В Казани улицу Баумана предложили переименовать в честь Шаймиева

В Казани улицу Баумана предложили переименовать в честь Шаймиева

С такой инициативой выступил председатель Совета аксакалов татар и башкир Узбекистана Рим Гиниятуллин.

Об этом он сказал в ходе выступления на пленарном заседании VIII съезда Всемирного конгресса татар.

— В Казани каких только улиц нет. Кирпичная, Силикатная. Центральная улица носит имя никому не известного Баумана. Я предлагаю переименовать улицу в честь Минтимера Шаймиева. Есть же в Грозном улица Путина, в Казани — Назарбаева. Я надеюсь что прогуляюсь по улице Шаймиева, — заявил спикер.

Рим Гиниятуллина: Бауман "палец о палец не ударил для города, для Татарстана, для татар, татарского языка".

По словам Гиниятуллина, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев сделал очень многое для развития татарского народа и Всемирного конгресса татар в частности.

Отмечается, что зал встретил инициативу и выступление спикера бурными овациями и выкриками со словами поддержки.

Восьмой съезд Всемирного конгресса татар открылся 30 июля в Казани в центре Kazan Expo. В этом году ВКТ празднует 30-летие. Организация объединяет 458 национально-культурных организаций, сотрудничает с 311 татарскими организациями в Татарстане и России и 147 татарскими объединениями в 45 странах.

Ранее татарские активисты выступили против принятия Всемирным конгрессом татар резолюции по "внешнеполитическим вопросам".

Итоги съезда Всемирного конгресса татар: важнее думать о завтрашнем дне

Политолог Руслан Айсин назвал VIII съезд Всемирного конгресса татар "похоронным". Опасения, что высокое собрание татар мира превратится в хор, подпевающий внешнеполитическим деяниям российской власти, полностью подтвердились. С высоких трибун обильным водопадом лились хвалебные речи и панегирики президенту Путину и его "мудрой политике". Кульминацией съезда стала резолюция, фактически продавленная властями.

"Мы, делегаты съезда, также одобряем действия президента РФ Владимира Владимировича Путина, направленные на защиту жителей Донбасса, установление мирной жизни, демилитаризацию и денацификацию Украины, обеспечение безопасности, суверенитета и основных прав в самой России. Мы не согласны с тем, что США и коллективный Запад проводят политику ограничений против РФ, они оказывают отрицательное влияние на сотрудничество и способствуют установлению специально созданной вражды и противостояния, рождают у мировой общественности неправильные представления о нациях и народах, подталкивают к национальным и религиозным распрям. Мы {…} заявляем о том, что выступаем против поднявшего голову нацизма в разных его проявлениях и призываем народы объединиться против шовинизма, фашизма, расизма, ксенофобии и антисемитизма или их распространения, поддерживающих их политических или общественных движений, а также переписывания истории и ее искажения".

Такое ощущение, что курултай, который собирается раз в пять лет, нужен был только для того, чтобы проголосовать за эти "одобрения" и "возмущения". Причем сделано это было в режиме столь актуальной сегодня "спецоперации". Резолюцию буквально прятали от делегатов и членов Милли Шуры. Историк Дамир Исхаков на заседании МШ накануне пленарной части конгресса пытался выяснить у Василя Шайхразиева, где проект резолюции, почему высший орган ВКТ не может с ней ознакомиться. Вице-премьер правительства Татарстана и по совместительству глава Милли Шура изворачивался как мог, поясняя, что документ готовит некий "оргкомитет". Какие-то неизвестные нам бюрократы из оргкомитета решили за целый народ, что они думают и что поддерживают. Получается так.

Вообще, вокруг данной резолюции развернулись нешуточные страсти. В нынешних условиях это уже вызов системе. В сети развернулась дискуссия по этому поводу. Многих интересовал вопрос: включит ли власть (а то, что она реальный бенефициар, а не сам исполком ВКТ, сомнений уже нет) в проект резолюции пункт о поддержке "спецоперации" Z и V. Реальность превзошла все мрачные ожидания. Поддержала сверх меры, попутно обвинив всех и вся в одобрении "шовинизма, фашизма, расизма, ксенофобии и антисемитизма". Удивительный парадокс. То, что в России в последние годы расцвело бурным букетом, перекинуто в резолюции на коллективный Запад. Это и есть настоящий отечественный политический новояз.

Технически резолюция была принята менее чем за минуту. Василь Шайхразиев скороговоркой зачитал текст на татарском языке и тут же попросил зал поднять мандаты. Никто ни в чем не разобрался, голоса не считали. Вслед за этой стремительной атакой зазвучал неофициальный гимн татарского народа "Туган тел", голоса возмущения утонули в ритмике убаюкивающей мелодии.

Спецоперация, казалось бы, проведена успешно. Однако эту благостную картину для властей испортила известная писательница, один из лидеров татарского национального движения Фаузия Байрамова. Она хотела взять слово, перед тем как будет проведена процедура голосования, но ее проигнорировали. В знак протеста она покинула зал, вслед за ней потянулись и другие делегаты.

Получается, что Байрамова и Исхаков оказались единственными, кто публично пытался отстоять честь татар и добиться от властей и руководства ВКТ внятного объяснения, почему они заняли такую позицию. Ведь она очевидным образом вредна и привела к расколу татарской диаспоры уж точно. Представители старой и частично новой татарской диаспоры не приехали на съезд, понимая, что станут соучастниками этой резолюции, которая поддержала агрессию России против Украины. Видные татарские зарубежные деятели, такие как Юлай Шамиль оглу (США), Ильдар Агиш (США), Гультан Бадретдин (Финляндия), Марат Салахетдинов (Канада) принципиально отказалась от посещения Казани и высказали свое возмущение решением съезда. А некоторых из них еще и без их согласия включили в новый состав Милли Шура. Форменное нарушение всех норм!

Съезд расписался в том, что его исторически уже нет. Разве все эти люди, что заполнили зал нового выставочного центра под Казанью, представляют позицию и мнение всех татар? Я знаю многих достойных соплеменников, которые не были приглашены, избраны, приобщены к работе съезда. Получается, что форум не представительный. В нем кадрово преобладали те, кто лоялен и выгоден властям. За редким исключением, конечно.

В итоге мы получили моральное обнищание и политическо-имиджевое банкротство ВКТ, позиционировавшийся себя как представительный орган татар мира. Если первые курултаи татар ставили вопросы о суверенитете, федерализме, об открытии университетов, укреплении цивилизационного ядра нации, то нынешний — перечеркнул все. Так Сталин в 1942 году создал Еврейский антифашистский комитет для помощи со стороны влиятельного мирового еврейства в борьбе СССР с Германией. После того, как задача была выполнена, в 1948 году ЕАК был закрыт "как центр антисоветской пропаганды", а ее председатель Михоэлс убит по личному указанию вождя народов. Диктаторы всегда действуют в одинаковой парадигме. Для них люди, народы, религии, государство — всего лишь инструмент укрепления личной власти.

Приговор констатирован. Ветхий милләт (нация) рассыпается на наших глазах. Итог закономерный. Был ли он субъектом вообще? Был! Но в моменты противостояния, обнаружения себя в качестве противодействующей силы инерционным процессам внутри двойного государства (по Френкелю). Как только встроились — сначала политически, а потом и идеологически — читай, обрушились.

Теперь точно татарский мир расщепился на архипелаг. Диаспора отдельно, Татарстан и часть российских татар — отдельно. Что способно связать эти миры сегодня? На этом этапе, боюсь, что ничего.

Культура не спасёт

Это постмодернистская блажь, обманка в виде неравноценного обмена: вы нам сдаёте свои политические и цивилизационные скрепы, а мы вам разрешаем танцевать и петь в тюбетейках, да и иногда охать от сожаления потери прошлых и былинных завоеваний. В этих случаях говорят так: в прошлом у них было прекрасное будущее. Но и будущее ведь аморфно. Время — это вода. Поток. Но истоков реки можно достичь, только если плыть против течения. По течению плывут только трупы; кто существует подлинно, тот идёт вопреки.

Татарстан также в политическом смысле полностью находится в разобранном виде, невзирая на все красивые реляции и дышащий неоновым огнем фасад. Нет точки сборки, которая бы выступила связующим центром. Конгресс татар сознательно последовал за ним, отказавшись от своей прежней субъектности одной резолюцией и сабантуйной философией.

Татарская нация, по сути, стоит на краю большой пропасти. Национальное образование уничтожено, население стремительно ассимилируется, Татарстан превращен в заурядный регион, политические институции убиты, интеллигенция подавлена и дезориентирована, стратегии развития нет, осмысленного образа будущего — тоже, национальные кадры стареют. Естественно, что и ВКТ не смог избежать деградационного пути. Все части некогда единого организма татарского народа заражены и покрылись язвами.

Руслан Айсин