Виды покидания Корана
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: "Покидание Корана бывает трёх видов.
Первый вид: отказ внимать Корану, верить в него и прислушиваться к его заповедям.
Второй вид: отказ поступать согласно ему и соблюдать содержащиеся в нём предписания, касающиеся дозволенного и запретного, даже если человек при этом читает Коран и верит в него.
Третий вид: отказ руководствоваться его постановлениями, а также отказ обращаться к нему за ответами на вопросы, касающиеся основных и второстепенных положений религии. Сюда же относится убеждённость в том, что Коран не даёт достоверного знания и что его доказательства формальны и не дают знания.
Четвёртый вид: отказ от размышления над аятами Корана, попыток понять его и познать то, что желал сказать Всевышний.
Пятый вид: отказ лечить посредством него все недуги сердца. Речь идёт о том случае, когда человек ищет исцеления в чём-то другом и отказывается лечиться посредством Корана.
Всё это входит в слова Всевышнего Аллаха «Посланник сказал: "Господи! Мой народ забросил этот Коран"» (сура 25 «Различение», аят 30). Хотя среди перечисленных видов покидания есть более тяжкие и более лёгкие.
Так же и стеснённость в груди, возникающая из-за него, бывает разной.
Бывает стеснённость от ниспослания Корана и от того, что он является истиной от Аллаха.
Также могут подразумеваться сомнения: Коран — слова Аллаха или же одно из Его творений и Он просто внушил Пророку ﷺ, чтобы он изрёк его.
Бывает также, что эту стеснённость вызывают сомнения относительно того, достаточно ли людям Корана или же его недостаточно и они нуждаются в умозаключениях, аналогиях, мнениях и политике.
А иногда эта стеснённость бывает связана в тем, на что он указывает и что он представляет собой: истины, понимаемые из него при ознакомлении с ним? Или же требуется истолкование его и увод от этих истин к принудительным обобщённым толкованиям?
Стеснённость порой вызывается и сомнением относительно указаний Корана: как следует понимать его слова — в прямом смысле или же в переносном, как метафору, когда слова уводятся от прямого значения к порицаемым истолкованиям?*
И если их всё-таки нужно понимать в прямом смысле, то существует ли на самом деле то, на что они указывают, или же указывают на некий вид пользы?**
Все люди, задающиеся подобными вопросами, испытывают стеснённость в груди из-за Корана. Они сами знают об этом и ощущают это.
Ты не увидишь приверженца нововведений в религию, в груди которого не было бы стеснённости, вызываемой кораническими аятами, противоречащими нововведениям, которым он привержен. И ты не найдёшь грешника и нечестивца, в груди которого не было бы стеснённости, вызываемой кораническими аятами, препятствующими ему в совершении того, к чему он стремится.
Подумай же об этом и выбери для себя, что пожелаешь". См. "Фаваид", 175-177
*Подразумевается сомнение такого рода: например, атрибут Всевышнего (йад) — 'рука — это Рука [прямое значение) или же это метафора и подразумевается могущество [переносный смысл]?
**Подразумевается сомнение такого рода: если атрибут (йад) — это все-таки Рука, то действительно ли она есть у Всевышнего?