Тель-Авив не знает, как победить ХАМАС

Тель-Авив не знает, как победить ХАМАС

Западные журналисты бьют тревогу: даже военная победа Израиля отнюдь не приведёт к тому, что ХАМАС обеднеет и утратит финансовую и материальную базу. Напротив, война идёт лишь на руку руководству движения.

Лейтмотивом израильской военной пропаганды является бесконечное повторение тезиса о необходимости "уничтожить ХАМАС". Для европейцев и американцев ситуация выглядит более-менее понятной: ЦАХАЛ проводит наземную операцию в секторе Газа, "свергает" политический режим "Исламского движения сопротивления" и устанавливает приемлемую для Тель-Авива власть, менее радикальную. Впрочем, Запад так и не научился на собственных ошибках. Соединённые Штаты и их сателлиты уже, было дело, "свергли" режим "Талибана"* в Афганистане в 2001 году. По итогу, несмотря на 20 лет ожесточённых попыток его уничтожить, всё окончилось тем, что в Кабуле сидят талибы.

Исключительная живучесть таких структур, как ХАМАС и "Талибан"*, объясняется тем, что они несут в себе традиционное исламское устройство. Это не государства европейского образца, что создавать в мусульманском мире не всегда очень хорошо получается. Это не партия и не общественная организация. Речь идёт об общине с понятными для мусульман правилами и нормами, иерархией и идеологией. Выкорчевать такую структуру иноземной силе не удастся. Тот же ХАМАС действует с 1987 года. Никаким спецслужбам не удалось подавить его, хотя израильские военные держали сектор Газа под контролем вплоть до 2005 года.

ХАМАС выстроил очень грамотную организацию. "Уничтожить" его – задача нетривиальная. Всё политическое руководство, не скрывая этого, живёт за пределами Газы. Их цель – сохранить внешнюю оболочку структуры для поиска союзников в исламском мире и за его пределами, представлять движение на международной арене. Глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания проживает в столице Катара Дохе, так же как и другие лидеры вроде Мусы Абу Марзука, приезжавшего на переговоры в Москву. Военная иерархия полностью построена на принципе взаимозаменяемости. "Незаменимых людей нет" – таково негласное кредо ХАМАС. Поэтому израильские военные могут сколько угодно рапортовать про "200 уничтоженных хамасовцев". Данный факт не имеет никакого значения в реальной жизни.

Крайне занимательная финансовая система ХАМАС. Ей посвятил отдельную статью британский журнал The Economist. Согласно данным издания, движение получает от экономической деятельности порядка 1 миллиарда долларов ежегодно. Примерно 360 миллионов долларов зарабатывают на импортных пошлинах с товаров, которые поставляются с Западного берега реки Иордан и из Египта. Однако главный источник силы ХАМАС – иностранное финансирование. Его оценки варьируются в районе 700 миллионов долларов, из которых на Исламскую Республику Иран приходится всего 100 миллионов.

Большую часть, 500 миллионов, составляют доходы от инвестиционной деятельности на Ближнем Востоке. Скорее всего, это средства Катара. Инвестиционная деятельность не ограничивается исключительно Дохой. Так, аффилированные с ХАМАС фирмы построили первый торговый центр в Судане Afra Mall, инвестировали в горнодобывающие компании, даже строили небоскрёбы в Объединённых Арабских Эмиратах (и это при том, что власти ОАЭ заняли весьма произраильскую позицию, особенно на контрасте с остальными арабскими странами).

Важнейшую роль в обеспечении финансовой безопасности ХАМАС играет Турция. Пользуясь своими разветвлёнными внешнеэкономическими связями, республика выступает в роли главного инструмента по обходу ограничительных мер Запада и Израиля. Турецкие фирмы проводят все необходимые транзакции, а банки позволяют открывать счета без опасения того, что на них будут наложены рестрикции. Кроме того, на руку играет весьма либеральное отношение Эрдогана к криптовалютам и слабую отрегулированность этого рынка.

"Пока что ХАМАС выглядит финансово неуязвимым. Израиль практически не наносит ущерба ни его доходам, ни сбережениям, а турецкие банки не проявляют сговорчивости. Многочисленные американские санкции менее эффективны, если их объект может хранить наличность вне своей банковской системы. А ХАМАС хорошо скрывает свои компании", – пишет The Economist.

Британский журнал приходит к весьма интересным умозаключениям. Дело в том, что варварские бомбардировки сектора Газа, вкупе с невероятной по своей жестокости наземной операцией, не только не ухудшат, но напротив улучшат финансовое положение "Исламского движения сопротивления". Особенно крупных денежных вливаний следует ожидать от Турецкой Республики, которая взяла на себя ответственность за "защиту прав мусульман" в Палестине. Западная пресса активно муссирует слухи о том, что турецкое Министерство экономики плотно координирует свои действия с финансовым отделом ХАМАС. При этом Эрдогану абсолютно наплевать на негативную реакцию США, Великобритании, Израиля и Европейского Союза.

"Стамбульская компания Trend gyo, зарегистрированная на бирже и попавшая под американские рестрикции, получила официальный контракт на строительство Стамбульского коммерческого университета. Строительные компании, которые занимают значительное место в портфеле ХАМАС, могут спокойно проглотить огромные куски наличности и регулярно получать крупные кредиты. Все это позволяет турецким чиновникам утверждать, что они не набивают карманы ХАМАСа напрямую", – сетует британский журнал.

Поэтому правительство Биньямина Нетаньяху может сколько угодно "уничтожать ХАМАС" в своих военных сводках, обмануть реальное положение дел никому не под силу. Проблема сектора Газа и, шире, всей Палестины получила 7 октября 2023 года новое измерение, актуализировался вопрос палестинского урегулирования и явно в антиизраильском ключе. Победа ЦАХАЛ, оплаченная жизнями сотен, если не тысяч, военнослужащих, окажется в любом случае пирровой. Хотя далеко не факт, что даже это свершится. Исходом войны будет стратегический тупик, разрыв налаженных, казалось, отношений с арабскими государствами и уничтожение репутации израильской армии, а также израильских спецслужб, пропустивших столь болезненный удар от не самого крепкого противника.

* Организация признана террористической и запрещена на территории России

Игорь Лисин

Источник