Сон на правом боку

Сон на правом боку

Современная медицина признала то, что сон на правом боку является предпочтительным (нежели сон в другой позе), потому что это способствует здоровому отдыху и расслабляет тело спящего.

Сон на правом боку является правильной позой, ведь левое лёгкое меньше по объёму, чем правое, и поэтому на сердце оказывается меньше нагрузки. Также, печень (при такой позе) находится в устойчивом положении, а не в подвешенном. Желудок прилегает к печени сверху - что даёт полный комфорт желудку (в таком положении лучше происходит пищеварение). Это облегчает опорожнение желудка от пищи, содержащейся в нем после переваривания.

Также, сон на правом боку считается эффективной медицинской процедурой, облегчающей функцию левого легочного бронха, что способствует быстрому выведению слизи.

Ещё, сон на правом боку способствует кровотоку в верхней, левой части грудной клетки - от сердца, через аорту, к остальным органам тела, что облегчает работу сердечной мышцы, так как все остальные органы располагаются ниже, или же на одном уровне с ним (сердцем).

Следует вытряхивать постель перед сном, потому что в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет отправиться в свою постель, пусть отряхнёт её изнанкой своего изара, ибо ему неизвестно, находится позади неё (или под ней). Затем пусть скажет: «С именем Твоим Господи я кладу свой бок (ложусь на бок) и Твоим именем поднимаю его. Если Ты удержишь мою душу (умертвишь во сне) то прости её, а если отпустишь, то сохрани её так, как Ты сохраняешь своих праведных рабов».

Привели аль Бухари и Муслим

Ат Тибий сказал: «Человек не знает, что могло попасть на его постель - земля, сор или насекомое - после того, как он встал с неё».

Этикет сна пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда спал на постели, иногда на кожаной подстилке, иногда на циновке, иногда на земле, иногда на кровати без постели, а иногда на своем черном плаще.

‘Аббад ибн Тамим передал от своего дяди, что тот видел, как посланник Аллаха, лежал в мечети, положа одну ногу на другую. Этот хадис привели аль-Бухари (№ 475) и Муслим (№ 2100).

Постелью ему служил кожаный матрас, набитый растительным волокном, у него также была грубая ткань, на которой он спал, сложив её пополам. Он ложился на постель и укрывался покрывалом. Он сказал своим женам: Джибриль никогда не приходил ко мне, когда я был под покрывалом одной из вас, кроме ‘Аиши (аль-Бухари № 3775). Подушка его была из кожаного чехла, а набита растительным волокном.

Когда он собирался отойти ко сну, то говорил: О Аллах, с Твоим именем я оживаю и умираю /Аллахумма би-сми-кя ахъя уа умут/ (аль-Бухари № 7394).

Он собирал свои ладони, после дул на них и читал суру 113 Искренность, 113 – Рассвет и 114 – Люди. Потом он протирал руками все части тела, которые мог, начиная при этом с головы, лица и передней части тела. Он делал это три раза.

Лежал он на правом боку, подкладывая правую руку под правую щеку, а после говорил: О Аллах, убереги меня от Своего наказания в тот день, когда Ты воскресишь Своих рабов /Аллахумма кы-ни ‘азабя-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя/. Отправляясь спать, он говорил: Хвала Аллаху, Который накормил, напоил и защитил нас, и дал нам приют, а как много таких, для кого нет ни защитника, ни дающего приют! /Аль-хамду ли-Лляхи-ль-лязи ат‘ама-на уа сака-на уа кафа-на уа аауа-на. Фа кям мимман ля кафийа ля-ху уа ля муъви/. Муслим передал также, что отправляясь в постель, он говорил: О Аллах, Господь семи небес, Господь земли и Господь великого престола, Господь наш и Господь всего, Тот, Кто расщепляет зёрна и ядра, (Тот, Кто) ниспослал Тору, Евангелие и Различение! Прибегаю к Тебе для защиты от зла всего дурного, (ибо всё) это подвластно Тебе! Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Высочайший, и нет ничего над Тобой, Ты – Ближайший, и нет ничего за Тобой, избавь же нас от долга и избавь нас от бедности! /Аллахумма, Рабба-с-самауати уа-ль-арды уа Рабба-ль-‘арши-ль-‘азым! Рабба-на уа Рабба кулли шейин, фалика-ль-хабби уа-н-науа, мунзиля-т-Таурати уа-ль-Инджиль, уа-ль-Фуркан! А‘узу би-кя мин шарри кулли зи шаррин Анта ахызун би-насыйати-хи. Анта-ль-Аууалю фа ляйса кабля-кя шейун, уа Анта-ль-Ахыру фа ляйся ба‘да-кя шейун, уа Анта-з-Захиру фа ляйся фаука-кя шейун, уа Анта-ль-Батыну фа ляйся дуна-кя шейун, икды ‘ан-на-д-дейна уа агни-на мин-ль-факр/ (Муслим № 2713).

Когда же он, да благословит его Аллах и приветствует, просыпался, то говорил: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и к Которому предстоит возвращение для отчёта/Аль-хамду ли-Лляхи-ль-лязи ахйа-на ба‘да ма амата-на уа илей-хи-н-нушур/» (аль-Бухари № 6312), после этого он использовал сивак, веточку для чистки зубов, а после иногда читал десять аятов из суры «Семейство ‘Имрана:

إن في خلق السماوات والأرض Воистину, в сотворении небес и земли… (сура «Семейство ‘Имрана 190-200).

Он, мир ему и благословение, говорил: О Аллах, хвала Тебе, Ты — Свет небес, земли и всех их обитателей! Хвала Тебе, Ты управляешь небесами, землей и всеми, кто там обитает! Хвала Тебе; Ты — Истина, и обещание Твоё — истина, и встреча с Тобой — истина, и Рай — истина, и Огонь — истина, и пророки — истина, и Мухаммад — истина, и Час этот — истина! О Аллах, Тебе я предаюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры и к Тебе на суд обращаюсь, так прости же мне мои прошлые и будущие (грехи), совершённое мной тайно и сделанное открыто! Ты – мой Бог, и нет другого, кроме Тебя! /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду Анта нуру-с-самаввати уа-ль-арды уа ман фи-хинна! Уа ля-кя-ль-хамду, Анта Каййиму-с-самауати уа-ль-арды уа ман фи-хинна! Уа ля-кя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, уа уа‘ду-кя-ль-хакку, уа ликау-кя хакк, уа-ль-джаннату хакк, уа-н-нару хакк, уа-н-набиййуна хакк, уа Мухаммадун хакк, уа-с-са‘ату хакк! Аллахумма, ля-кя аслямту, уа би-кя аманту, уа ‘аляй-кя тауаккяльту, уа иляй-кя анабту, уа би-кя хасамту уа иляй-кя хакямту, фа-гфир ли ма каддамту, уа ма аххарту, уа ма асрарту уа ма а‘лянту! Анта Иляхи, ля иляха илля Анта/ (аль-Бухари № 1120).

Он спал первую часть ночи и просыпался в последнюю её часть. Но иногда он не спал и в первую часть ночи, если того требовали дела мусульман. Спали его глаза, но сердце не засыпало. Если он засыпал, то его не будили, пока он сам не просыпался.

Если в пути он останавливался для отдыха, то он ложился спать на правый бок. Если же он останавливался незадолго до утренней зари, он протягивал свой локоть и клал свою голову на руку. Об этом передал ат-Тирмизи.

Сон его был умеренным. Именно такой сон полезен, по словам докторов. Доктора говорят, что сон должен занимать третью часть суток, то есть быть около 8 часов.

«Заду-Ль-Ма‘ад» (Т. 1. С. 155)