Следуй за лучшими!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
О верующие рабы Аллаха! Сегодня мы поговорим о такой вещи, как пример, образец для подражания. То, что по-арабски называется «аль-кудва». (القدوة).
Этот вопрос очень важный в жизни каждого мусульманина. Если человек не сможет правильно выбрать пример для подражания, образец для себя, то такой человек потеряет нужное направление и отойдет от прямого пути, потому что основная часть заблуждений (отступлений людей), в которые впадают люди, происходит по причине того, что они выбрали для себя плохой пример. Люди пошли по пути тех, которые не достойны быть примером для подражания.
О сколько людей погрязли в плохом?! Какая же причина этого? Они взяли для себя в качестве примера для подражания тех, которые не могут быть примером. Более того, некоторые люди доходят в этом до того, что берут себе в качестве примера и образца для подражания шайтанов. Шайтан — Иблис становится для них примером для подражания, и они следуют ему, идут по его стопам, подражая ему в порицаемых поступках и скверных качествах, поэтому ученые выделяют такой вид грехов, который называется «аль-'амаля шайтанийа», или «аль-'амаля иблисийа» (Иблисовы деяния, Иблисовы грехи).
Почему же так называют эти грехи? Сатанинские грехи. Потому что люди следуют в этих грехах шайтану. Среди людей есть такие, которые берут себе образцом для подражания скот (بَهائِم). Посмотришь на этих людей, на их состояние — их волнует только что? Погулять, порезвиться, поесть, попить, поиграть, и все, то есть их состояние похоже на состояние скота.
Есть люди, которые делают себе образцом для подражания хищных животных, агрессивных. Они следуют за ними в своей агрессивности и злобности, точно наподобие этих хищных животных. А сколько людей страдают (получают вред) из-за плохих товарищей, нехороших порочных приятелей?! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег нас от плохих товарищей, сказав:
اَلْمَرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلُ
«Человек на религии своего друга, так пусть каждый из вас посмотрит, с кем он ведет дружбу». Абу Дауд (4833), ат- Тирмизи (2378), Ахмад (8398).
И сравнил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хорошего товарища с продавцом благовоний, а плохого товарища с тем, который раздувает кузнечные меха. От продавца благовоний ты в любом случае получишь пользу: либо он угостит тебя благовониями, либо купишь у него эти благовония, либо хотя бы почувствуешь от него хороший запах. А тот, который раздувает меха, т.е. плохой товарищ — он либо сожжет тебе одежду, либо ты почувствуешь от него дурной запах. В любом случае плохой товарищ влияет на человека.
О рабы Аллаха! В человеческой природе заложено, такова природа людей, что человек оказывается под воздействием тех, с кем он общается. Если человек не станет контролировать себя в этом вопросе и не поставит себя в рамки, взяв для себя праведный пример, то такой человек собьется. И ты увидишь, что этот человек следует либо за скотом, либо он взял себе в пример хищных животных, либо он идет по стопам какого-то шайтана из числа людей или из числа джиннов. Ведь шайтаны (те, которые сбивают с пути) бывают не только из числа джиннов, но и из числа людей также. И ты видишь потом, что его положение проявляется в поступках. Ты видишь, что у человека появляются эти качества и запечатлеваются в его сердце.
Откуда же у него эти качества? Он приобрел (позаимствовал) их через дурной пример, поэтому человек должен возвыситься самым высоким идеалом, самым почетным уровнем и оттуда брать пример. И должен опасаться того, чтобы опорочить свою душу, загрязнить ее, низвергнуть ее в нечестие, низость и позор.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит об этом в Коране:
قَدْ أَفْلَحَ مَنْ زَكَّاهَا • وَقَدْ خَابَ مَنْ دَسَّاهَا
«Счастлив тот, кто очистил свою душу. И потерпел урон (убыток) тот, кто опорочил ее». Сура «аш-Шамс» 91:9-10.
Чем же можно опорочить свою душу? А тем, что ты берешь для себя в пример того, в ком нет никакого блага. Поэтому у верующего раба Аллаха (пречист Он и возвышен) должно быть понимание этого вопроса и полное осознание того, кто достоин быть примером для тебя, достоин подражания, чтобы ты мог обрести счастье.
Тогда у человека возникнет вопрос: а кто для меня должен быть образцом для подражания и примером? Кто хочет для себя самый лучший образец для подражания, то пусть знает, что нет лучшего примера, чем избранники Аллаха. Лучшие люди из этого человечества, которых почтил Аллах над всеми мирами. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в Коране:
اللهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا وَمِنَ النَّاسِ
«Аллах избирает из ангелов, посланников и из людей». Сура «аль-Хадж» 22:75.
Речь идет о посланниках Аллаха, ведь они самый лучший пример. И не может быть лучше, чем они. Всевышний Аллах говорит в Коране:
اللَّهُ أَعْلَمُ حَيْثُ يَجْعَلُ رِسَالَتَهُ
«Аллах лучше знал, через кого отправить свое послание». Сура «аль-Ан'ам» 6:124.
Аллах (пречист Он и возвышен) выбрал этих людей для миссии, чтобы передать Свое послание. Возложил на них посланническую миссию, значит, эти люди самые лучшие. И не может быть среди людей кого-то лучше и более достойного, чем пророки и посланники.
Значит, человек не должен отклоняться от пути пророков и посланников и должен сделать их для себя кудва, т. е. примером: пророков, посланников и тех людей, которые идут по пути пророков и посланников, из числа ученых, людей достоинства, людей поклонения, религиозности и нравственности. Если человек отойдет от пути пророков, то не будет в таком человеке блага (нет в нем хейра), потому что все благо в пути избранников Аллаха, да пребудет над ними всеми мир Аллаха и Его благословение.
А самый лучший и совершенный из всех избранников Аллаха это Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в Коране:
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ
«И для вас в Посланнике Аллаха хороший пример, для тех, кто надеется на встречу с Аллахом и Последний День». Сура «Сонмы» 33:21.
То есть если ты хочешь получить счастье и успех, когда предстанешь перед твоим Создателем, то пусть твоим примером и образцом для подражания будет самый лучший из людей – пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), а также те, кто последовал за ним наилучшим образом, про кого Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в Коране:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ
«И первые, опередившие других из числа мухаджиров и ансаров, и те, которые последовали за ними наилучшим образом». Сура «Покаяние» 9:100.
О рабы Аллаха! Знайте, что если человек станет следовать примеру богобоязненных, то через какое-то время он по милости Аллаха (пречист Он и возвышен) сам превратится в имама, то есть станет примером для богобоязненных. Аллах (пречист Он и возвышен) в Коране описывает нам качества Своих возлюбленных рабов (عِبادُ الرَّحْمنِ). И одно из их качеств (возлюбленных рабов Аллаха) это то, что они обращаются к Аллаху (пречист Он и возвышен) со словами:
وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا
«Они говорят: «О Господь наш, даруй нам из жен наших и детей — усладу очей. И сделай нас предводителями (имамами) для богобоязненных». Сура «Различение» 25:74.
Один из праведных предшественников сказал, что эти слова «И сделай нас предводителями (примером) для богобоязненных» означают: сделай нас теми, кто идет и следует за богобоязненными. Некоторые люди, когда читают это толкование (тафсир), удивляются и говорят: «Как это так? Здесь явно есть какая-то путаница, потому что в аяте сказано: «Сделай нас примером для богобоязненных», а он толкует как «сделай нас идущими за богобоязненными». Нет здесь никакой путаницы.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Всевышний Аллах) говорит: «Нет здесь никакой путаницы на самом деле. Наоборот, это указывает на очень тонкое понимание религии, которое было у предшественников. Ведь человек не сможет стать примером для богобоязненных, которые после него, пока сам не будет следовать примеру богобоязненных, которые были до него». Если человек следует за богобоязненными, которые были до него, то он сам становится имамом, примером для богобоязненных после него.
Имамат в религии (предводительство) — это высокий уровень. А ты хочешь быть имамом в религии? Значит, ты должен сделать сам своим примером богобоязненных людей, пророков и посланников. Этих избранников Аллаха и тех, которые следуют по их пути.
Мусульманин, человек, который искренне желает добра самому себе, должен уделять внимание тому, чтобы приобретать понимание в этом вопросе. В вопросе, за кем нужно следовать, а за кем не нужно. Кто является достойным примером, а кто нет. Нужно иметь понимание и нельзя быть невеждой в этом вопросе, иначе твоя жизнь пройдет зря. Пройдет в следовании за какими-то никчемными людьми, пустыми, пропащими личностями.
И действительно: откуда в людях появляется основная часть скверных и порочных качеств? Откуда она появляется в молодежи? Откуда они берут эти презренные и низкие качества?
Да потому что они берут себе примером таких людей. Поэтому человек должен тщательно подходить к этому вопросу и знать, кто годится в качестве примера и образца для подражания. Люди, которые имеют высокие нравственные качества и достойное положение, они пример для человека, который надеется на счастье и встречу с Аллахом (пречист Он и возвышен). И если человек не переживает за этот вопрос, за кем ему следовать, кого брать в качестве примера, то такой человек погибнет и будет сильно сожалеть в Судный день.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит про таких людей в нескольких местах Корана:
الْأَخِلَّاءُ يَوْمَئِذٍ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ إِلَّا الْمُتَّقِينَ
«Друзья в тот день будут друг другу врагами, кроме богобоязненных». Сура «Украшения» 43:67.
То есть будут обвинять друг друга говоря, что я пошёл за тобой и поэтому пропал. И говорит Аллах (пречист Он и возвышен):
وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَى يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا ; يَا وَيْلَتَىٰ لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا
«В тот день беззаконник (грешник) будет кусать себе руки (от сожаления) и говорить: «О если бы я взял путь вместе с Пророком (с посланником). О горе мне, лучше бы я не брал такого-то себе другом!» Сура «Различение» 25:27.
Субхан Аллах! То есть говорит: «Если бы я взял себе образцом для подражания и следования Посланника».
Очень важный вопрос, на который обращают внимание уляма: мы должны помнить, что люди порока и греха не хотят быть в одиночестве, такова их особенность. Любой порок и грех, будь то воровство, распутство… Люди, которые совершают их, не хотят быть в этом одинокими. Иначе только на них будут указывать пальцем, поэтому они стремятся изо всех сил пополнить свои ряды, чтобы было много таких, как они.
قال عثمان بن عفان رضي الله عنه: «ودَّت الزانية لو زنى النساء جميعًا»
'Усман бин 'Аффан (да будет доволен им Всевышний Аллах), сказал такие слова: «Прелюбодейка мечтает (желает), чтобы все женщины стали прелюбодейками». То же самое можешь сказать про все другие грехи. Грешник хочет, чтобы все люди также стали такими грешниками, как они.
Люди порока не хотят быть в одиночестве, они хотят, чтобы у них были последователи, подобные им, поэтому человек должен остерегаться. Особенно молодой человек должен отдаляться от людей порока и людей зла,
чтобы они не погубили его и не ввергли в то, во что попали сами. Молодой человек должен сделать для себя образцом для подражания пророков и последователей пророков, праведных рабов Аллаха (пречист Он и возвышен) и не отходить от этого пути, если он надеется получить счастье в этом и вечном мире.
И мы просим Аллаха (пречист Он и возвышен) — Господа великого Престола посредством Его прекраснейших имен и возвышенных атрибутов, чтобы Он вел нас к Нему прямым путем и ввел нас в число Его праведных рабов! И чтобы Он сделал всех нас имамами для богобоязненных!