Решения 28 саммита Лиги арабских государств в контексте формирования нового арабского порядка

Решения 28 саммита Лиги арабских государств в контексте формирования нового арабского порядка

Последний саммит Лиги арабских государств, который состоялся 29 марта на побережье Мертвого моря, происходил в переломный для всего арабского мира период. Он определил ту парадигму, которая поможет ему выйти на новые рубежи развития. Во главе этого процесса стала Саудовская Аравия и ее ближайшие союзники-страны, входящие вместе в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно эти шесть стран являются ныне локомотивом развития арабского мира. Принятая в апреле 2016-го невиданная ранее в истории этого региона всесторонняя и всеобъемлющая программа глубоких преобразований саудовского общества «Видение-2030» не только определила стратегический путь изменений в самой Саудовской Аравии, но и оказывает колоссальное влияние на весь арабский мир, показывая ему стратегическую дорогу в ХХI в. и вовлекая в глубокие трансформации всех сфер общественной науки.

Визит короля Саудовской Аравии Салмана в ведущие страны Азии — Малайзию, Индонезию, Японию и Китай — и в США, его переговоры с президентом США Д. Трампом и другими ведущими руководителями Америки убедительно подтверждают, во-первых, то, что именно Саудовская Аравия является ныне признанным лидером арабского мира, а, во-вторых, что и сам арабский Восток вступил в качественно новый этап своего развития.

Для успешного продвижения по пути глубоких преобразований арабскому миру, как никогда, нужны мир и стабильность, его сплоченность. Он готов протянуть руку взаимопонимания и партнерства другим странам Ближневосточного региона при условии выполнения его законных требований. Переговоры принца Мухаммада бин Салмана с американским руководством, изменение позиций самого Д. Трампа в позитивную сторону по злободневным вопросам Ближнего Востока позволяют готовить почву для нормализации отношений арабского мира с Израилем на основе реализации Арабской мирной инициативы 2002 года, и тогда будут созданы предпосылки для действительно революционного прорыва Ближнего Востока на передовые рубежи развития на основе синергии потенциала арабского мира и Израиля.

Поэтому так остро и настоятельно арабскому миру нужны прорывы в отношении справедливого разрешения палестинско-израильского конфликта на основе формулы «мир в обмен на землю», прекращения гегемонистских поползновений Ирана в пределы арабского пространства, завершения военных действий в Сирии и Йемене, разгрома воинствующего джихадизма и терроризма в лице «Исламского государства» и ряда других экстремистских организаций.

Именно эти вопросы и оказались в центре внимания участников саммита, в котором приняли участие 21 из 22 членов Лиги арабских государств, а также самые высокие гости, представляющие ООН, Евросоюз и США. Это генеральный секретарь Организации Объединенных Наций А. Геттерес, высокий представитель Евросоюза Ф. Могерини, специальной посланник американского президента по международным делам Дж. Гринблатт и другие.

По самому, пожалуй, главному вопросу, а именно палестинскому, было проявлено полное понимание и единодушие всего арабского мира. За последнее время по нему стали происходить и некие позитивные сдвиги в позиции президента США Д. Трампа. Если буквально за несколько недель до вступления в должность Трамп выступал против двухгосударственного решения палестинского вопроса и намеревался перевести посольство США из Телль-Авива в Иерусалим, то в последнее время он заявляет, что не против этого, а вопрос о том, каким будет формат (двухгосударственным или в рамках одного государства), должны решать сами палестинцы и израильтяне. Во-вторых, он отказался от намерений переводить американское посольство в Иерусалим и даже призвал израильского премьер-министра отказаться от дальнейшей переселенческой активности на Западном берегу. Дж. Гринблатт сказал во время своего выступления на саммите, что Д. Трамп «верит в то, что израильско-палестинские соглашение являются возможными», и «окажет позитивное воздействие на регион и мир».

Четкую и определенную позицию поддержки мирного соглашения по израильско-палестинскому конфликту высказала и высокий представитель Евросоюза Ф. Могерини, заявляя в своем выступлении: «Я бы хотела начать с немедленного и окончательного мира между Израилем и Палестиной. Это есть и продолжает оставаться главным приоритетом для Европейского Союза. Мирное решение этого конфликта или даже прогресс в этом направлении создаст новую парадигму для сотрудничества в регионе, включая и безопасность». Вона заявила, что «мы, также верим, что Арабская мирная инициатива является также актуальной, даже более, чем когда-либо, и должна сыграть центральную роль в решении этого конфликта. Если ее перевести в конкретные действия, она может обеспечить региональный формат мира».

По итогам своего развития саммит принял Амманскую декларацию, отметив в конце работы готовность реализовать историческое перемирие с Израилем в обмен на его уход с тех земель, которые он оккупировал после войны 1967 года. Арабский саммит от имени 21 лидера призвал страны не переводить свои посольства в Иерусалим, так как это подорвет городскую идентичность. Амманская декларация объявила, что «мир является стратегической целью» арабского мира, базирующийся на двухгосударственном решении палестинской проблемы.

Арабские лидеры высказали свое непринятие политики «иудаизации» Иерусалима, высказали приверженность сохранению арабской идентичности Восточного Иерусалима и вновь подтвердили приверженность Арабской мирной инициативе 2012 года.

Амманская декларация также призвала к разрешению сирийского кризиса, что предполагает выполнение и обеспечение чаяний сирийского народа, единство этой страны и ее суверенитет, вывод с ее территорий всех находящихся там террористических групп в соответствии с коммюнике Женевы 1 и резолюций ООН, особенно 2254-й. В документе подчеркнуто, что этот кризис может быть разрешен только на основе политического соглашения с учетом всех сирийских сторон и необходимости поддержки миллионов сирийских беженцев. Председатель Лиги арабских государств А. А. Гейт призвал арабских лидеров к «более активной роли» в поиске решения остановить сирийскую войну, охарактеризовав ее как «самый страшный кризис в современной истории региона». Несмотря на позицию некоторых арабских лидеров, президенту Сирии Б. Асаду было отказано в участие в этом саммите.

Декларация также призвала арабских лидеров поддержать законное правительство Йемена, политическое решение йеменского конфликта на основе резолюции ООН 2216, Инициативы Совета сотрудничества арабских стран Залива и начавшегося йеменского Национального диалога; а также единство и стабильность Ирака. В ней отмечено, что правительство страны ведет борьбу против террористов и ее усилия по достижению национального перемирия обеспечат безопасность всех компонентов общества. Было подчеркнуто, что стабильность Ирака является составной частью региональной и международной стабильности.

Документ также поддержал все усилия по достижению политического соглашения в Ливии, что включает все стороны национального диалога, которые должны обеспечить сохранение единства страны, ее безопасность и стабильность и служить интересам и надеждам ливийского народа.

Также в Амманской декларации подчеркнуто, что продолжается борьба с терроризмом и уменьшение его влияния требует разработки «всеобъемлющей стратегии», которая обеспечивает ценности демократии, уважения прав человека и устранения тех причин, которые позволяют терроризму продолжать свое существование.

Арабские лидеры также высказали свое полное неприятие вмешательству Ирана в дела арабского мира.

Было принято решение, что следующий 29-й саммит Лиги арабских стран будет принимать у себя Саудовская Аравия.

Таким образом, решения 28 саммита Лиги арабских государств стали фактически «дорожной картой» для всего арабского мира, его лидеров в реализации своих внешнеполитических приоритетов в современный период, превращении его в активный и влиятельный субъект мировой политики и экономики.

Вячеслав Швед

arabmir