Разница между привыканием и поклонением

Есть ли решение проблемы привыкания? Когда я читаю определенную суру, я чувствую смирение, благоговение. Но через несколько дней это смирение ослабевает, мое сердце словно привыкает к понимаю смыслов аятов этой суры и привыкает к размышлению, и как будто довольствуется этим. Так же и с некоторыми мольбами /дуа/. Есть ли какое-либо решение этой проблемы?
Хвала Аллаху Господу миров!.
Первое: Слово «привычка, обычай» имеет нейтральный оттенок. Привыкание к благому, непоколебимое совершение праведного деяния без затруднения является благом для человека. В хадисе упоминается: «Благо есть привычка (обычай), а зло - настойчивость» [1].
Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «У Посланника Аллаха, мир ему и благословение, была циновка. Он ставил ее в виде комнатки ночью и совершал в ней молитву. (После) люди стали совершать такую же молитву, как и он. Днем же он расстилал ее. В одну из ночей люди вскочили на ноги, (когда он вышел), а он сказал: „Люди! Совершайте из дел те, что можете. Воистину, Аллах не прекратит награждать за благие деяния, пока вы сами не станете испытывать скуку. Истинно, среди всех деяний (раба) Аллах больше всего любит то, которое исполняется постоянно, даже если оно незначительно“. Если род Мухаммада, исполнял какое-то дело, то потом (его члены) придерживались его совершения постоянно» [2].
Как сказал Абу ат-Тайиб: «Каждому человеку будет то, к чему он привык».
Известно, что величайшими причинами постоянства раба Аллаха в пути к Аллаху являются те виды поклонения, которые человек совершает постоянно, которые он привык выполнять, которыми он не пренебрегает, к которым не проявляет небрежности, и которые не ленится совершить. Таковы были деяния Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, - постоянны, непоколебимы и продолжительны. И члены его семьи, если исполняли какое-то дело, придерживались его совершения постоянно.
Второе: Что касается «привычки» или «обычая», когда человек совершает поклонение автоматически и бездушно, то такое состояние опасно для человека. Ему следует обратить на это свое внимание.
Награда при совершении поклонения связана с присутствием сердца, как сказал Всевышний Аллах:
قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ * الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» [3].
В поклонении очень важно присутствие сердца; чтобы оно не отвлекалось ни на что иное.
Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «В одной из книг я прочел совет о том, чтобы человек не превращал поклонение в привычку. Как мусульманин может из поклонения Аллаху сделать поклонение ради Аллаха, и не делать это привычным для него делом?»
Он ответил: «Значение этого совета в том, чтобы ты не превращал молитву в привычку, а совершал ее для приближения к Аллаху, а не потому, чтобы это обычай. Если ты станешь совершать молитву духа, то совершай ее ради приближения к Аллаху, а не из-за того, что это у тебя такая привычка. И так же, если ты станешь совершать ночную добровольную молитву /тахаджуд/, совершай ее ради приближения к Аллаху, потому что она является поклонением, а не просто привычкой и обычаем, или потому что ее совершал твой отец или мать…» [4].
Третье: Действия, которые помогают вернуть присутствие сердца во время поклонения:
1. Разнообразие. Следует делать поклонение разнообразным: совершать молитву, читать Коран, поминать Аллаха, давать милостыню, проявлять благочестие по отношению к родителям, поддерживать родственные связи, навещать больных, сопровождать покойного во время джаназа… По милости и щедрости Аллаха поклонений много, и они разные.
2. Терпение в удержании намерения во время поклонения. Ибн аль-Кайим сказал: «Терпение во время совершения деяния. Раб Аллаха постоянно проявляет терпение и не поддается зову сократить это деяние или совершить его небрежно. Он придерживается терпения во время воспроизведения намерения. Стоя перед Аллахом человек заставляет присутствовать в поклонении и свое сердце, чтобы не забыться. Главное не в том, чтобы просто выполнить веление Аллаха, а важность состоит в том, чтобы не забыть Того, Кто велел совершать это деяние, во время этого деяния. Человек должен помнить об Аллахе во время своего деяния.
Таково поклонение искренних рабов Аллаха, которые совершают его только ради Него. Человек нуждается в терпении для того, чтобы отдать поклонению должное: совершить все его главные составные части /аркян/, обязательные действия и желательные. Также рабу Аллаха следует проявлять терпение и всегда помнить, что Аллах видит его. Пусть он не отвлекается от Него посредством поклонения; пусть направленность сердца к Аллаху не мешает человеку совершать поклонение телом, (и наоборот) пусть совершение поклонения телом не мешает ему совершать его пред Аллахом сердцем» [5].
3. Усердие в мольбе /ду’а/. Мольба является одной из важных причин, которые помогают совершать поклонение с присутствием сердца и помня об Аллахе.
4. Не оставлять деяние. Это способы, к которым прибегает шайтан: мешает человеку совершать деяние из-за того, что сердце не участвовало в нем. Верующий должен остерегаться этого, и, напротив, должен продолжать совершать деяние.
5. Подготовка к поклонению и готовность совершить его, а также отдаление от всего, что отвлекает сердце от поклонения. Передается от ‘Аиши, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Молитва не совершается, если подали еду, и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды» [6].
А Аллах знает лучше.
_________________________________________
[1] Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 221; Ибн Хиббан. Ас-Сахих, № 310.
[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5861; Муслим. Ас-Сахих, № 782.
[3] Коран. Сура «Верующие» 23:1-2.
[4] Официальный сайт шейха. Ссылка для доступа: https://bit.ly/3dZDaDs
[5] Ибн аль-Кайим. ‘Уддату-с-сабирин. С. 65-66.
[6] Абу Дауд. Ас-Сунан, № 89.
Смирение /хушу‘/ в намазе
Верное ли, что если молитва была совершена без полного смирения Аллаху, Великому и Всемогущему, то она не будет принята?
«От молящегося требуется смирение в молитве и полная сосредоточенность на ней, потому что Всевышний Аллах сказал:
قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ * الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ
„Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв“ Коран. Сура Верующие 23:1,2.
Полная сосредоточенность на молитве и смирение в ней одни из важнейших сторон молитвы и ее дух, а посему следует заботиться о смирении и спокойствии в молитве: в земном поклоне, в поясном поклоне, в сидение между двумя земными поклонами и после поясного поклона; когда молящийся выпрямляется, он проявляет смирение и находится в спокойствии, не торопится.
Если смирение отсутствует совсем, и молитва совершается беспокойно, так, словно „клевание курицы“, то молитва становится недействительной.
Если же в молитве присутствует спокойствие, но молящегося охватывают некоторые тревожные мысли, забывчивость, то это не делает молитву неверной. Но человек получит награду только за ту ее часть, где он пребывал в полном разуме, и он получит награду за ту ее часть, где был в смирении и полностью сосредоточен на ней, а награду за ту ее часть, где он отвлекся, он потеряет. Раб Аллаха должен быть полностью сосредоточен на молитве, был спокоен в смирении в ней пред Аллахом, Великим и Всемогущим, чтобы получить полную награду, но молитва полностью становится недействительной только в том случае, если он не совершал ее спокойно. Например, если человек совершил поясной поклон без спокойствия, поторопился, и его суставы не пришли в полное спокойствие. Молящийся обязан быть спокойным, чтобы каждый сустав вернулся в свое положение, чтобы он мог спокойно произнести: „Хвала Великому моему Господу“ в поясном поклоне, и „Хвала Всевышнему моему Господу“ в земном, чтобы мог сказать: „Господь наш, хвала Тебе“ и другие поминания Аллаха после поясного поклона, чтобы между двумя земными поклонами он мог сказать: „Господь, прости меня“. Это обязательно.
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мужчину, который не был спокоен в совершении молитвы, но молился, словно клюя землю, то он велел ему совершить молитву вновь: „Соверши молитву, воистину, ты не совершил ее“. Спокойствие /тумаънина/ одна из важных составляющих смирения /хушу‘/. Эта обязательная смиренность в поясном поклоне, в земном поклоне, между земными поклонами, во время выпрямления из поясного поклона – всё это называется спокойствием /тумаънина/, а также называется смирением /хушу‘/. В молитве обязательно необходимо, чтобы каждый сустав вернулся на свое место. Когда человек совершает поясной поклон, то он делает это спокойно, пока все кости и суставы не вернутся на свои места, и когда он поднимается, он также делает это спокойно, и так же стоит после поясного поклона. Когда он совершает земной поклон, то успокаивается, не торопится и ждет, пока каждый сустав не вернется на свое место».
Шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)