Вафа - верность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)

Вафа - верность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Арабское слово «вафа» означает верность товарищу, стремление ответить на добро добром. Данное качество является основой доверия, источником дружбы и способствует укреплению братству. Кроме того, вафа – это признак полной покорности воле Аллаха и истинной веры. Антонимом этого слова является ненадежность, недоверие, измена.

Надежность представляет собой вершину духовного совершенства и основана на искренности, доброжелательности и скромности. Люди, которым свойственно это качество, являются гарантами мира и покоя. Каждый с большим удовольствием обращается к ним, зная, что рядом с такими людьми ему ничто не угрожает.

Самая большая верность заключается в признании человеком своего Создателя, познание Его Божественных атрибутов, выполнение Его повелений и, конечно, в осознании бесценности данных Аллахом благ. Отрицание Бога, отрицание Его могущества является предательством и признаком ненадежности.

Самый верный из людей – Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), сказав: «Я молитва Ибрахима, я есть радостная весть моего брата Исы и сладкий сон Амины (его матери)», выразил свою признательность и верность памяти своего далекого предка Ибрахима, Исе (алейхимассалям) и своей матери.

И всем своим последователям до наступления Конца света Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) наказал читать салават, которую мы читаем в конце каждого намаза. Как всем известно, сначала мы произносим имя Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и следом имя Ибрахима (алейхиссалям).

Следующая история, в которой показана надежность и верность Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произошла перед соглашением при Худайбии, по дороге в Мекку. В пути мусульмане заехали в местечко под названием Абва, где была захоронена его мать. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил разрешения у Аллаха посетить могилу матери, и, когда ему было разрешено, он отправился к могиле матери. Подойдя к могиле, он поправил своими руками могильный холмик и, растрогавшись, заплакал. Когда у него спросили о причине его слез, он ответил: «Я вспомнил доброту и ласки моей матери. Вот поэтому я и заплакал».

Когда Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) было четыре года, он потерял свою мать, которая холила и лелеяла его. Затем его на воспитание взял дедушка. Когда дедушка умер, его забрал дядя Абу Талиб, у которого была многочисленная семья, но, несмотря на это, он и его супруга Фатима очень хорошо относились к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Они ко всем детям относились одинаково, но Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) они ставили выше остальных. Когда приемная мать Фатима скончалась в Медине, куда она, приняв Ислам, тоже переехала, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул: «Скончалась моя мать!» Затем он завернул ее вместо савана в свое платье и, чтобы Фатима (радыйаллаху анха) немного привыкла к могиле, немного посидел рядом с ней. Когда ему сказали: – О Посланник Аллаха! Видно, что смерть Фатимы (радыйаллаху анха) сильно огорчила вас?

Он ответил: – Она была мне матерью. Хотя ее собственные дети были голодны, она, прежде всего, кормила меня. Ее собственные дети ходили измазанные и чумазые, в пыли и грязи, а она расчесывали мои волосы и мазала их маслом. Она была моей матерью!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) очень хотел, чтобы его дядя Абу Талиб стал мусульманином и много раз уговаривал его. Даже перед смертью дяди он стоял рядом с ним, желая, чтобы душа любимого дяди, который всю жизнь покровительствовал ему и оказывал посильную помощь, вознеслась на небеса, приняв Ислам. Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно огорчал тот факт, что дядя, который так усердно помогал мусульманам, может умереть простым язычником. Когда Абу Талиб умер, его сын Али (радыйаллаху анху) пришел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал: – Твой старый дядя умер в заблуждении, оставшись язычником.

Услышав эту горькую весть, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) зарыдал. Причина безутешного горя Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) исходила из стремления распространять Ислам и любви к своему дяде.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не забывал людей, когда-либо оказавших ему посильную помощь, и всегда оставался верен им, стараясь при первой возможности отплатить им тем же. Особенно поразительна верность, которую он проявил в отношении своей первой супруги благородной Хадиджи (радыйаллаху анха). Он никогда не забывал кормилицу Умму Айман, кормившую его всего одну неделю, молочную мать Халиму и молочную сестру Шейму. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда оказывал им глубокое уважение и старался удовлетворить любое их пожелание.

После боя за Хавазин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обходил пленных и вдруг среди них заметил свою молочную сестру Шейму. Он узнал ее и сразу приказал освободить ее и некоторых ее родственников. Затем он преподнес им ценные подарки и отправил на родину. Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) жил в этих краях в детстве всего четыре года, но только за это он хотел вернуть все захваченные трофеи жителям этой области. Но, так как жители Хавазина не спешили со своей просьбой, а, с другой стороны, бедуины, участвовавшие в походе вместе с мусульманами, стали настаивать на разделе добычи, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был вынужден разделить военные трофеи. И только потом хавазинцы обратились с просьбой вернуть им их вещи и скот. Сподвижники Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) решили отпустить пленных, которых они получили в виде своей доли за участие в походе. Их примеру последовали и другие воевавшие. У жителей Хавазина даже не стали брать выкуп, как обычно поступали в таких случаях.

Благодаря признательности Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), которую он выказал в отношении молочных родственников, тысячи людей оказались на свободе. Этот поступок мусульман настолько растрогал их, что многие из них тотчас приняли Ислам.

Начиная с первых дней своей миссии, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), невзирая на опасности и трудности, на угрозы и попытки врагов убить его, неутомимо продолжал призывать людей к Исламу. Когда после похода в город Таиф, жителей которого он призывал стать мусульманами, он вернулся домой, враги не захотели впустить его в родной город. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) по очереди стал просить знатных людей Мекки взять его под свое покровительство, и все они отказали ему. Просьбу Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) удовлетворил лишь Мутим бин Адий, который, вооружив своих сыновей, взял его под свою защиту и помог войти в город. 

Прошло много лет... Во время битвы при Бадре Мутим, сражавшийся на стороне язычников, был убит мусульманами. Поэт Хассан бин Сабит сочинил эпитафию, в которой очень хорошо отозвался об убитом Мутиме, напомнив, что тот взял под свое покровительство Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), когда его не впустили в город язычники. Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно обрадовали стихи Хассана. И, когда между мусульманами возник спор о том, что делать с пленными, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), еще раз показывая свою верность тем людям, которые помогали ему, сказал: «Если бы Мутим бин Адий был жив и попросил меня освободить всех пленных, ради его доброго поступка я бы всех отпустил без выкупа!» Этими словами Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще раз доказал, насколько он был порядочным человеком, не забывающим доброту Мутима, хотя тот был обыкновенным язычником.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в первые дни выполнения своей высокой миссии объяснял людям истину во время паломничества и на многочисленных ярмарках, когда со всех сторон Аравийского полуострова собирались люди. И везде он сталкивался с неимоверными трудностями и сопротивлением темных сил, боявшихся света истины. Так же, как и другие племена, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал к Исламу представителей племени Амр бин Аса. Когда после небольшой беседы с ними он встал и сел на своего верблюда, язычник по имени Байхара внезапно толкнул бедное животное, которое от испуга отскочило в сторону. От резкого прыжка верблюда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) упал на землю. Женщина-мусульманка по имени Дуба бинти Амр (радыйаллаху анха), увидев это, закричала: «О, потомки Амра! На ваших глазах издеваются над Посланником Аллаха! Неужели среди вас нет мужчины, который может защитить его от врагов?»

Услышав эти упреки, трое мужчин из потомков Амра вскочили и бросились на негодяя Байхару. Это происшествие произвело большое впечатление на Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и он, воздев руки, взмолился: «О Аллах! Окажи им Свою милость и пошли им благодать!» Господь принял молитву Своего Посланника, и через некоторое время все потомки Амра приняли Ислам. Свою жизнь они закончили прекрасно, удостоившись высокой степени шахидов.

Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) отличали верность долгу, память о тех, кто хорошо отнесся к нему. Но особенно он любил тех людей, которые принесли пользу Исламу, распространению которого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посвятил всю свою жизнь. В Медине жила некая чернокожая женщина-мусульманка, она всегда чистила и убирала в мечети. Когда она перестала появляться в мечети, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поинтересовался и попросил своих товарищей узнать о том, что случилось с ней. Оказалось, что она недавно скончалась. Услышав об этом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассердился, воскликнув: «Неужели нельзя было дать мне знать об этом?» Потом попросил сподвижников показать ему ее могилу, и они все вместе пошли на кладбище и здесь же совершили погребальную молитву.

Но особенно Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлял внимание в отношении тех сподвижников, которые пали шахидами на полях сражений. Он никогда не забывал об их семьях, заботился, чтобы дети погибших получали хорошее воспитание и росли мусульманами. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлял заботу о вдовах, лично старался оказать им посильную помощь и поощрял к этому своих последователей. По поводу помощи, которая оказывалась семьям погибших, известно много случаев, но особенно запомнились людям следующие случаи.

Когда мусульмане вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) возвращались после заключение договора при Худайбии, сзади послышался голос маленькой Умамы, дочери Хамзы (радыйаллаху анху), который пал шахидом в битве при горе Ухуд: «Дядя! На кого ты меня оставляешь?». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) забрал ее с собой в Медину. Затем он собрал своих сподвижников и спросил у них: «Кто из вас возьмет на попечение дочь Хамзы?» Тотчас раздались голоса трех человек, вызвавшихся взять на воспитание Умаму. Один из них был Зайд бин Хариса (радыйаллаху анху), он по совету Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) после переезда в Медину стал духовным братом Хамзы. Вторым был Али (радыйаллаху анху), родной дядя Умамы. Третьим был Джафар бин Абу Талиб (радыйаллаху анху), который также приходился ей дядей. Все претенденты имели одинаковые права на девочку, но тут была небольшая, но существенная деталь. Супруга Джафара была тетей со стороны матери, и поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) решил отдать девочку им. Особенно примечательно обращение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) к благородным сподвижникам, которые ради Аллаха были готовы на все:

– О, Зайд! Ты друг Аллаха и Его Посланника!

– О, Али! Ты мой брат и друг!

– О, Джафар! Ты по своей природе и нравам сильно похож на меня!

Таким образом, все они удостоились похвалы, но, так как родная тетя будет еще добрее и щепетильнее в воспитании девочки, ее передали Джафару.

Верные сподвижники ежедневно получали рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) полезные уроки и постепенно обретали высокую нравственность. Отношение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к маленькой девочке, которая осталась сиротой, сильно взволновало мусульман, и все растрогались до слез. В последующее время Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) часто интересовался судьбой девочки, и когда она повзрослела, он выдал ее замуж на сына Уммы Саламы, за благородного Салама.

На восьмом году Хиджры произошла битва при Муте, во время которой три тысячи мусульман сражались против стотысячной армии Византии. В этой битве одним за другим погибли Зайд бин Хариса, Джафар бин Абу Талиб и Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анхум). Благодаря тактике, примененной Халидом бин Валидом (радыйаллаху анху), мусульманская армия была спасена от разгрома, и воины благополучно вернулись домой. Однако горе мусульман по погибшим воинам было безутешно. Сначала в городе были слышны рыдания и стенания по павшим шахидам, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил рвать на себе одежды и громко причитать. Вместо этого он посоветовал отнести пищу в дома павших воинов, чтобы таким образом поддержать их семьи на первых порах. В особенности он приказал уделить большое внимание состоянию сирот. Он подал личный пример: зайдя в дом Джафара, выразил соболезнование и в течение трех дней посылал им пищу. Начиная с того дня, он сам взял покровительство над детьми Джафара.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был признателен тем, кто помог ему лично, выражал особую благодарность тем, кто хоть чем-нибудь сослужил службу Исламу, истинной религии, которую он принес. Не забывал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) также и людей, оказавших помощь его товарищам, верным сподвижникам. Он был верен этим принципам до конца своих дней и никогда не забывал при случае выразить свою признательность всем, кто когда-то оказал ему услугу.

Прошло много лет со времени переезда мусульман из Мекки, где их всячески притесняли язычники, в Эфиопию, страну, исповедовавшую христианскую веру. Этой страной правил мудрый и справедливый правитель Негус, и поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил мусульман в эту страну. Но теперь все изменилось, и мусульмане правили страной. Однажды к нему пришли посланцы Негуса. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) оказал им теплый прием и даже сам лично прислуживал им. А когда сподвижники заметили, что и они могут ухаживать за гостями, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) дал замечательный ответ: «Когда мои сподвижники переехали в Эфиопию, они встретили их с радушием. Накормили и напоили их. Поэтому, выражая свою признательность, я сам хочу лично им прислуживать».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда помнил о доброте жителей Эфиопии, и в тот день, когда скончался Негус, хотя их разделяли моря и огромное расстояние, он сразу узнал об этом и сообщил грустную весть своим сподвижникам. Он собрал их и повелел: – В далекой стране скончался наш брат! Поэтому давайте встанем в ряд и совершим заупокойную молитву джаназу гойб!

Удивленные сподвижники спросили: – О Посланник Аллаха! А кто это?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: – Это Наджаший, сын Асхама! Сегодня скончался один из праведных рабов Аллаха! Просите для своего брата по вере милости у Аллаха. После этого все мусульмане встали в ряд и совершили заупокойный намаз джаназа гойб.

Во время последней болезни, после которой он скончался, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), собравшись с силами, пришел в мечеть, чтобы еще раз увидеться со своими верными сподвижниками. Мечеть была переполнена собравшимися мусульманами, ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выполнил свою миссию, и очень много людей встало на истинный путь. Такое большое количество людей, принявших Ислам, было результатом многолетнего труда, и поэтому он сильно обрадовался, увидев множество правоверных. Теперь можно умереть со спокойной душой. Среди собравшихся были первые мусульмане, которые, чтобы донести до людей свет истины, не жалели ни жизней, ни своего имущества. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не забывал о них. Время от времени он ходил на Мединское кладбище «Джаннатуль баки», иногда на другое у горы Ухуд, где были похоронены шахиды, и везде он молился Аллаху за них.

Во время последнего своего обращения к сподвижникам, которые, несмотря на тяжелые времена, выжили и продолжали бороться за правое дело, он еще раз помянул добрым словом тех, кто положил свои жизни на алтарь победы. Мечеть сотрясали громкие возгласы мусульман: «Аминь! Аминь!» Мусульманин, который был свидетелем этого последнего обращения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказывал следующее:

«Сначала Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес шахаду, после чего сказал: – О, люди! Я прославляю Аллаха за все блага, которыми Он осыпал нас! Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха! Затем, как он это делал всегда, попросил Аллаха оказать милость павшим в битве при горе Ухуд».

Какая верность памяти своих товарищей сподвижников! Прошло много лет, изменились обстоятельства, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего не забыл. Он помнил все трудности, все пытки и издевательства, которые его сахабам пришлось испытать вместе с ним, он помнил все военные походы. Он ни на минуту не забывал своих братьев и сестёр, память о которых не стерли ни времена, ни богатство и не безмерная власть, охватывавшая весь Аравийский полуостров.

Потом Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) напомнил о подвиге ансаров, жителей Медины: «О, люди! Мусульмане увеличиваются, но уменьшаются ансары. Со временем их станет так мало, как соли в пище. И когда некоторые из вас обретут могущество и силу, так что смогут причинить людям зло или сделать добро, хорошо относитесь к ансарам, а тех, кто плохо отнесется к ним, да простит их Аллах!» «Я советую вам хорошо относиться к ансарам. Они мои сподвижники, хранители моих тайн и мои верные друзья. Они безукоризненно выполнили свой долг, но в данный момент за их труды они не вознаграждены как следует. (Это будет сделано на том свете). Поэтому примите все их заслуги и простите им совершенные ими ошибки».

После этой речи Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) больше не поднимался на минбар. Хорошо отозвавшись об ансарах, отметив их огромную заслугу в деле распространения Ислама, поручив своим последователям хорошо относиться к ним, он с чистой совестью, зная, что выполнил перед ними свой последний долг, спокойно ушел в иной мир к Аллаху.

Подобных примеров, в которых рассказывается о верности Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) своим сахабам, о том, что он никогда не забывал тех, кто оказал ему и его сподвижникам хоть какую-нибудь услугу, великое множество. После захвата Мекки сподвижники-ансары сильно расстроились, подумав, что теперь Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) останется в родном городе и больше не вернется в Медину. Однако он предпочел жить и дальше в том городе, жители которого оказали Исламу неоценимую помощь, и вернулся в Медину.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда помнил и о заслугах мухаджиров Мекки, первыми принявших Ислам и первыми испытавших на себе все злодеяния язычников. Он всегда помнил о них и при каждом удобном случае подчеркивал их заслуги. Особое место в его сердце занимал благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху). О нем он говорил так: «Всем, кто помог нам когда-то, мы отплатили тем же или даже чем-то еще большим. Кроме Абу Бакра! Он совершил столько много хороших дел, что за все вознаградит его лишь Сам Аллах. Никто материально так не помог мне, как Абу Бакр. Если бы я стал себе выбирать друга, то обязательно выбрал бы его. (Имея в виду себя, он сказал): «Учтите, ваш брат – друг Аллаха!»

Верные последователи Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), получившие образование под чутким его руководством, демонстрировали удивительные примеры верности. Когда после кончины Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр (радыйаллаху анху) стал халифом, он приказал объявить всем людям о том, что каждый, кому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) что-то пообещал при жизни, может сейчас прийти и получить обещанное. И всем, кто подошел, он заплатил из того имущества, которое доставили из Бахрейна.

Таким же образом поступил и Али (радыйаллаху анху). Сразу после смерти Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) он громко объявил: «Пусть ко мне придут те, кому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был должен или что-то обещал!» В течение всей своей жизни Али (радыйаллаху анху) посылал людей в Мекку, где они на месте жертвоприношения в Мине оглашали вышеприведенное объявление. И всем, кто приходил к нему и просил отдать ему долги, Али (радыйаллаху анху) мгновенно выплачивал требуемую сумму. Так продолжалось в течение всей жизни Али (радыйаллаху анху), а после его убийства эту традицию продолжили его сыновья Хасан, а после него Хусейн (радыйаллаху анхума).

Всемогущий Аллах всегда с теми, кто верен слову, верен дружбе и никогда не забывает о доброте. Он вселяет в их сердца покой и умиротворение. И когда они что-либо теряют, то Всевышний обязательно восполняет их утрату. 

«Верные своему долгу преданные рабы Аллаха распространили верность на весь мир и всем продемонстрировали свою верность. Даже моря покорились им. Горы, четыре стороны света стали прислуживать им».

Да благословит Аллах Пророка Мухаммада и будет доволен сподвижниками. Аминь!