Страдания и переживания Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха)
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Пророк ﷺ иногда печалился, порой его посещали горе, испытания; он расстался со многими любимыми. Как же он печалился? Какое у него было взаимоотношение с этим чувством? Как он обращался с теми, кто печалился?
В описании Посланника Аллахаﷺ упоминается, что он печалился долго, но, тем не менее, со сподвижниками был приветливым и выражал радость.
Печаль Посланника ﷺ была долгой и глубокой, потому что он очень беспокоился за свою общину, желая добра мусульманам. Многие из них уходят от добра из-за незнания пользы религии, и Пророк ﷺ печалился за них. Однажды, когда несли тело усопшего, Пророк ﷺ увидел это и заплакал. Это был иудей, который умер не в Исламе. Когда Пророк ﷺ заплакал, у него спросили: «Что вызвало твои слёзы, о Посланник Аллаха ﷺ?» Он ответил: «Душа убежала в ад». Этот случай опечалил Посланника Аллаха ﷺ.
Среди свидетельств любви Пророка (мир ему и благословения Аллаха) к человечеству - невыразимые страдания, которые он перенес от рук своих противников, которых он с такой легкостью простил после своей победы.
Когда Пророк (мир ему и благословения Аллаха) начал свой призыв к Аллаху, почти все жители его города выступили против него, хотя они знали его всю его жизнь как человека исключительной честности и интеллекта. Сначала они подвергали его словесным атакам, насмешкам и оскорблениям. Но позже они начали сочетать словесные атаки с физической агрессией. Они кидали колючки и шипы на его пути, и забрасывали его мусором и грязью. Однажды он вернулся с пылью на голове. Одна из его дочерей поднялась со слезами на глазах, чтобы вытереть ее. Пророку (мир ему и благословения Аллаха) было больнее видеть слезы в глазах своей дочери, чем обращение, которому он сам подвергался со стороны своих сограждан. Он утешил ее, сказав: "Дочь моя, не плачь, ибо, воистину, Господь будет помощником твоему отцу".
Однажды жители города попытались нанести Пророку увечья другого типа. Когда однажды он вышел по делам, никто из людей на улицах не посмотрел на него, не заговорил с ним, не насмехался и не оскорблял его. Этот их безмолвный способ сказать Пророку (мир ему и благословения Аллаха): "Ты не один из нас, потому что выступаешь против наших традиций" ранил Пророка (мир ему и благословения Аллаха) больше, чем насмешки и оскорбления, которые он привык слышать раньше.
Когда Пророк (мир ему и благословения Аллаха) почувствовал, что у него ничего не получается с мекканцами, он начал все больше и больше обращаться к чужакам, которые приезжали в Мекку для паломничества. Но его усилия среди паломников были сорваны такими людьми, как Абу Ляхаб, которые следовали за Пророком (мир ему и благословения Аллаха) и громко кричали: "Не верьте ему, он лживый отступник". Однажды это особенно огорчило Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Но все, что он сделал, это посмотрел вверх и сказал: "О Господь, если бы Ты захотел, этого не было бы так!".
В 620 году, Пророк (мир ему и благословения Аллаха) решил отправиться за пределы Мекки, чтобы проповедовать свое пророческое послание, не подвергаясь преследованию со стороны своих врагов-мекканцев. Естественным первым выбором был город Аль-Тайф. Расположенный примерно в шестидесяти милях к востоку от Мекки, это был ближайший важный город. В сопровождении только Зайда Пророк (мир ему и благословения Аллаха) совершил утомительное путешествие по бесплодным скалистым ущельям. Он провел несколько дней в Аль-Тайфе, проповедуя вождям племен, а также простым людям. Но все они отвергли его, сказав, что не хотят портить отношения с мекканцами ради новой религии.
Шли дни, жители Аль-Тайфа становились все более и более враждебными, пока они не начали улюлюкать на улицах и забрасывать камнями Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Даже когда он бежал из города, безжалостная толпа преследовала его и не останавливалась, пока не протащила две или три мили по песчаной равнине до подножия окружающих холмов. Там, уставший, с текущей из обеих ног кровью, Пророк укрылся в одном из садов. Зайд (да будет доволен им Аллах), который пытался защитить Пророка (мир ему и благословения Аллаха) от бросаемых в него камней, был ранен в голову.
Через пару лет Пророку удалось заручиться достаточной поддержкой в одном арабском городе - Медине - и он решил совершить хиджру. Но его враги в Мекке замышляли убить его до того, как он сможет переселиться в Медину, и этот заговор был очень близок к успеху.
Даже после его побега из враждебной Мекки в относительно дружелюбную Медину страдания Пророка (мир ему и благословения Аллаха) продолжались. Курайшиты и другие арабские племена под их влиянием часто вели сражения против него и его последователей. В самой Медине евреи досаждали Пророку (мир ему и благословения Аллаха) своими коварными заговорами и одно время даже пытались отравить его.
Лицемеры, тайные враги Пророка (мир ему и благословения Аллаха), которые выдавали себя за мусульман, также были заняты интригами и кампаниями сплетен против Пророка (мир ему и благословения Аллаха), особенно неприятным примером чего являются их обвинения в адрес жены Пророка Айши (да будет доволен ею Аллах), которые были столь же болезненны для Пророка (мир ему и благословения Аллаха), как и для самой Айши. Иногда даже верующие непреднамеренно причиняли боль Пророку (мир ему и благословения Аллаха). Например, иногда они невежливо уходили от него, оставляя его стоять в одиночестве, о чем свидетельствует следующий аят в Коране: "Когда они видят какую-нибудь (возможность) торговли или развлечения, они сломя голову бросаются к этому и оставляют тебя стоять в одиночестве ..." (62:11).
Этим и многим другим страдал Пророк (мир ему и благословения Аллаха) в течение многих лет. Незадолго до того, как он начал свою миссию, у него было все, на что обычно надеются мужчины: здоровье, процветающий бизнес, любящая жена, прекрасные дети, верные родственники и друзья, а также доверие и уважение его соплеменников.
Если бы он захотел, он мог бы вести такую же комфортную жизнь, как и любой другой в Мекке. Но он выбрал путь испытаний, страданий и лишений. Он сделал это из любви к тем самым людям, которые по невежеству преследовали его, и ради благополучия всего человечества.
Как и все аспекты жизни Пророка (мир ему и благословения Аллаха), его страдания преподносят нам важные уроки. Это учит нас, что этот мир - поле битвы между добром и злом, правдой и ложью, справедливостью и угнетением, и что, хотя Аллах пожелал, чтобы в долгосрочной перспективе добро, правда и справедливость всегда побеждали. Он также пожелал, чтобы эта победа не была слишком легкой.
Страдания Пророка (мир ему и благословения Аллаха) также являются для нас ярким напоминанием о том, что, хотя человек обладает огромным потенциалом для добра, он также обладает огромным потенциалом для зла.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) олицетворяет собой предел человеческого потенциала в отношении добра, в то время как противодействие, которое его работа вдохновляла его соотечественников и которое он постепенно побеждал своей любовью и мудростью, представляет собой предел человеческого потенциала во зле. Но мы не должны осуждать тех, кто преследовал Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Ибо страдания Пророка (мир ему и благословения Аллаха) были вызваны тем потенциалом невежества и упрямства, который есть в каждом из нас. Кто знает, что некоторые из нас не стали бы бросать мусор в Пророка (мир ему и благословения Аллаха) или преследовать его каким-либо другим способом, если бы жили в Мекке его времени?
В конце концов, люди гораздо более значимые, чем мы, например, Умар и Халид бин Валид (да будет доволен ими Аллах), в свое время преследовали Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Нет, Пророк (мир ему и благословения Аллаха) страдал не для того, чтобы мы могли кого-либо осуждать. Он страдал, чтобы у нас были надежда и смирение. Он страдал, чтобы мы могли узнать, сколько в нас заложено потенциала для добра и сколько в нас заложено потенциала для невежества и упрямства - коренных причин всего зла. Нам нужно увидеть оба потенциала внутри нас. Первое дает нам надежду на нашу судьбу и на судьбу человека в целом, а второе дает нам смирение. А смирение и надежда - это то, что нам нужно для процветания...
Таким образом, страдания Пророка (мир ему и благословения Аллаха) должны заставить нас задуматься о потенциальном зле, которое есть внутри каждого из нас, и придать нам решимости преодолеть это зло. Лучший способ победить зло - это любить Пророка (мир ему и благословения Аллаха), ибо чем больше мы любим Пророка (мир ему и благословения Аллаха), тем больше укрепляем в себе элемент добра и тем более способными становимся преодолевать зло...