Русские в Исламе
В 980-м году послы князя Владимира вели переговоры о принятии мусульманской веры князем и управляемой им страной, но в последний момент остановили свой выбор на православии. Немаловажную роль в этом сыграла набирающая могущество Византийская империя.
По мнению известного специалиста-тюрколога Омельяна Прицака, князь Владимир все же принял веру в пророка Мухаммеда, но довольно быстро от нее отказался. В 1014 году булгарский каган Муэмин II сумел снова склонить Владимира к исламу, правда, уже тайно. Так это или нет, мы, очевидно, уже никогда не узнаем. С 988 года Русь считается православной.
За тысячелетнюю историю христианской России в ее состав вошли мусульманские Волжская Булгария, кавказские княжества, многочисленные ханства, появившееся после распада Золотой Орды. Мусульмане расселялись по всей территории России – от холодных балтийских берегов до непроходимых таежных лесов. Со времен Ивана III мусульмане становятся вторыми по численности подданными русского царя среди религиозных общин.
Свою историю в новой России ислам начинает с 1980-х годов, когда КГБ обратил пристальное внимание на мусульман как на опасную и деструктивную среду взращивания сепаратизма и различных антикоммунистических объединений. В КГБ отмечали, что война в Афганистане и иранская исламская революция способствовали подъему национально-религиозного самосознания у этнических мусульман советского союза. В сентябре 1981 года ЦК КПСС приняло постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать „исламский фактор“ во враждебных СССР целях», дополненное в апреле 1983 года постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей».
Борьба традиционного ислама и его фундаменталистских течений привела к открытому конфликту на Кавказе. В 1990-х годах случилась война в Чечне. Уже в 2000 году конфликт вспыхнул с новой силой и на территории Дагестана.
С начала 1990-ых новая Россия узнала о терроризме – были взорваны дома в Москве и Волгодонске. Взрывы звучали в метро и общественном транспорте, в Домах культуры и на улице. Ответственность за теракты брали на себя исламские фундаменталисты. В один момент казалось, что никто не защищен от очередного подрыва смертника. Исламский терроризм стал повседневностью.
В связи с этим в стране необычайно вырос уровень исламофобии – девушка в хиджабе воспринималась как потенциальная террористка. От нее отходили на безопасное расстояние в общественном транспорте, ее постоянно проверяли милиционеры на улице. Все иммигранты с Востока расценивались как мусульмане, а значит, и чуждый элемент – таким людям не сдавали квартиры, они подвергались насмешкам и бытовой дискриминации.
В таких условиях парадоксальным выглядит появление исламских неофитов из иноэтничной среды. Среди них – русские, принимающие ислам не только в случае вступления в брак с представителем этой религии, но и в результате осознанного духовного поиска и выбора.
О русских мусульманах стали активно говорить лишь с середины нулевых, несмотря на то, что их количество, например, в соседнем Казахстане составляет почти 50 тысяч. Общество неожиданно встало перед фактом их существования и довольно активной общественной деятельности.
По мнению бывшего православного священника Али Вячеслава Полосина, принявшего ислам, русских мусульман в России насчитывается более 10 тысяч. Отдел внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ оценивает их количество в столице в 250-300 человек.
Если в московской патриархии правы, то «Последним 30» удалось встретиться и поговорить с каждым 20-м русским мусульманином. В галерее вы узнаете, как из павлопосадского платка сделать хиджаб, сталкиваются ли русские мусульмане с исламофобией, нужны ли матрешки с полумесяцем, и почему не обязательно брать вторые арабские имена.