"Аль-васатыйя" – следование мере Аллаха и примеру Пророка / Али Вячеслав Полосин о планах работы "аль-Васатыйи" и не только

"Аль-васатыйя" – следование мере Аллаха и примеру Пророка / Али Вячеслав Полосин о планах работы "аль-Васатыйи" и не только
Вот уже почти два месяца, как у российского центра «аль-Васатыйя» новый руководитель – известный философ и общественный деятель Али Вячеслав Полосин. Центр, о котором за почти три года его работы не было слышно почти ничего, несмотря на то, что о самой концепции «аль-Васатыйя» в последнее время говорят много, похоже, оживает. У нового директора много планов и идей, которые он планирует начать реализовывать уже в ближайшее время. Об этом и многом другом Али Вячеслав Полосин рассказал корреспонденту IslamNews.

- О намерении учредить в Москве российский центр, связанный договором с Международным центром аль-Васатыйи (Кувейт), было объявлено в декабре 2009 года в эль-Кувейте. Первым руководителем центра являлся член Общественной палаты РФ Фарид Асадуллин.

В прессе ошибочно связали это событие со случайно совпавшим по времени заседанием некоей «Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», организованной отставными политиками и востоковедами, к деятельности которой Международный центр аль-Васатыйи не имеет никакого отношения. Учение аль-Васатыйи (можно назвать его и богословской школой) является внутриисламским учением, сформулированным в трудах руководителя Международного союза исламских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям шейха Юсуфа аль-Кардави.

Возможно, из-за означенной ошибки деятельность российского центра поначалу ориентировалась не столько на живую работу с мусульманами, на изменения в их сознании, и не на повышение богословской квалификации имамов, проповедников, преподавателей и вообще активных мусульман, сколько на общение с востоковедами. В июне 2011 года в организации произошла смена руководства, и директором центра назначили меня.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших планах: как вы планируете продвигать идеи и принципы аль-Васатыйи в России?

- Планов очень много, и работа по ним уже активно ведется. Сейчас мы завершаем неизбежные организационные, внутренние вопросы, связанные с перерегистрацией. Но уже правление утвердило подготовленную нами официальную Программу центра.

Хочу подчеркнуть: дирекция Центра – это не богословы, а менеджеры, организаторы, ибо доносить идеи аль-Васатыйи до мусульман будут алимы: богословы и опытные преподаватели широкого профиля. Наша задача – определить наиболее востребованные точки приложения этого учения и создать необходимые условия для контакта алимов и простых мусульман, в первую очередь – молодежи.

С сентября мы начнем, иншаАллах, проводить мероприятия непосредственно научно-просветительской направленности. Первым крупным мероприятием на очереди стоит проведение международной научно-практической конференции в Дагестане. Тема конференции: «Исламская доктрина в борьбе с радикализмом». Дата проведения – приблизительно начало декабря этого года.

- Почему выбран именно Дагестан?

- Во-первых из-за сложившейся там непростой внутрирелигиозной ситуации, а во-вторых в республике до этого не было мероприятий подобного масштаба. В Дагестане, на мой взгляд, необходимо активизировать людей, дать им почву для дальнейшей работы с молодежью, которая, не находя правильных, соответствующих исламской традиции ответов на острые вопросы, иной раз бросается в крайности, в радикализм.

Для участия в мероприятии мы планируем пригласить многих известных во всем мире богословов. Разумеется, мы не в состоянии решить все проблемы, связанные с ростом напряженности в религиозной сфере в Дагестане, но мы можем внести свой вклад в устранение многих богословских противоречий, в избавление от ложных агрессивных стереотипов в мусульманском сознании, не присущих исламу времен Пророка (мир ему), а сложившихся в средневековых монархических деспотиях.

- Действительно, для осмысления мусульманам должна быть предоставлена четко разработанная методика переубеждения людей крайних, скажем, радикальных взглядов, а не простое декларирование сур из Корана, которое может вызвать спорные толкования. И все-таки, почему мы говорим об аль-Васатыйе с приставкой «умеренность» - это буквальный перевод или нечто большее?

- «Аль-Васатыя» – это раскрытие подлинной, коранической «золотой середины»; это определение меры всех вещей и следование этой мере, то есть умеренность; это центр равновесия и баланса всех сил, ибо именно такой смысл заложен в этом арабском богословском термине. Он не придуман людьми, а взят из Корана, то есть он ниспослан нам Самим Аллахом, превелик Он и пресвят: в суре «аль-Бакара», аят 143, Всевышний говорит, что создал нас «уммой васатыйи». Так что это умеренность не в смысле пассивности или какой-то ограниченности, а умеренность в смысле следования установленной Создателем миров мере, закону, алгоритму бытия, в котором любые крайности являются отходом от меры.

В практическом плане это – концепция умеренности в исламе, недопущения разного рода крайностей и радикализма. Если говорить в общественно-политическом формате, то это общественное содействие гармонизации религиозных отношений как внутри России, так и в контактах с мусульманским миром. Это примирение конфликтующих друг с другом идейных течений мусульман на принципах «золотой середины». Это желание организовать диалог внутри представителей разных течений ислама.

Российский центр аль-Васатыйи опирается также и на российское исламское духовное наследие – богатое наследие, сформированное за столетия жизни мусульман в христианском государстве, а затем совместной жизни с представителями других религий в светском государстве. У нас выработаны способы мирного сосуществования и гармонии, что очень важно. Но всё это нужно обосновать с точки зрения богословия и донести до общества в виде целостной концепции с далилями (доказательствами) по Корану и Сунне.

- О концепции «аль-Васатыя» сейчас много говорят, в том числе и в регионах - это говорит о том, что общество нуждается в творческом переосмыслении имеющихся знаний.

- Согласен. Возвращаясь к теме наших мероприятий, хотел бы сказать, что стартом всей этой активной работы должен стать круглый стол с международной презентацией российского центра аль-васатыйи и открытие первых официальных курсов по аль-Васатыйе в России.

Эти курсы, иншаАллах, будут организовываться в разных регионах страны. Обучение будет проводиться регулярно с участием как преподавателей Международного центра аль-Васатыйи, так и российских алимов, включая тех, кто уже получил знания в Международном центре. Также запланирован ряд конференций на эту тему с приглашением видных мусульманских ученых.

Планируется выпуск собственного журнала и организация еженедельного выхода в радиоэфир. Предположительно каждую пятницу в эфир будет выходить программа по аль-Васатыйе. Программа в доступном для всех мусульман формате, в удобное для них время, где будут в течение сорока минут обсуждаться все самые насущные проблемы мусульманской уммы. На следующий год мы планируем провести крупную научно-практическую конференцию в г. Казани на тему социальной доктрины ислама.

Все вышеперечисленные идеи и планы нашли поддержку у наших братьев из Кувейта. Каждый из этих проектов перед утверждением прошел обсуждение на специальной российско-кувейтской совместной комиссии.

Кстати, из Кувейта накануне к нам пришла радостная весть: в июле эмир Кувейта издал указ, в котором он практически легализовал Российский центр аль-васатыйи в своей стране. Таким образом получилось, что российский центр получил легализацию выше, чем Международный центр аль-Васатыйи, созданный по инициативе правительства Кувейта.

- Вы упомянули о «социальной доктрине ислама», что это за понятие?

- Исламу нужна концепция, которая бы объединяла религиозное учение с традиционным укладом жизни современных людей и с реальными обстоятельствами жизни в нашем земном Отечестве – России. Мы, мусульмане, граждане России, нашей земной Родины, проживая веками бок о бок с людьми самых разных национальностей, религий и культур, должны сами для себя осмыслить и богословски уяснить, как нам адекватно проецировать общий мусульманский фикх и фикх меньшинств на данную конкретную реальность, с учетом наших гражданских обязанностей и патриотического долга, и это должны решать сообща ученые, богословы, общественные деятели. Иначе говоря, мы должны подумать, как соотнести Мединское соглашение с нашей современной духовной, культурной и правовой реальностью.

- Большое Вам спасибо за познавательную, интересную беседу. Редакция IslamNews поздравляет Вас с праздником Ураза–байрам и желает больших творческих успехов и реализации всего задуманного во благо мусульманской уммы!

- Я так же хотел бы поздравить редакцию IslamNews, ее читателей и всех братьев и сестер с объединяющим всех нас, мусульман, праздником Ураза–байрам! Хотел бы пожелать Вам добра, мира и милости Всевышнего!

Автор: Беседовала Диана Алиева

www.islamnews.ru