Судан становится одним большим Дарфуром

Судан становится одним большим Дарфуром

В пятницу враждующие стороны в Судане устроили сильную артиллерийскую перестрелку, приведшую к взрывам в столице Хартуме и в других частях страны. Обе стороны проигнорировали призывы мировых держав к прекращению огня в конце Рамадана.

Более 300 человек были убиты и тысячи ранены после того, как в субботу вспыхнули боевые действия между силами, лояльными командующему суданской армией Абдель-Фаттаху аль-Бурхану, и его заместителю Мохамеду Хамдану Дагло , командующему мощными военизированными Силами быстрого реагирования (СБР), который широко известен как Хамедти.

Центральный комитет суданских врачей заявил, что ночью, когда началось празднование Ид аль-Фитр, знаменующее окончание месяца поста Рамадан, «несколько районов Хартума подверглись бомбардировке», и сообщалось об «обстрелах и столкновениях» шестую ночь подряд.

Хартум стал ареной одного из самых ожесточенных боев с воздушными ударами и танковыми обстрелами в густонаселенных районах, при этом большая часть его пятимиллионного населения прячется по домам, страдая от жары, без электричества, еды и воды. Коммуникации сильно нарушены.

И генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, и госсекретарь США Энтони Блинкен по отдельности призвали к прекращению огня «по крайней мере» на три дня в ознаменование Ид.

СБР, мощная сила, сформированная из ополченцев «Джанджавид», которые в течение многих лет руководили крайним насилием в западном регионе Дарфура, заявили, что они обязуются соблюдать 72-часовое прекращение огня, начиная с рассвета.

Но, как и два предыдущих объявленных 24-часовых перемирия, оно почти сразу же провалилось.

В пятницу утром треск интенсивной стрельбы продолжался, над столицей поднимались столбы черного дыма.

Впервые с начала боевых действий неделю назад Бурхан появился на телевидении.

«На Ид аль-Фитр в этом году наша страна истекает кровью: разрушения, запустение и звук пуль превалируют над радостью», — сказал он в заранее записанном видео.

«Мы надеемся, что выйдем из этого испытания более сплоченными… единой армией, единым народом… к гражданской власти».

Международная кризисная группа (IGC) предупредила, что необходимы срочные шаги, чтобы остановить сползание к «полномасштабной гражданской войне», предупредив, что «разворачивается кошмарный сценарий, которого многие опасались в Судане».

Всемирная продовольственная программа предупредила, что насилие может ввергнуть миллионы людей в голод в стране, где 15 миллионов человек — треть населения — нуждаются в помощи.

Она приостановила свои операции в Судане после убийства трех сотрудников ВПП в субботу.

Гражданские лица становятся все более отчаянными: тысячи людей с риском для себя бегут по опасным улицам, чтобы покинуть Хартум, и многие сообщают, что улицы усеяны трупами.

Планируются международные усилия по потенциальной эвакуации иностранных граждан, в том числе с развертыванием Соединенными Штатами сил для возможной переброски по воздуху сотрудников посольства США.

Медики предупреждают о катастрофе: более двух третей больниц в Хартуме и соседних штатах выведены из строя в результате боевых действий, заявил профсоюз врачей.

Четыре больницы в Обейде в провинции Северный Кордофан также подверглись «артиллерийскому обстрелу».

Всемирная организация здравоохранения заявила, что у нее есть сообщения о почти 330 убитых и 3200 раненых по всему Судану, но медики опасаются, что число погибших, вероятно, будет намного больше, и многие раненые не смогут добраться до больниц.

Бурхан и Дагло вместе свергли авторитарного президента Омара аль-Башира в апреле 2019 года после массовых протестов против его трех десятилетий жесткого правления.

В октябре 2021 года они снова вместе организовали переворот, направленный на свержение гражданского правительства, установленного после падения Башира, что сорвало поддерживаемый международным сообществом переход к демократии.

«Поскольку ни Бурхан, ни Хамедти не готовы отступить, ситуация может стать намного хуже», — заявил аналитический центр ICG, добавив, что, хотя некоторые аналитики считают, что армия преуспеет на своей «родной территории» в Хартуме, риск тотального конфликта остается.

«Даже если армия в конечном итоге захватит столицу, а Хамедти отступит в Дарфур, вполне может последовать гражданская война с потенциально дестабилизирующим воздействием на соседние Чад, Центральноафриканскую Республику, Ливию и Южный Судан», — добавили в ICG.

В качестве резюме процитирует казанского блогера Марка Шишкина, давно интересующегося темой восточной Африки:

"Независимо от исхода вооруженного противостояния в Судане, мы сейчас видим там иллюстрацию тезиса о том, что институты и практики, сложившиеся для силового контроля на периферии, потом с легкостью переносятся в центр страны.

В российской политике этот тезис звучал, прежде всего, относительно боевых действий на Северном Кавказе. В Судане такой периферией стал Дарфур, из арабского ополчения которого сформированы Силы Быстрого Реагирования. Теперь они воюют на Ниле, и неважно уже победят ли, или заключат мир, на каких-то условиях, это уже их политический триумф.

Все карьеры — через Дарфур!" Так что да, Дарфур пришел в Хартум и вся страна теперь рискует стать Дарфуром.

АВТОР: ЯКУБ ХАДЖИЧ

ГИ