Предостережение неосведомлённых в религии мусульман от заблудших и нововведенцев
Религиозно-неосведомлённого человека следует обучить акыде (вероубеждению), а также следует предостеречь от последователей нововведений. Сейчас религиозно-необразованные люди превратились в войско для нововведенцев, поэтому его обязательно надо предостерегать от них.
Надо объявить ему, что такой-то человек делает следующие нововведения и его напутствия могут навредить тебе, сбить с правильного пути, поэтому не читай его книги и не слушай его записи. Также следует предостеречь от общения с нововведенцами. то есть религиозно-неосведомлённый человек нуждается в том, чтобы кто-то предостерег его от заблуждений нововведенцев. Также напомни ему о правиле: “Поистине, эти знания являются вашей религией, поэтому смотрите, у кого вы учитесь вашей религии”.
Сегодня последователи нововведений используют религиозно-неосведомлённых людей. Они говорят тебе: “Не разрешайте им читать книги с опровержениями нововведенцев”. Нет это не правильно. Если люди не будут осведомлены об опровержениях, которые сделаны нововведенцам, то они могут быть подвергнуты опасности.
Дозволена ли гиба (брань-клевета) в адрес нововведенцев?
Задали вопрос шейху Абдулле Аба Батыну (да помилует его Аллах) о том, дозволена ли гиба (брань) в отношении приверженцев нововведений.
Вопрос: «Понимается ли абсолютная дозволенность гибы в отношении нововведенцев из хадиса, который передает аль-Байхаки, "Не запрещена гиба в отношении приверженцев нововведений"? Какой вид нововведения делает честь мусульманина дозволенной? А также в чем смысл хадиса "Не запрещается гиба в отношении потерявшего стыд"?»
Ответ: «Что касается сообщения от Хасана "Не запрещена гиба в отношении приверженцев нововведений", то смысл этого сообщения правильный. Ученые указывают на дозволенность гибы в отношении приверженцев нововведений и делают это абсолютным, включая в данное понятие каждого нововведенца. Однако некоторые ученые говорят, что данное утверждение относится лишь к пропагандирующим нововведение.
Шейх Такиюддин ибн Таймия в завершение слов о гибе сказал: «Однако дозволяется из неодобрительных высказываний то, что дозволил Аллах и Его посланник. Сюда входят неодобрительные высказывания, которые совершаются для достижения справедливости, или для требования возмездия за причиненный вред, или же если в этом есть польза для религии и для мусульман. Что касается первого случая, то пример этому – притесненный, который подает жалобу или иск, говоря "такой-то ударил меня", "такой-то забрал мое имущество" или "такой-то отказал мне в моем праве"...».
Далее Ибн Таймия пишет: «К этому также относится разъяснение богословами какой-либо ошибки человека, относящейся к религии, будь эта ошибка в убеждении или в поклонении. Таким образом, если человек разъяснил ошибку справедливо и со знанием, и целью его была насыха (проявление искреннего отношения к религии и верующим), тогда Аллах вознаградит его за это. Тем более, если объектом брани является распространяющий свое нововведение – в таком случае является обязательным (ваджибом) разъяснить эту тему людям. Так как предотвращение вреда от подобного рода нововведенцев даже важнее, чем предотвращение вреда от грабителей и разбойников».
Таким образом, слова Ибн Таймии указывают на дозволенность брани в отношении всех нововведенцев без исключения. Более того, она может быть желательной при упомянутом ранее условии (т.е. из искреннего отношения к верующим), а также являться обязательной в отношении пропагандирующего свое нововведение.
Имам Навави передал от ученых в "Садах праведных" («Рияд ас-салихин») шесть случаев, в которых гиба становится дозволенной: "Один из них – если видишь учащегося, который посещает нововведенца или нечестивца и обучается у него религии, и опасаешься за него, что это может принести ему вред, то в таком случае необходимо сделать ему наставление, разъяснив положение этих людей, при условии, что намерением будет насыха (искреннее отношение к религии и этому студенту)...». «...Пятый случай, если некий человек открыто совершает нечестие или нововведение» и до конца цитаты.
Имам Навави привел в довод хадисы, среди которых хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что как-то раз один человек попросил разрешения войти к посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и он сказал: «Впустите его, хотя и плохой он соплеменник!». Имам Навави сказал: "На этот хадис опирался аль-Бухари в дозволенности гиба в отношении сеющих сомнения и нечестие". Хафиз ибн Хаджар, комментируя данный хадис, сказал: "Каждому, кто узнал об отрицательной характеристике определенной личности и боится, что кто-то может обольститься его внешним видом, вследствие чего оказаться в опасности, становится обязательным сообщить ему о порицаемых качествах данной личности, намереваясь проявить к нему искреннее отношение (насыху)".
Также имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) при всем своем благочестии поименно называл людей, предостерегая от них. Среди них были и те, кто не был общеизвестен нововведением. Например его слова в отношении Хариса аль-Мухасиби: "Пусть никто из вас не обольщается его мягкостью и смиренностью (хушуу), поистине, он является плохим человеком. И никто не знает об этом, кроме тех, кто испытал его". Подобных слов имама Ахмада (да помилует его Аллах) в отношении нововведенцев и предостережений от них множество.
Касательно хадиса "Не запрещается гиба в отношении потерявшего стыд", то здесь подразумевается тот, кто открыто совершает нечестивые поступки. Поэтому дозволено говорить о нем то, что он совершает публично, как это было упомянуто ранее со слов имама Навави, которые он передал от ученых».
Шейх Абдулла Аба Батын — муфтий недждских земель своего времени (1194-1282 гг.х. (1780-1865 гг.)), да помилует его Аллах.
Источник: "Ад-дурар ас-санийя фи аль-аджвиба ан-надждийя", 7/557-559