Важность и достоинства сухура

Важность и достоинства сухура

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Некоторые постящиеся отказываются от сухура (предрассветной трапезы). Но сухур – это одно из преимуществ общины Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и отличительная черта мусульманского поста.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, потому что предрассветная трапеза благостна» (аль-Бухари и Муслим). Он также сказал: «Предрассветная трапеза отличает наш пост от поста людей Писания» (Муслим).

Кто же не может есть рано утром, все равно не должен отказываться от сухура, и пусть выпьет хотя бы воду.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Предрассветная трапеза благостна, и посему не отказывайтесь от нее. И если кто-либо из вас сможет выпить хотя бы глоток воды, пусть сделает это, потому что Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест перед рассветом» (Ахмад).

Желательно, чтобы постящийся поел непосредственно перед наступлением времени рассветного намаза, потому что именно так поступал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Анас ибн Малик рассказывал: «Зейд ибн Сабит сказал: "Мы поели вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, перед рассветом, а затем он встал, чтобы совершить намаз". Я спросил: "Сколько же времени прошло между предрассветной трапезой и азаном?" Он ответил: "Его было достаточно, чтобы прочесть пятьдесят аятов"» (аль-Бухари и Муслим).

Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ешьте и пейте, пока не прочтет азан Ибн Умм Мактум, потому что он не призывает на намаз, пока не рассветет» (аль-Бухари).

Также желательно, чтобы принимающий пищу перед рассветом делал это с намерением повиноваться приказу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и следовать его примеру. В таком случае эта трапеза станет для него поклонением Всевышнему Аллаху. Намерением может быть и желание собраться с силами для поста, чтобы совершить больше добрых дел и заслужить наибольшее вознаграждение.


Каждому мусульманину следует придерживаться сухура в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать". аль-Бухари 1923, Муслим 1095.

Относительно достоинства совершения сухура, Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур". Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Сухур - это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, разница между нашим постом и постом людей писания - это сухур". Муслим 2/770.

О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн 'Амра, Абу Са'ида и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: "Совершайте сухур хотя бы глотком воды". Ахмад, Абу Я'ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. "Сахих аль-джами'" 2945.

Также Пророк ﷺ сказал: "Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его". Ахмад 11003. Хадис хороший. См. "Сахих аль-джами'" 3683. Также Пророк ﷺ сказал: "Наилучший сухур верующего - это финики". Абу Дауд. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб" 1/448.
_____

Сухур желателен, но не обязателен

Несмотря на важность и достоинства сухура, он не является обязательным. Если человек не совершил сухур перед постом, будь это добровольный или обязательный пост, или тем более проспал сухур, то это никак не влияет на пост и не нарушает его, чтобы следовало прерывать или оставлять из-за этого пост. Имам Ибн аль-Мунзир передал единогласное мнение, что совершать сухур желательно. См. "аль-Иджма'" 52.

"Можно ли поститься без сухура (утреннего приёма пищи)?"

"Постящемуся следует принимать утреннюю пищу (сухур) до восхода утренней зари, потому что эта еда является поддержкой для соблюдения поста. Кроме того, Пророк ﷺ побуждал принимать утреннюю пищу, разъяснив, что в сухуре есть благодать. Однако, если человек постился без приёма утренней пищи, то его пост действительный". Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/26, №14093. Члены комитета: Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак 'Афифи, Абдуль- 'Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
_____

Время сухура

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. См. "аль-Маусу'атуль-фикъхия" 3/269.

Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн 'Аббас рассказывал: "Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Нам, Пророкам, бы-ло велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже"". Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 4/376.

Ибн 'Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть". Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 693.

Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: "Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной". (аль-Бакара 2: 187).

Ибн Аббас сказал: "Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не исчезнут (относительно рассвета)". 'Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. "Фатхуль-Бари" 4/135. Такого же мнения придерживался и шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. "Маджму'уль-фатауа" 29/263.

Утверждение же о том, что прекращение еды и питья, во избежание ошибки, должно быть до наступления рассвета, например, за десять минут - является нововведением (бид'а). Некоторые расписания даже имеют отдельную строчку, в которой написано "имсак" (т. е. время прекращения еды и питья) и отдельную графу для наступления утренней молитвы - это не имеет под собой никакой основы, и мало того противоречит достоверным хадисам.

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него". Абу Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким 1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1394.

В этом хадисе указание на то, что так называемое время отказа от еды (имсак), которое устанавливают минут за 15-20 до утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть до наступление азана, является нововведением. См. "Тамамуль-минна" 418. Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий. Абу Умама рассказывал: "Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и он спросил Пророка ﷺ: "Допить мне это, о Посланник Аллаха?" Он сказал: "Да, допей"". Ибн Джарир ат-Табари 3017. Иснад хадиса хороший.

Абу Зубайр рассказывал: "Я спросил у Джабира, что делать человеку, который желает поститься, и во время призыва у которого в руке стакан с питьем? Он сказал: "Мы тоже упоминали при Пророке ﷺ о таком же случае, и он сказал: "Пусть пьет"". Ахмад 3/348. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. "Маджму'у-Ззауаид" 3/153.

Шейх аль-Альбани сказал: "В хадисе под словами: "Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве", подразумевается второй азан. Это вовсе не первый азан, который неправильно называют азаном отказа от еды (имсак). Мы должны знать, что нет никакого основания в Сунне для называния первого азана - азаном отказа (имсак)".

Передается со слов Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк ﷺ сказал: "Призыв к молитве, возглашаемый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении времени утренней молитвы". аль-Бухари 621, Муслим 2/768.

В другой версии хадиса сказано: "Поэтому ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн Умм Мактум". Ибн Умм Мактум провозглашал второй азан, который означал, что еда с этого момента становится запретной, и что теперь наступило время утренней (фаджр) молитвы.
Но, тем не менее, Пророк ﷺ сделал исключение, сказав: "Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него".

Шейх аль-Альбани также сказал: "Порицается фикъхом и противоречит Сунне, высказывание людей: "Если человек слышит второй азан и у него во рту будет еда, то он должен выплюнуть ее". Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его Посланник ﷺ, сказавший: "Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии". ан-Насаи 2/49, Ибн Маджах 2/242. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн Таймия.

От Ибн 'Умара сообщается, что Пророк ﷺ сказал: "Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты". Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада'и 1078. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб" 1059.
_____

Возмещается ли сухур, который проспал?

Нет конечно! После рассвета нельзя есть, а кто поел сознательно, нарушил свой пост!

Всевышний Аллах сказал: "Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной". (аль-Бакъара 2: 187).