Сколько дней длится ‘ид аль-Фитр и ‘ид аль-Адха?
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
Многие люди празднуют ‘ид аль-фитр где-то неделю, и спрашивается: а сколько на самом деле длится этот праздник?
Согласно хадису Абу Айюба, переданным имамом Муслимом: «Тот, кто постился в Рамадан, а после шесть дней шаууаля, ему это запишется как пост в течении года» выходит, что праздник лишь один день, так как пост начинается сразу после ид праздника.
Т.е. нет разногласий относительно для ‘ид аль-фитр, а хадис говорит: أتبعه — постился сразу после Рамадана, отсюда и вывод: если бы праздник длился больше одного дня, то нельзя держать пост в праздничный день.
Кто-то скажет: «Шесть дней шаууаля можно держать в разброс, можно и в середине месяца», мы скажем: да, можно, но речь наша вот в чем: пророк ﷺ дозволил держать пост сразу после общеизвестного дня фитра, и если-бы после него было продолжение этого ‘ида, то он не дозволил бы.
Ведь нет хиляфа, что курбан (‘ид аль-адха) длится четыре дня, один день сам ‘ид и три дня ташрикъа, и во все эти четыре дня запрещено держать пост, что не сказать о ‘ид аль-фитр, который длится один день и запрет держать пост распространятся именно на этот день.
Но уважаемый шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллаh, считал иначе, он сказал: Первый, второй и третий день тоже праздник, согласно словам пророка ﷺ «Оставь их, (т.е. напевающих девочек) ведь это праздничные дни». Слово «дни» множественное. Минимальное множественное (в араб. языке) это три. Нет ничего плохого, если человек сделает эти три дня праздником ‘ид… Ликъа баб аль-мафтух 117.
Мы же не согласимся с шейхом Ибн ‘Усеймином, да помилует его Аллаh, и вот почему:
Первый день шаууаль есть ‘ид, и в этот день запрещено держать пост, но не запрещается держать пост во втором шаууале, в третьем и так далее. Если бы второй шаууаль тоже был ‘идом, тогда нельзя было поститься, но сам пророк ﷺ и сахабы держали бы пост второго шаууаля, и третьего, и четвертого.
Хадис, на который ссылается ‘алляма Ибн ‘Усеймин, образный. Выражение: «это праздничные дни» был передан одними передатчиками во множественном числе, а другими в единственном.
Еще свидетельством в нашу пользу служит хадис Анаса, когда пророк ﷺ сказал сподвижникам, справляющим два праздника: «Аллаh заменил вам эти два дня лучшими двумя: ‘ид аль-фитр и ид’ аль-адха».
Обратите внимание, здесь пророк ﷺ каждый из праздников назвал по одному дню. Если кто-то скажет: «Ты же выше сказал, что курбан четыре дня, а сейчас говоришь один?» Мы скажем: праздник ‘ид аль-адха продолжается один день как и ‘ид аль-фитр, но в дополнение к адха Всевышний предписал еще три дня — ташрик, но их не называют адха, хоть и являются они праздничными тоже.
Нашей позиции придерживается уважаемый шейх Салих аль-Люхайдан, да помилует его Аллаh, Мустафа аль-‘Адауи и другие.
Но это не значит, что нельзя отмечать радость, накрывать стол и подавать угощение после ‘ид аль-фитр, нет запрета, запрет лишь на то, чтобы не называть это ‘ид аль-фитр.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа.