Случаи, когда разрешена хула-гыба

Случаи, когда разрешена хула-гыба

Хула (гыба) является одним из наиболее отвратительных и вместе с тем наиболее распространённых людских пороков. Очень мало найдётся таких людей, которые чисты от этого порока, поэтому предостерегать от той опасности, которую он представляет, необходимо всех. 

Хулой считается такое упоминание о человеке, которое не понравилось бы ему, независимо от того, упоминаются ли его физические недостатки, отношение к религии, мирские дела, нравственные качества, телосложение, дети, родители, жена, слуга, одежда, походка, движения, улыбка, распущенность, угрюмость, весёлость и т. п. 

Это касается упоминания, сделанного в любой форме, будь то произнесённое языком или написанное словом, намёк, знак глазами или нечто подобное. Однако, несмотря на запретность хулы, есть случаи, когда хула всё же дозволена, мало того, даже может принести пользу. Хула допустима в тех случаях, когда её слова произносятся ради достижения правильной и соответствующей религии цели, когда иным путём добиться этой цели невозможно. Можно назвать шесть случаев, когда разрешено хулить.

1. Подача жалобы 

Притесняемому разрешается обращаться с жалобой к правителю, судье, другим представителям власти или таким людям, которые могут по справедливости рассудить его с обидчиком. При этом притесняемому разрешается сказать: «Такой-то обидел меня в томто», или: «… поступил со мной так-то», или: «… отнял у меня то-то». 

От Зайда бин Аркама رضي الله عنه передаётся: «Мы принимали участие в одном из военных походов. Во время этого похода люди стали испытывать затруднения, и Абдуллах бин Убайй сказал своим товарищам: «Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с Посланником Аллаха ﷺ, пока они не разбегутся от него».

Он также сказал: «Поистине, когда мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят оттуда презренных!» Услышав это, я пришёл к Пророку ﷺ и передал ему эти слова, после чего Посланник Аллаха ﷺ послал за Абдуллахом бин Убаййем и его товарищами, которые поклялись, что не говорили этого» (аль-Бухари, Муслим). 

Зайд бин Аркам رضي الله عنه сообщил, что впоследствии Всевышний Аллах ниспослал суру «Аль Мунафикун» («Лицемеры»), и это послужило подтверждением того, что он говорил правду. В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Зайд бин Аркам رضي الله عنه сказал: «Пророк ﷺ послал за мной, прочитал эту суру, а потом сказал: «Поистине, Аллах ﷻ подтвердил твою правоту, о Зайд». 

2. Просьба о помощи 

Когда кто-то с целью исправления порицаемого или возвращения грешника на путь истинный обращается за помощью к другому человеку, на чью силу и статус он рассчитывает. В присутствии грешника или того, кто совершает порицаемое, допускается хула в пределах необходимого. 

3. Обращение с просьбой о вынесении фетвы 

Если кто-то обращается к муфтию с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу (фетва), дозволяется рассказать о предмете вопроса, если даже это хула. От Аиши رضي الله عنها передаётся: «Однажды Хинд, мать Муавийя رضي الله عنه, сказала Посланнику Аллаха ﷺ: «Поистине, Абу Суфьян – человек скупой. Так будет ли грехом, если я стану брать что-то из его имущества тайно?» Он сказал: «Бери сама, и пусть берут твои сыновья то, что для вас согласно вашему обычаю является достаточным». (Аль-Бухари) 

Обычно такие слова считаются хулой, однако в подобной ситуации, когда в этом возникает необходимость и человек нуждается в совете по общему или частному вопросу, это становится дозволенным в той мере, в какой будет способствовать достижению его цели. 

4. Для наставления мусульман и предостережения их от зла 

Если кто-то просит у человека совета относительно того, стоит ли ему вступать с какой-то девушкой или парнем в брак, сотрудничать с каким-то человеком или доверять ему что-либо на хранение и тому подобное, то допускается хула в отношении лиц, о которых идёт речь, но только в той мере, в какой это будет способствовать достижению цели. 

От Фатимы бинт Кайс رضي الله عنه передаётся, что она пришла к Пророку ﷺ и сказала: «Ко мне сватались Абу ль-Джахм и Муавийа», на что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Что касается Абу ль-Джахма, то он не снимает палку со своего плеча (много путешествует), что же касается Муавийи, то он – бедняк, у которого нет никакого имущества. 

Выходи за Усаму ибн Зейда» (Муслим). Точно так же, если кто-то увидит, что ученик посещает приверженца нововведений или нечестивца, принимая от него знания, и есть риск, что это навредит ему, следует дать добрый совет и объяснить, в каком положении он находится и почему. 

Иногда бывает так, что человек, наделённый полномочиями, чаще властными, не обладает необходимыми для исполнения переданных ему полномочий способностями – по причине его глупости и бесчестия. В подобных случаях необходимо поставить в известность того, кто наделил его этими полномочиями, чтобы знал обо всём и принял соответствующее решение в отношении виновного. 

5. Когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений 

Так, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, присвоения чужого имущества или иных неподобающих дел, разрешается хула в отношении этих категорий людей в целях предотвращения подобных поступков. 

Однако вместе с тем запрещается упоминать о других недостатках этого человека, если только это не дозволено в силу одной из вышеупомянутых нами причин. От Аиши رضي الله عنها передаётся, что как-то раз один человек попросил позволения войти к Пророку ﷺ, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник» (Аль Бухари, Муслим). Этот хадис является доказательством дозволенности хулы, если дело касается нечестивцев и людей нововведений. 

6. Представление

Если человек известен под тем или иным прозвищем, например Хромой, Глухой, Слепой, Косой, Курносый и т. п., разрешается называть его так, если цель заключается в том, чтобы дать понять, о ком идёт речь. Если же цель состоит только в умалении достоинства человека, называть его по прозвищу запрещается. 

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся: «Посланник Аллаха ﷺ называл человека по имени аль-Хирбак – Зуль-ядайни (Двурукий)» (аль Бухари). Этот человек получил такое прозвище либо за то, что у него были длинные руки, либо за то, что он одинаково хорошо владел обеими руками. Учёные упоминают шесть названных причин в качестве факторов, делающих хулу дозволенной. На это, в частности, указал Абу Хамид аль-Газали в книге «Ихьяу улюми-ддин». 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ 

as-salam