Виды и стадии желаний совершить запретное

Виды и стадии желаний совершить запретное

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем.

Хафиз ас-Суюуты у себя в «Аль-Ашбаh уа ан-Назаир» затронул тему о мыслях, стадиях намерений и перехода намерений в решительность сделать грех.

Он сказал:

الهاجس: وهو ما يُلقى فيها، ثم جريانه فيها، وهو الخاطر، ثم حديث النفس: وهو ما يقع فيها من التردد هل يفعل أو لا؟ ثم الهم: وهو ترجيح قصد الفعل، ثم العزم: وهو قوة ذلك القصد والجزم به

Хаджис — это то, что просто посещает (голову).

Удержание (этих мыслей в голове) уже Хатыр.

Затем «хадис ан-нафс» (шептание души), это когда сомневается, сделать поступок или нет?

Затем «хамм«, склонность все-таки совершить действие.

Затем «аль-‘азм» это окончательное решение (совершить действие).

Я разберу все по порядку:

Хаджис (الهاجس)

Этот тот случай, когда душу человека посещает мысль без его одобрения, поневоле. Мимолетная мысль. Он не обращает на нее внимания, не придает никакого значения. За это человек не будет спрошен. 

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

إنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ تَجَاوَزَ لِأُمَّتي عَمَّا حَدَّثَتْ به أَنْفُسَهَا، ما لَمْ تَعْمَلْ، أَوْ تَكَلَّمْ بهِ

Аллаh простил (людям) моей моей общины то, что шепчет им их души, если они не сделают это или не заговорят об этом. Муслим и другие от Абу Хурайры.

Имам Ахмад передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, сказал:

جاء رجل إلى النبي — صلى الله عليه وسلم — فقال: «يا رسول الله، إنَّ أحدنا يجد في نفسه يُعرِّض بالشيء، لأنْ يكون حُمَمَة أحبُّ إليه من أنْ يتكلم به؟»، فقال: الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر، الحمد لله الذي ردَّ كيده إلى الوسوسة

Пришел один человек к пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаhа, одному из нас внушается что-то, что упасть в лаву для него милее, чем рассказывать об этом. Он сказал: ″Аллаh Велик! Аллаh Велик! Аллаh Велик! Хвала Аллаhу который обратил козни шайта в вас-васа″».

Хатыр (الخاطر)

Это немного усиленная версия хаджиса, но и здесь человек не контролирует приход этих мыслей, он контролирует отвод их и в силах отвернуться от них, тогда эти мысли обязательно покинут его. 

Хадис ан-Нафс (حديث النفس)

Это усиленная версия хатира. Как отмечают ученые, все эти три варианта с усилением по возрастанию не контролируются человеком, они сами появляются в голове, но человек не должен удерживать их там, и как раз вот это удержание и дальнейшее углубление в эти мысли контролируются человеком.

Хамм (الهم)

Желание не достигшее решительности. Человек совершает действие согласно этой степени желания, пусть даже оно не достигло стопроцентной уверенности.

Имам Ибн Къайим, да помилует его Всевышний, говорит:

قاعدة في ذكر طريق يوصل إلى الاستقامة في الأحوال والأقوال والأعمال: وهي شيئان: أحدهما: حراسة الخواطر، وحفظها، والحذر من إهمالها، والاسترسال معها، فإن أصل الفساد كله من قبلها يجيء؛ لأنها هي بذر الشيطان والنفس في أرض القلب، فإذا تمكن بذرها، تعاهدها الشيطان بسقيه مرة بعد أخرى حتى تصير إرادات، ثم يسقيها بسقيه حتى تكون عزائم، ثم لا يزال بها حتى تثمر الأعمال

«Правило, приводящее к правильности в положении, словах и делах. Тут две вещи, одно из них: защита мыслей и сторониться забрасывать их (без внимания защиты) и (избегать) погружаться (в плохие мысли), ибо все беды идут со стороны (плохих мыслей), потому что они семена шайтана, а душа (пребывает) на земле сердца. Если шайтан получит возможность сеять их, тогда он приступит полевать (эти семена) каждый раз до тех пор, пока (эти семена не созреют до стадии) желаний, он продолжит полевать их пока (эти семена не созреют до стадии) решительности, и таким образом он будет продолжать пока они не дадут свои плоды — деяния».

Относительно этого раздела в хадисе кудси сообщается:

إن الله كتب الحسنات والسيئات ثم بين ذلك: فمن هم بحسنة فلم يعملها كتبها الله له عنده حسنة كاملة، فإن هو هم بها وعملها كتبها الله له عنده عشر حسنات إلى سبعمائة ضعف إلى أضعاف كثيرة، ومن هم بسيئة فلم يعملها كتبها الله له عنده حسنة كاملة، فإن هو هم بها فعملها كتبها الله له سيئة واحدة

«Всевышний написал (т.е велел ангелам записывать) хорошие и благие дела, затем разъяснил их. Кто решился (глагол хамма — هم) совершить благое и не совершил, Аллаh запишет ему как одно дело. А если он решился на благое и совершит его, то Аллаh запишет ему от десяти до семисот наград, или более многократно.

Кто решился на плохое и не сделал его, Аллаh запишет ему как одно полноценное благое дело, а если он решился на плохое и совершит его, ему будет записано одно плохое дело». Аль-Бухари, Муслим и другие от Ибн ‘Аббаса.

Выводы из хадиса:

1. Речь не идет в хадисе о тех, кто просто помышлял сделать благое, мечтал, не имея реального намерения, поскольку именно намерение берётся во внимание, а не фантазии.

2. Вознамерившийся сделать благое и не сделал получит награду лишь в том случае, если он не сделал это благое не по своей воле, как если бы он уснул, забыл, заболел или ему помешали.

Подтверждением этому служат многочисленные хадисы, и один из них хадис Джабира, где пророк ﷺ сказал, когда они вышли в военный поход: «В Медине остались мужчины, и какой бы путь вы не прошли, они будут с вами (в получении награды). Остались они там по причине болезни».

3. Награда сделавшего благое дело возрастет с возрастанием искренности в сердце. К этому же можно добавить благоприятные условия благих дел в виде времени, места и повода.

4. Совершившему плохое будет записано именно это деяние. Иногда этот грех может быть усилен, если он совершит его в священных местах, времени и объектов.

5. Намерение оставить грех будет благим делом если оставление было ради Аллаhа а не по причине болезни, статуса, авторитета и прочее.

6. Намерение совершить грех не расценивается как само совершение, и запишется этот грех не с момента намерения его совершить, а с момента совершения поступка. Но важно отметить: если грех не записывается до его совершения это вовсе не значит, что не будут записаны все предпосылки к этому греху.

В качестве аргумента надо упомянуть хадис в двух сахихах, где пророк ﷺ говорил о двух сражающихся между собой мусульманах, и он сказал: «Убивший и убитый в огне». У него спросили: «Убивший ясно, а убитый за что?». На что пророк ﷺ ответил: «Ведь он тоже стремился убить своего брата».

Убитый попал в огонь не за само убийство, он не успел убить, но за предисловия убийства, а именно:

Поднял оружие на брата, это уже отдельное преступление. Имам Муслим передал хадис: «Кто поднял оружие на своего брата, ангелы будут проклинать его до тех пор, пока он не остановится». Одного этого преступления достаточно для наказания.

Он мог ранить его, пусть даже не успел убить.

Сама его решительность убить брата уже пишется ему грехом, так как ‘азима выше чем хамм, который мы разбираем в данной главе.

Более того, группа ученых, к примеру ан-Науауи и Абу Бакр Ибн ат-Тайиб, считали, что человек будет спрошен за решение совершить грех.

‘Азима (العزيمة)

Если hамм (الهم) было намерение с небольшой долей неуверенности, то ‘азима стопроцентная решительность и уверенность. Сюда можно отнести хадис о двух сражающихся между собой мусульманах, о которых пророк ﷺ сказал: «Убивший и убитый в огне». У него спросили: «Убивший ясно, а убитый за что?». На что пророк ﷺ ответил: «Ведь он тоже стремился убить своего брата».