Саум - ураза в месяце Мухаррам и день Ашура

Саум - ураза в месяце Мухаррам и день Ашура

Хвала Аллаху Господу миров!

1. Пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам

2. Достоинство поста в день ‘Ашура

3. Какого числа месяца аль-Мухаррама день ‘Ашура?

4. Следует ли соблюдать пост в день ‘Ашура с днем до него или после?

5. Является ли день ‘Ашура праздником ‘Ид?

1. ПОСТ В МЕСЯЦЕ АЛЛАХА – АЛЬ-МУХАРРАМ

Месяц аль-Мухаррам – это первый месяц лунного года и он также один из четырех запретных месяцев, выделенных Аллахом.

• Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (ат-Тауба 9:36).

• Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них: Зуль-къа’да, Зуль-хиджжа и аль-Мухаррам – следуют друг за другом, а четвертым является Раджаб мудар, занимающий свое место между месяцами джумада санийа и ша’баном». (аль-Бухари 3197).

• Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем Мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после Рамадана, величественнее перед Аллахом, чем Мухаррам по причине его святости”. (См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79).

• ‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам”. (См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79).

• Что же касается желательности поста в этот месяц, то от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». (Муслим 1163).

• Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Пророк (ﷺ) назвал аль-Мухаррам – месяцем Аллаха, и причисление этого месяца к Аллаху указывает на его почетность и достоинство”. (См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89).

• Имам ас-Суюты писал: “Я был спрошен: «Почему месяц аль-Мухаррам выделяется названием «месяц Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-Мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху”. (См. “ад-Дибадж ‘аля Сахих Муслим” 3/251).

Кто-то может спросить: Если добровольный пост в месяц аль-Мухаррам, является наилучшим постом, то почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы пророк (ﷺ) постился в этот месяц усердно, как скажем в месяц ша’бан, о котором ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Ни в одном месяце пророк (ﷺ), не постился больше, чем в ша’бане”. (аль-Бухари 1970, Муслим 1156).

Ответ на это дал имам ан-Науауи, сказавший: “Одной из причин, по которой посланник Аллаха (ﷺ) не постился в месяце Мухаррам так же усердно, как он постился в ша’бане, может являться то, что знание о превосходстве поста в Мухарраме могло быть ниспослано ему в конце жизни”. (См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232).

Также этот великий месяц аль-Мухаррам выделяется тем, в нем день ‘Ашура.

2. ДОСТОИНСТВО ПОСТА В ДЕНЬ ‘АШУРА

• День ‘Ашура – это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда пророк (ﷺ) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк (ﷺ) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. (аль-Бухари 2004).

• Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади о слова пророка (ﷺ): «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», сказал: “Т.е. я ближе к следованию за Мусой, чем вы, поскольку мы соответствуем ему в основах и подтверждаем его Писание, а вы противоречите этому искажением и изменением!” (См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/109).

• И пост в этот великий день соблюдали даже арабы во времена джахилии. ‘Аиша рассказывала: “Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (ﷺ), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого”. (аль-Бухари 2003, Муслим 1130).

• Имам аш-Шафи’и о словах: «он перестал поститься в день ‘Ашура», сказал: “Т.е. перестал считать пост в этот день обязательным”. (См. “Ихтиляф аль-хадис” 103).

• Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился посланник Аллаха (ﷺ) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, ‘Ашура – это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»”. (Муслим 1126).

• Ар-Рубаййи’ бинт Му’аууиз рассказывала: “Однажды утром в день ‘Ашура пророк (ﷺ) отправил глашатая, чтобы возвестить в селениях ансаров: «Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведет его до конца»”. Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку (чтобы он увлекся), пока не наступало время разговения”. (аль-Бухари 1960, Муслим 1136)

Таким образом, пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан. (См. “Фатхуль-Бари” 4/375).

• Имам Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: “Тайна законности поста в день ‘Ашура в том, что это день, в который Всевышний Аллах даровал победу Мусе, мир ему, над фараоном и его народом. И Муса благодарил за этот день, и это стало Сунной среди людей Писания и арабов, и это подтвердил посланник Аллаха (ﷺ)”. (См. “Худджату-Ллахи аль-балигъа” 2/532).

• Абу Къатада передал, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» (Муслим 1162).

• Имам ат-Тыби сказал: “Слово «надеюсь» связано со словами «на Аллаха», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдет”. (См. “аль-Кашиф ан хакъаикъ ас-Сунан” 5/1608).

• Аль-Асуад ибн Зайд говорил: “Я не видел никого, кто побуждал бы поститься в день ‘Ашура так, как это делали ‘Али ибн Аби Талиб и Абу Муса!” (Ибн Аби Шейба 3/56, ат-Таялиси 1212).

3. КАКОВО ЧИСЛА МЕСЯЦА АЛЬ-МУХАРРАМА ДЕНЬ ‘АШУРА?

• Мухаммад ибн Сирин говорил: “Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура – это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Это девятый день»”. (См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 109).

• Имам Ахмад говорил: “Я не знаю ‘Ашура девятое или десятое число, но мы будем поститься оба этих дня”. (См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 112).

• В этом мнении Ибн ‘Аббаса, они опирались на слова аль-Хакама ибн аль-А’раджа, который рассказывал: “Однажды я пришел к Ибн ‘Аббасу и сказал: «Поведай мне о дне ‘Ашура». Он ответил: «Если ты увидишь полумесяц Мухаррама, то отсчитай его дни и постись в девятый!” Я спросил: «Так постился посланник Аллаха (ﷺ)?» Он ответил: «Да»”. (Муслим 1133).

• Однако имам аль-Байхакъи пояснил это сообщение следующим образом: “Вероятно Ибн ‘Аббас имел ввиду пост пророка (мﷺ) девятого числа наряду с десятым”. (См. “Сунан аль-Кубра” 4/287).

• И это пояснение является правильным и мудрым, поскольку от самого Ибн ‘Аббаса передается мнение, соответствующее мнению остальных: “Посланник Аллаха (ﷺ) повелевал поститься в день ‘Ашура, десятого числа”. (ат-Тирмизи 755).

Таким образом, правильным мнением является то, что ‘Ашура приходится на десятое число месяца Мухаррам. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/12, “Фатхуль-Бари” 4/671.

4. СЛЕДУЕТ ЛИ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ В ДЕНЬ ‘АШУРА С ДНЕМ ДО НЕГО ИЛИ ПОСЛЕ?

• Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда посланник Аллаха (ﷺ) постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Тогда посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха (ﷺ) скончался”. (Муслим 1/151).

• Ибн ‘Аббас говорил: “Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!” (‘Абдур-Раззакъ 7839, аль-Байхакъи 4/287).

• ‘Ата рассказывал: “Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаха, постился день до (‘Ашура) и день после него”. (ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1430).

Исходя из этого, группа ученых считала, что пост в день ‘Ашура следует держать с одним днем до или после, чтобы не уподобляться людям Писания.

Другие же ученые сказали, что смысл желательности поститься ‘Ашура с днем до и после в том, чтобы не упустить этот великий день, в случае неправильного вычисления наступления месяца Мухаррам. Они сказали, что хадис: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа» Муслим 1/151, разъясняет другой хадис пророка (ﷺ), который сказал: «Если, даст Аллах, я доживу до следующего года, то буду поститься и девятый, из-за опасения упустить день ‘Ашура». (ат-Табарани в “аль-Кабир” 10817).

И были такие ученые, которые говорили, что нет никакой нежелательности в том, чтобы поститься только в день ‘Ашура – десятого Мухаррама.

• Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Пост в день ‘Ашура, является искуплением грехов в течении года, и не порицается поститься только в этот день”. (См. “аль-Фатауа аль-кубра” 4/461).

Однако, несмотря на то, что нет проблем в посте ‘Ашура без дня до или после, лучше всего соблюдать пост в этот день с девятым числом Мухаррама и одиннадцатым. Во-первых, это желательно по той причине, чтобы не уподобляться иудеям, постившимся только в этот день, а во-вторых, чтобы не пропустить по ошибке вычисления месяца Мухаррама этот великий день!

• Шу’ба рассказывал: “Ибн ‘Аббас соблюдал пост в день ‘Ашура и в пути, постясь также с днем до и после него, опасаясь упустить этот день”. (ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 597).

• Имам Ахмад сказал: “Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘Ашура, пусть поститься девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин”. (См. “аль-Мугъни” 4/441).

5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЕНЬ ‘АШУРА ПРАЗНДИКОМ ‘ИД?

• Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал: “День ‘Ашура был у иудеев праздником (‘Ид), и поэтому пророк (ﷺ) сказал: «А вы поститесь в этот день!»” (аль-Бухари 2005, Муслим 1131).

• Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдения поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник”. (См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 112).

Таким образом, этот хадис ясно указывает на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе! Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. И на основании этого становится ясным ошибка многих мусульман, которые считают, что день ‘Ашура является ‘Идом, и по этой причине готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Нет на правомочность этого в Исламе никакого указания.

• Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Нет ни одного указания на это ни от пророка (ﷺ), ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”. (См. “Маджму’уль-фатауа” 25/299).

• Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Шайтан по причине убийства Хусайна (внука пророка) внедрил среди людей два нововведения: Нововведение в виде печали и причитания в день ‘Ашура, а также избиение себя, крики и плачь (как это делают шииты)… и нововведение в виде радости и ликования. Одни внедрили в этот день горе, а другие радость, и по этой причине внедрившие радость стали в этот день купаться, использовать сурьму, навещать родственников, готовить необычную еду и т.п. Все это заблудшее нововведение! Никто из имамов четырех мазхабов и других имамов этого не дозволял!” (См. “Минхадж ас-Сунна” 4/556).

И в заключении, воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!