тот день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Халиду бин аль-Валиду вступить в Мекку через верхнюю её часть со стороны Када, что же касается самого Пророка ﷺ, то он вошёл (в город) через Куда. Мусульмане вошли в Мекку с тех мест откуда было велено, они не встретили сопротивления, кроме Халида ибн аль-Валида, когда вступал в город, ему преградил путь небольшой отряд мекканцев, среди них были Икрима ибн Абу Джахль и Сафван ибн Умейя. Халид сразился с ними и убил четырнадцать курайшитов и четырех представителей племени Хузейль. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вдалеке увидел сверкание мечей, он выразил порицание, ему сказали, что Халид встретил сопротивление и он вступил в бой, тогда Пророк ﷺ сказал: «Предопределение Аллаха благое». (Передал Ибн Саад в «Табакат», также ибн Хаджар от Мусы ибн Укбы в похожей форме. В книге Ибн Хишама, говорится что погибших многобожников насчитывалось тринадцать или четырнадцать. Хадис, переданный Бухари приводится вкратце. См. «Фатхуль-Бари» (8/8 и 9).
Ибн Исхак рассказывает от Абдуллы ибн Абу Бакра и аль-Хакима, которые передали от Анаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достигнув местечка под названием Зу Тува, встал на своей верблюдице, обернул голову полой плаща — красной материей: так склонил голову в смиренности перед Аллахом, когда увидел, какую победу послал ему Аллах, так что кончик его бороды почти касался металлического кончика седла.
Передает Бухари от Муавии ибн Карры, который сказал: Я слышал, как Абдулла ибн Мугаффаль рассказывал: «В день овладения Меккой я видел Посланника Аллаха ﷺ, который сидел на своей верблюдице и нараспев читал суру «Победа».
(Передатчик этого хадиса) сказал: «Если бы люди не стали собираться вокруг меня, я бы тоже почитал (Коран) нараспев, как читал он».
Когда Пророк ﷺ вступил в Мекку в день её завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: «Пришла истина, и сгинула ложь.. »
И он (говорил также): «Пришла истина, а ложь больше не появится и не вернётся» (Бухари и Муслим).
Внутри Каабы находились идолы и изображения. Он велел вынести из Каабы их оттуда. Увидев изображение Ибрахима и Исмаила, мир им обоим, которые держали в руках гадальные стрелы, воскликнул: «Да разразит их Аллах! Ведь они знали, что они никогда не гадали по ним. Затем он вошел в нее, повернулся лицом к каждой из сторон храма, произнося слова: «Аллах Превелик!», потом он вышел, не совершив в ней молитвы». (Передал Бухари, в сообщении Муслима говорится что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву в Каабе, об этом расскажем отдельно, если будет на то воля Аллаха).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе Усмана ибн Тальху, велел ему открыть храм и взял у него ключи. Затем он вошел в Дом. Потом вышел и снова подозвал Усмана ибн Тальху вернул ему ключ и сказав: «Берите его навсегда, и теперь лишь несправедливый посмеет отнять этот ключ у представителей вашего рода!»
Он своими словами указывал на слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам» (Передал ат-Табарани от аз-Зухри, без упоминания в иснаде хадиса имени сподвижника, также передавали Ибн Абу Шейба и Ибн Исхак. См. «Фатхуль-Бари» (8/14).(«Ан-Ниса / Женщины», 4:58).
Биляль по велению Посланника Аллаха ﷺ забрался на крышу Каабы и прокричал оттуда слова азана — призыва на намаз. Люди стали подходить и принимать религию Аллаха толпами. Ибн Исхак сказал: Посланник ﷺ встал в Дверях Каабы и вокруг него в Святыне стали собираться люди, которые не знали, какое решение примет в отношении них Пророк ﷺ, и он произнес проповедь:
«Нет бога, кроме Одного Аллаха. Он выполнил свое обещание, помог Его рабу, и Он Один сокрушил союзников. Кровную месть, денежные долги, на которые кто-то может претендовать, я отныне отменяю! Кроме двух должностей: службы при Каабе и обеспечения водой паломников.
За убитого по ошибке хлыстом и палкой, но без намерения убивать, полагается увеличенный выкуп: сто верблюдиц, причем сорок из них должны быть беременны.
О курайшиты! Аллах снял с вас гордыню язычества, основанную на величии предков, потому что все люди — от Адама, a Адам создан из глины».
Потом он прочитал следующий аят: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» («Аль-Худжурат / Комнаты», 49:13).
Потом он сказал: «О курайшиты! Что вы думаете? Как я с вами поступлю?»
Они сказали: «По-доброму. Ведь ты добрый брат и добрый племянник».
Он сказал: «Идите, вы свободны!» (В похожей форме передал Ибн Саад в «Табакат»).
Передают оба шейха от Абу Шурейха аль-Адвий о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в своей проповеди к людям, в день открытия:
«Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, и поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, ни проливать в (этом городе) кровь, ни вырубать в нём деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым (ссылаясь на то, что) в Мекке сражался Посланник Аллаха, скажите ему: «Поистине, Аллах разрешил это Своему Посланнику, но не разрешал вам!». Да и мне Он позволил делать это только в течение части этого дня, и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера, так пусть же присутствующий известит (об этом) отсутствующего!»
Затем люди стали собираться в Мекке чтобы присягнуть Посланнику Аллаха ﷺ на верность Всевышнему Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Закончив принимать клятву у мужчин, Пророк ﷺ находившийся на холме ас-Сафа, начал принимать eе у женщин, что же касается Умара, то он сидел ниже и тоже принимал от них клятву по велению Посланника Аллаха ﷺ передавал женщинам его слова. Через некоторое время туда явилась и Хинд бинт Утба, которая прикрывала себе лицо, боясь, что Посланник Аллаха ﷺ узнает eе, и опасаясь мести за то, что она сделала с телом Хамзы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщинам:
«Я беру с вас клятву в том, что вы не станете поклоняться никому и ничему, кроме Аллаха», и Умар повторил эти слова. Затем Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И (я беру с вас клятву) в том, что вы не будете воровать».
Тут Хинд сказала: «Раньше я втайне пользовалась его имуществом, что же мне поступать теперь?»
Тогда Абу Суфьян сказал: «Я прощаю тебе прошлое воровство, однако теперь ты пообещай, что в будущем не будешь воровать».
Услышав это, Посланник Аллаха ﷺ, узнавший её, рассмеялся и сказал: «Ты ведь Хинд?»
Она сказала: «Да, прости же мне то, что было, о Пророк Аллаха, и Аллах простит тебя!»
Потом Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И (я беру с вас клятву) в том, что вы не будете совершать прелюбодеяния».
Хинд сказала: «Разве свободная женщина пойдет на прелюбодеяние?»
Потом Пророк ﷺ сказал: «И (я беру с вас клятву) в том, что вы не будете убивать своих детей».
Хинд сказала: «Мы растили их маленькими, а вы убили их, когда они стали большими, о чем вам и им лучше знать».
Ее сын Ханзаля ибн Абу Суфьян был убит в битве при Бадре. Тут Умар стал смеяться над её словами.
Потом Пророк ﷺ сказал: «И (я беру с вас клятву) в том, что вы не станете лгать».
Хинд сказала: «Поистине, ложь — мерзкое дело, а ты велишь нам только следовать правильным путем и придерживаться благонравия».
Потом Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И (я берус вас клятву) в том, что вы не ослушаетесь меня в благих делах».
Хинд сказала: «Клянусь Аллахом, мы собрались здесь, не имея намерений противоречить тебе!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал Умару: «Принял с них и простил их Посланник Аллаха».
Умар взял с них присягу. Посланник Аллаха не пожимал руки женщинам и не прикасался к женщине, они не прикасались к нему, кроме женщин, которых дозволил ему Аллах. (Передали Ибн Исхак и Ибн Джарир).
Передает Бухари от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал присягу у женщин на верность устно, чтобы не придавали Аллаху сотоварища в чём-либо. Аиша сказала, что рука Пророка ﷺ не коснулась руки женщины, кроме как той, которой он владел». Муслим передал также от Аиши в похожей форме. См. Бухари (8/135) и Муслим (6/29).
«В год завоевания Мекки я отправилась к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (войдя) к нему в то время, когда он совершал полное омовение, а его дочь Фатыма прикрывала его».
(Умм Хани) сказала: «Я обратилась к нему с приветствием. Он спросил: «Кто эта (женщина)?»
Я отозвалась: «Я, Умм Хани бинт Абу Талиб».
Он сказал: «Добро пожаловать, Умм Хани!»
А после того, как закончил своё омовение, совершил молитву в восемь ракаатов, завернувшись в одну одежду. Когда он закончил (молиться), я сказала: «О Посланник Аллаха ﷺ, мой брат (Имеется в виду Али ибн Абу Талиб), грозит убить одного человека по имени такой-то, сын Хубайра, которого я взяла под свою защиту!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мы берём под свою защиту того, кого взяла под свою защиту ты, о Умм Хани». (Бухари и Муслим).
Что касается тех, которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел убить, то некоторые из них были убиты, а некоторые приняли Ислам: были убиты аль-Хувейрис, Абдулла ибн Хаталь, Микйяс ибн Субабата, а также была убита одна из невольниц, которые распевали песни, в которых высмеивали Пророка ﷺ, а вторая приняла Ислам. Было принято ходатайство в отношении Абдулльы ибн Саада ибн Абу Сарха, впоследствии он хорошо проявил себя в Исламе, приняли Ислам Икрима, Хаббар и Хинд бинт Утба.
Передает Ибн Хишам о том, что Фадала ибн Умайр ибн аль-Myаввих аль-Лайси хотел убить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он после захвата Мекки совершал обход вокруг Каабы. Когда он подошел, Пророк ﷺ спросил: «Это ты, Фадала?»
Ответил: «Да, Фадала, о Посланник Аллаха!»
Пророк ﷺ спросил: «Что ты говорил самому себе?»
Ответил: «Ничего. Я упоминал Аллаха, Всевышнего и Всеславного».
Пророк ﷺ рассмеялся и воскликнул: «Проси прощения у Аллаха!»
Потом положил руку на грудь Фадалы, и сердце его успокоилось. Фадала говорил потом: «Клянусь Аллахом, как только он снял свою руку с моей груди, то он тут же стал для меня самым любимым созданием Аллаха».
Когда Фадала возвращался домой он проходил мимо женщины, которая ему нравилась и с которой он поддерживал общение, она сказала ему: «Давай поговорим!»
И он продекламировал следующее: Она сказала: «Давай поговорим», я ответил: «Нет!» Недозволенно это мне Аллахом и Исламом.
Если бы я не видел Мухаммада и его народ в день победы, в день, когда были разрушены идолы.
Непременно я видел религию Аллаха, озарившуюся четко, а лик многобожия покрылся темнотою.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пробыл, согласно сообщению Бухари от Ибн Аббаса, в Мекке девятнадцать дней, сокращая молитвы, то есть, совершая их в два ракаата.