В России вспомнили о светском характере государства
Итак, то к чему давно призывали широкие круги общественности, свершилось. Министерство просвещения России предложило упразднить из школьной программы преподавание основ религиозных культур.
В рамках преподавания предмета под названием «Основы религиозных культур и светской этики» теперь предлагается сохранить всего два модуля: «основы мировых религиозных культур» и светскую этику. Православную мусульманскую, иудейскую и буддийскую культуру предлагается исключить из программы обучения.
Десять лет назад Русская православная церковь бросила все свои ресурсы на то, чтобы внедрить основы православия в том или ином виде в школьную программу. И вот теперь, похоже, государство соответствующим образом оценивает итог школьного преподавания религиозных дисциплин. А он, откровенно говоря, прямо противоположный тому, что декларировалось РПЦ при внедрении этого предмета.
Последние опросы общественного мнения показывают, что процент атеистов среди молодежи значительно вырос. Как сообщает ВЦИОМ, 37% молодых людей в возрасте от 18 до 24 являются атеистами, при этом количество православных среди них в три раза ниже, чем в других возрастных группах. А ведь они уже были «охвачены» «душеспасительными» предметами в школе.
Также обществу становится все более заметна растущая агрессивность молодежи, особенно на фоне таких вопиющих случаев вроде «керченского стрелка» или планировавшегося массового убийства в Свердловской области. Кроме этого, как показывает статистика, 43% родителей выбрали курс «Основы светской этики» и еще 18% – «Основы мировых религиозных культур». То есть изучение религии в том или ином виде интересует абсолютное меньшинство граждан страны.
Как считает автор раздела об исламе в учебнике по основам мировых религиозных культур кандидат исторических наук, религовед, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов: «Скорее всего, логика министерства образования заключается в том, чтобы школьники ознакомились со всеми традиционными религиями России».
Вместе с тем он отмечает, что чем больше выбор дисциплин, тем лучше и в некоторых регионах России ту или иную религиозную культуру удается преподавать на должном уровне. Например, в Чечне почти 100% учеников изучали исламскую культуру.
С другой стороны достаточно сложно в регионе со смешанным населением обеспечить всем желающим изучение того или иного религиозного модуля. Кроме этого серьезные нарекания есть и к учебным материалам по ОРКСЭ и к тем, кто этот предмет преподает. В отсутствии специалистов-религоведов этим занимаются в основном учителя-предметники, которым данную дисциплину поручают вести как бы «в нагрузку». Отсюда, по общему мнению, данный курс нуждается в серьезной доработке и уточнении.
РПЦ со своей позицией определилось и призывает не утверждать новый проект государственных стандартов в сфере образования и договариваться о том, как оставить преподавание основ «традиционных религий» в школе.
Однако есть серьезные основания полагать, что, «пуская в школу» РПЦ государство ожидало от нее большего. Вместо этого зачастую имели место странные инициативы «на местах»: то открывали курсы по изучению огнестрельного оружия при воскресной школе, то монахи писали учебник по основам семейной жизни.
Возможно, все вышеперечисленное в комплексе вызвало у тех, кто занимается политикой в сфере образования, определенное разочарование и они вдруг вспомнили о светском характере государства.
Автор: Ильдар Мухаметжанов