В ряде татарстанских средств массовой информации, вещающих на весь российский интернет, вновь возникли дискуссии о том, «как обустроить татар»

В ряде татарстанских средств массовой информации, вещающих на весь российский интернет, вновь возникли дискуссии о том, «как обустроить татар»

Татары, согласно историческим источникам в 16-17 веках принадлежали к элите Российского государства. Документы Московского царства, в частности, писцовые книги свидетельствуют, что татарские князья только в Московском уезде владели обширными землями, а еще в первой половине 17 века в самой Москве, в Белом городе проживали десятки представителей татарской знати, находившейся на государственной и военной службе. Татарская знать занимала важнейшие посты в Российском государстве и в рядах армии.

Ситуация начала кардинально меняться после принятия Соборного уложения 1649 года и развёртывания политики вытеснения мусульманской служилой знати из общественной жизни, точку в которой поставила ликвидация сословия служилых татар Петром I в начале 18 века.

Тогда, когда институт татарской элиты был ликвидирован, ее функции во многом, но далеко не во всем перешли к носителям религиозного знания – «хазратам», чье название уже свидетельствовало о том, что их положение – это положение «шишки на ровном месте». Они хоть чем-то выделялись из серой массы простого крестьянства.

Двадцатый век поставил татар совершенно в иное положение. Было провозглашено равенство всех этносов, населявших СССР, и во многом оно было реализовано, но ценой этому было следование в русле национальной политики Коммунистической партии Советского Союза, официальной целью которой было создание новой исторической общности – «советского народа», в чем коммунисты, надо признать, изрядно преуспели.

Тоталитарная система сделала главное, на что не решились в свое время царские власти – сменили арабский алфавит, на котором существовало все духовное наследие татар на кириллический, одним махом отрезав массы народа от его письменно зафиксированного прошлого. Этим дело не ограничилось. В ходе языковой реформы был сконструирован татарский новояз, «очищенный» от «иностранных заимствований» — слов арабского и персидского происхождения, которые были, прежде всего, связаны с духовной сферой, прежде всего с исламом.

Вся национальная культура – «народная по форме, социалистическая по содержанию», как завещал «Великий Ленин», была создана с нуля и туда «не взяли» ничего из того, что было связано с религией. Зато очень усердствовали, особенно энтузиасты «национального татарского театра» в постановке антирелигиозных пьес, где все, что было связано с верой, выставлялось в неприглядном, отталкивающем, в лучшем случае, смешном виде.

Именно тогда функции «элиты» перешли от поголовно уничтоженного институционализированного царской властью «мусульманского духовенства» к представителям «творческой интеллигенции» — писателям, музыкантам, актерам. Эти люди воспроизводили культурный дискурс, но сам дискурс был «социалистический по содержанию», и иного быть не могло. Другому в советских театральных, музыкальных, литературных вузах, в каждом из которых были кафедры научного атеизма и марксизма-ленинизма, не учили.

Ведущей, направляющей и организующей силой для этой новой «элиты» был социалистический реализм, прославлявший строительство первого в мире государства рабочих и крестьян, в том числе и на национальных языках.

Вся современная татарская культура – это новодел времен развитого социализма. Тогда копировалось все, вплоть до пьянства, которым отличались «творческие люди». Как откровенничает в своем интервью «народный артист РФ и РТ», актер театра им. Камала Азгар Шакиров: «Нам во времена молодости внушали: чем человек талантлив, тем он больше пьет. В те времена талантливый человек вступал в противоречие с государством, поэтому считали, что он обязательно пьет. Он видит недостатки жизни, поэтому пьет. Мы, глядя на великих российских артистов, тоже старались на них походить». А ведь уже старый человек. И не стесняется заявить о таком на весь Рунет. Вот такие они – представители современной татарской «элиты».

В любом традиционном социуме лицедеи и платные клоуны всегда считались отбросами общества. Их не сажали с собой за один стол добропорядочные граждане. А сейчас эти люди за неимением истинных интеллектуалов берут на себя смелость быть выразителями «интересов нации». И вот наступили новые времена. И что мы видим? Кто занимается возрождением народа?

Все те же бывшие партийные начальники, которые в свое время клялись быть верными делу Коммунистической партии и Ленина, а теперь вдруг ставшие «национальными лидерами» и клянущиеся в верности «нации». Так когда они были искренними? Когда им вручали партбилеты с профилем Ильича или сейчас, когда после «подвисания» вопроса о продлении Договора с федеральным центром на кону оказались немалые финансовые «ништяки»?

Эти люди, играющие по номенклатурным правилам теперь наряду с «артистами» считаются национальной «элитой». Они – в большинстве своем хитрые выходцы из татарских деревень мечтают о том, чтобы сохранить статус-кво. Но статус-кво заключается в том, что большинство татар никак не ощущает, что у них есть своя республика.

Более того тот суррогат, который называют современной татарской культурой и который не стесняется демонстрировать канал «ТНВ-планета», оставляет впечатление глубокой провинциальности всей этой квазигосударственности. Хитрость, как говорится, ум дураков, и те, кто «в теме» в два счета ее раскусят.

Ставка на национализм постсоветского формата – позавчерашний день, но у бывших советских провинциальных чиновников больше в голове ничего не вмещается. Ответ, как всегда приходит со стороны. Самые ярые противники нынешнего особого положения Татарстана в российской ассиметричной федерации – русские националисты прямо указывают в своих текстах, кого они считают главным врагом «фундаментальной русской победы» — конечно же, ислам. Ведь только ислам помог татарскому этносу сохраниться и оформиться в рамках Российского государства, а его исключение из национальной жизни татар сделало возможным успех естественной ассимиляции.

В конце концов культура — это не только песни, пляски, театр и язык (вернее – новояз made in USSR), но и модель поведения свойственная людям. Основа модели поведения мусульманина – это исламский адаб и ахляк, которого так не хватает современным татарам. Настоящая татарская тысячелетняя культура имеет под собой исламскую основу. Это основа цивилизации и заменить ее псевдокультурой, «слизанной» у тех, кто, отрицая национальную самобытность, насаждал культ нового человека – путь в небытие.

Именно в возрождении ислама – залог выживания татарской нации. Именно этого боятся идеологи и практики великодержавного шовинизма и гегемонизма.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

islamnews