Спустя 30 лет после распада СССР республики Центральной Азии прокладывают новый путь

Спустя 30 лет после распада СССР республики Центральной Азии прокладывают новый путь

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Кыргызстана Садыр Жапаров на выставке товаров своих стран в ходе саммита. Аваза (Туркменистан), 6 августа. Пресс-служба президента Узбекистана

Находившиеся под сильным влиянием внешних держав, особенно России, в прошлом, страны Центральной Азии теперь ведут собственную игру в региональном масштабе и беспрецедентное сотрудничество

Отмечая 30-летие своей независимости, пять бывших советских республик Центральной Азии активизируют сотрудничество для решения общих проблем и отстаивания собственных ценностей на фоне ослабления российского влияния.

Кыргызстан отметил годовщину своей независимости 31 августа, Узбекистан — 1 сентября, Таджикистан — 9 сентября.

Туркменистан планирует праздновать 27 сентября, а Казахстан — 16 декабря.

Все государства Центральной Азии объявили о своей независимости незадолго до распада Советского Союза 26 декабря 1991 года.

С тех пор регион сталкивается с экономическими проблемами, военными конфликтами и политическими кризисами, некоторые из которых продолжаются до сих пор. Но в последние несколько лет республики Центральной Азии демонстрируют желание сотрудничать.

Сейчас, когда регион отмечает 30-летие независимости, государства работают вместе для решения общих проблем, а их границы «более открыты, чем когда-либо за 20 лет», сообщало в августе «Радио Свобода».

«По иронии судьбы, одной из лучших особенностей Дня независимости в этом году в пяти бывших советских республиках Центральной Азии может быть их способность сотрудничать и зависеть друг от друга больше, чем это было возможно ранее», — говорилось в сообщении.

Преодоление сепаратистских настроений

Аналитики из Центральной Азии рассматривают Казахстан как маяк стабильности и экономического процветания в регионе.

С 1993 года инвестиции в Казахстан составили более 365 миллиардов долларов — самая большая цифра в регионе. Более половины привлеченных средств поступает из стран Европейского Союза, и 15% — из США.

Однако в 1990-е годы страна столкнулась с проблемами, касающимися своей территориальной целостности: русскоязычные жители северных регионов пожелали присоединиться к России.

Волна сепаратистских настроений переросла в демонстрации и попытки организовать восстание.

Чтобы объединить страну, власти реорганизовали области, перенеся столицу из Алматы в один из северных городов. В 2019 году этот город получил название Нур-Султан в честь первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Развитие регионального сотрудничества

В постсоветскую эпоху страны Центральной Азии развивались по большей части самостоятельно, выстраивая двусторонние отношения вместо многосторонних и достигая соглашений по конкретным вопросам.

Но в сентябре 2016 года, после смерти долгое время занимавшего пост президента Ислама Каримова, президентом Узбекистана стал Шавкат Мирзиёев.

Мирзиёев изменил стратегию развития Узбекистана, сделав региональное сотрудничество и добрососедские отношения приоритетом внешней политики.

В первый год своего президентства Мирзиёев посетил с официальными визитами все страны Центральной Азии. В ходе поездок он разрешил нерешенные вопросы, включая территориальные споры и энергетические проекты, которые угрожали создать дефицит воды для Узбекистана.

В 2018 году, впервые с момента обретения независимости, Узбекистан принял участие в заседании Совета сотрудничества тюркоязычных государств, известного как Тюркский совет, в Бишкеке. В 2019 году Узбекистан стал его полноправным членом.

Мирзиёев также выступил инициатором создания Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, которая впервые состоялась в марте 2019 года в столице Казахстана.

Вместе — без России

«Центральная Азия всегда была и остается единым организмом. С выходом Узбекистана из самоизоляции мы видим начало новой сборки нашего региона», — сказал директор ташкентского исследовательского института «Караван знаний» Фархад Толипов. «Это Центральная Азия 2.0», — добавил он.

Тот факт, что лидеры Центральной Азии начали встречаться без России — положительный знак, считает политолог Марс Сариев из Бишкека.

«Раньше страны Центральной Азии были объектами внешних игроков, а теперь ведут ведут свою игру в региональном масштабе без кураторов со стороны. Координация наших республик выходит на новый уровень», — говорит он.

Другой значимой региональной тенденцией является переход с кириллицы на латиницу , чтобы быть ближе к мировому сообществу.

Туркменистан уже полностью перешел на латиницу, Узбекистан теперь использует оба алфавита, а Казахстан разрабатывает собственный алфавит на основе латиницы.

Отказ от кириллицы — это естественная попытка создать общество, в котором преобладают казахские ценности, говорит депутат нижней палаты парламента Казахстана Айдос Сарым из Нур-Султана.

«Мы видим, что новое поколение казахстанцев говорит по-казахски, у них более высокий уровень национальной самоидентификации, чем у старшего поколения, выросшего в советское время», — утверждает он.

Инициатива Казахстана вызвала резкую критику среди российских политиков и в российских СМИ, обвинивших республики Центральной Азии в предательстве.

По словам Сарыма, Россия недовольна тем, что ее культурное влияние в Казахстане, как и в других странах региона, ослабевает.

Совместные усилия во время пандемии

Страны Центральной Азии продемонстрировали сплоченность во время пандемии, объединив усилия для борьбы с COVID-19.

Так, в апреле 2020 года Узбекистан отправил в Кыргызстан поезд с гуманитарной помощью — мукой, продуктами питания, средствами индивидуальной защиты и инфракрасными камерами, которые можно использовать для определения высокой температуры тела, сигнализирующей о лихорадке.

В том же месяце Казахстан направил в Кыргызстан и Таджикистан гуманитарную помощь на сумму 6 млн долларов.

В июне 2020 года Узбекистан выделил Казахстану медицинские маски и перчатки, защитные халаты, термометры и кровати.

А в июле Нур-Султан направил в Бишкек 25 000 доз вакцины QazVac от COVID-19 отечественного производства.

Канат Алтынбаев

central.asia-news