В США скоро выборы главы государства...
Через 10 дней у заокеанского гегемона пройдут очередные, 60-е по счету, выборы главы государства, уже обозначенные в качестве наиболее "судьбоносных" (что, впрочем, крайне типично для американцев с их стилем политического шоу, драматизацией и склонностью к аффектации).
Кого мы имеем на сцене? Как обычно - двух коверных: рыжий клоун (трамп) и белый (байден), выигравший праймериз, но вследствие галопирующей деменции и в полном соответствии с господствующей ныне политкорректностью замененный на "черную клоунессу" (харрис). Первый - чубатый бугай в долгополых пальто и красных чрезмерно длинных галстуках, скупающий по всему миру фаллические здания/небоскребы, чтобы назвать их своим именем, с манерами порядком поизносившегося кокета. Вторая - темнокожая, бездетная, с намеком на небинарность и родом из Калифорнии. (Добавим в скобках, что есть еще “зеленый клоун” - Джилл Стайн, выполняющая роль “антисистемного зрителя”, вмешивающегося в сценарий; в силу малозначительности здесь ее рассматривать не будем). Казалось бы - волна и камень, стихи и проза, лед и пламень: разные сущности, совершенно несовместимые! Но так ли это?
Риторика обоих кандидатов построена на примарности американской нации - вымышленной общности, временно консолидированной для решения неких задач и достижения целей, причем совсем не обязательно соответствующих целям и задачам составляющих эту общность индивидуумов и даже целых групп. Мы не раз критически разбирали модерновую концепцию “нации” как “самоформирующегося субъекта”, якобы максимально естественно венчающего длительный процесс консолидации общностей {племени, рода, территориальной, соседской или духовной общины).
Язык появляется прежде нации (а не нация творит язык, как нам пытаются внушить адепты эволюционизма); яркий тому пример - арабы, то есть множество племен огромного региона, осознавшие себя "арабами" после появления арабского языка, явившегося через Откровение.
С "американской нацией" - несколько иначе, хотя имеется уподобление: она творилась “каменщиками”-масонами по их лекалам, в ее основе - англосаксонская протестантская община, скрепляющим элементом выступает английский язык, силовым каркасом - либеральная идеология с парадигмой непрерывного “прогресса” от мрачного прошлого к сияющему будущему. Но в переломных ситуациях, когда пасомая чернь смутно подозревает, что впереди маячит нож забойщика и ритуальное заклание, ей предлагают “охранителей” - козлов-провокаторов, утверждающих, что раньше-де и резники ножом орудовали гуманнее и профессиональнее, и декорации были духоподъемнее, с иконостасами и мессами, поэтому необходимо возвращение к бойням старого типа, со священниками, кадилами и кропилами.
Жизнь - это непрерывный процесс, отрицающий любую статичность, поэтому господствующим группам приходится изворачиваться, чтобы соответствовать “духу времени”, но вообще-то они освоили всего один, самый эффективный, прием: заменять плохо действующее настоящее хорошо забытым старым (так же плохо действующим, только это станет понятно позднее, когда понадобится заменить его чем-то более свежим для охочей до зрелищ толпы).
Приведем пару примеров из недавней истории: большевики в свое время считали, что революция в России станет этапом, ступенькой к мировой революции, но вскоре прогресс сменился регрессом, и пришлось принять навязанную либералами систему национальных государств, что привело к "мирному сосуществованию", в итоге разрушившую советский блок.
Другой пример: после распада советского блока на западе утвердилось мнение, что-де либерализм есть наивысшая форма организации человеческого общества, вершина исторического развития, а стало быть наступил "конец истории", и отныне нужно только распространять либерализм в остающиеся неохваченными им уголки мира, что попутно выстраивает естественную глобальную иерархию, в которой народы запада с соблюдением всех "демократических норм" внедряют либерализм всюду и всеми необходимыми средствами - да, порой и бомбами, ибо путь к счастью тернист и каменист. Однако либерализм сильно приелся массам, и пора выпускать на сцену старых добрых первосященников - возвращаться к премодерну, традиции.
Прогресс и регресс - ложная дихотомия, навязанная двоичность мировосприятия, биполярное - или диссоциативное, если угодно - расстройство коллективного бессознательного. Двухпартийная система структурирует политическое пространство мнимой бинарностью однородных компонентов - якобы охранителей “славного прошлого” (консерваторов) и адептов светлого пути в "лучезарное будущее" (прогрессистов); но ни первые, ни вторые не выходят за пределы либерального дискурса. Кукловоды просто ловко меняют одних персонажей на других, чтобы у зрителей создавалось впечатление разнообразия и не замыливалось восприятие нескончаемо унылого, в сущности, спектакля.