Потупление взора
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Ибн аль-Джаузи сказал: «Остерегайся, брат мой, да поможет тебе Аллах, зла, который способен причинить взор. Скольких усердно поклоняющихся погубил он! И решительность скольких равнодушных к мирским благам он поколебал!
Остерегайся взгляда на запретное, ибо он - причина многих бед. В самом начале излечиться нетрудно, однако, если человек смотрит снова и снова, зло укрепляется и утверждается и потом вылечить его очень трудно». См. "Замм аль-хава"
Пусть твой взгляд не следует за одеждой женщины (когда она проходит мимо), ибо взгляд вызывает страсть в сердце».
لَا تُتْبِعْ بَصَرَكَ رِدَاءَ الْمَرْأَةِ فَإِنَّ النَّظَرَ يَجْعَلُ شَهْوَةً فِي الْقَلْبِ Ахмад в «аз-Зухд»ю
Ибн аль-Кайим сказал: Потупление взора приносит много пользы
Польза первая: избавление сердца от горечи сожаления. Поистине, тот, кто не удерживает взор свой, постоянно испытывает горечь сожаления. И самое вредоносное для сердца — предоставление свободы взору. Ведь делая это, человек видит то, к чему он начинает стремиться, но не может обрести. Он не способен терпеть отсутствие желаемого, но и не способен обрести его, и это причиняет ему сильнейшую боль и страдания.
Взор действует на сердце, как стрела на дичь, в которую вонзается: если и не убьёт, то ранит. Он подобен искре, которая падает на сухую траву: если она не сожжёт её всю, то непременно сожжёт какую-то часть. Взор — стрела, которую смотрящий пускает в собственное сердце, сам того не ощущая.
Польза вторая: потупление взора приносит сердцу свет и сияние, которое отражается в глазах, на лице и других органах тела, тогда как предоставление взору свободы, напротив, приносит сердцу мрак, который отражается на его лице и других органах тела. Всевышний Аллах сказал: «Аллах — свет небес и земли». (сура 24 «Свет», аят 35), — после слов: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры». (сура 24 «Свет», аят 30).
И в хадисе говорится о том же: «Взгляд — одна из отравленных стрел Иблиса, и сердцу того, кто отвёл взор от женских прелестей ради Аллаха, Аллах дарует свет».
Польза третья: потупление взора приносит особую проницательность, поскольку она относится к свету и является плодом его, и тот, чьё сердце наполнено светом, обретает проницательность.
Шуджа аль-Кирмани сказал: «Тот, кто преображает себя внешне посредством следования Сунне и внутренне посредством постоянных мыслей о том, что Аллах видит его везде и всегда, потупляет взор, дабы не смотреть на запретное, удерживает душу свою от страстей и питается дозволенным, не ошибается в своей проницательности». Сам Шуджа обладал безошибочной проницательностью.
Всевышний Аллах воздаёт рабу Своему за его деяния таким образом, что воздаяние соответствует деянию. И тому, кто потупляет взор, дабы не смотреть на запретное, Аллах дарует удивительную проницательность, обеспечивая свободу его внутреннему взору.
Он ограничивает взор свой ради Аллаха, а Всевышний взамен предоставляет свободу его внутреннему взору, а внутренний взор того, кто смотрит на запретное, Он, напротив, ограничивает.
Польза четвёртая: потупление взора открывает перед верующим пути знания и врата его и облегчает ему приобретение его благодаря свету в его сердце. А сердце того, кто свободно смотрит на запретное, загрязняется, и в нём воцаряется мрак, и врата знаний и пути его закрываются перед ним.
Польза пятая: потупление взора придаёт сердцу сил, стойкости и храбрости и даёт ему власть проницательности и власть довода. В одном из преданий говорится, что шайтан боится и тени того, кто противоречит страстям своим.
Поэтому следующему своим страстям свойственны униженность и слабость сердца и ничтожность души — это воздаяние Всевышнего тому, кто предпочитает страсти свои Его довольству.
Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, как бы ни вышагивали под ними мулы и скакуны, унижение ослушания остаётся в их сердцах, потому что Аллах непременно подвергает унижению тех, кто ослушивается Его».
Польза шестая: потупление взора приносит сердцу радость и ощущение простора гораздо большие, чем удовольствие и радость, доставляемые взором. Ведь верующий побеждает врага своего посредством противоречия ему и противоречия собственной душе с её страстями. К тому же он сдерживает свою страсть и отказывается от наслаждения ради Аллаха.
Он отказывается от того, что радует душу, побуждающую к скверному, и Аллах заменяет ему это радостью и удовольствием, которые намного совершеннее. Как сказал один из [обладающих знанием]: «Клянусь Аллахом, радость, доставляемая целомудрием, больше радости, доставляемой грехом».
Не приходится сомневаться в том, что когда душа противоречит страсти своей, то это доставляет ей радость и удовольствие, которые не идут ни в какое сравнение с тем удовольствием, которое доставляет следование страстям. Вот здесь-то и становятся очевидными различия между разумом и страстью.
Польза седьмая: потупление взора освобождает сердце из плена страсти, ибо, поистине, настоящий пленник — находящийся в плену у собственной страсти: Свободным кажется, но всё же пленник... Когда сердце оказывается в плену у страстей, враг одолевает его и причиняет ему мучительные страдания: Похож он на птицу, которую губит ребёнок, — Смеясь и играя, терзает в руках он её...
Польза девятая: потупление взора добавляет человеку благоразумия и укрепляет его рассудок. Поистине, человек предоставляет взору своему свободу лишь в том случае, если сам он — недалёкого ума, и ему присуще легкомыслие, и он не привык думать о последствиях своих деяний, поскольку думать о последствиях — дело разума.
Если бы человек, предоставляющий свободу взору своему, понимал последствия этого, он не стал бы этого делать. Как сказал поэт: Разумнейший из людей — тот, кто, прежде чем сделать что-то, думать привык о последствиях этого действия...
Польза десятая: потупление взора избавляет сердце от опьянения страсти и праздной беспечности, тогда как предоставление свободы взору, напротив, приводит к тому, что человек предаёт забвению Аллаха и мир вечный и остаётся опьянённый страстью.
Как сказал Всевышний Аллах о страстно влюблённых в творения: «Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьянённые». (сура 15 «Хиджр», аят 72).
Взгляд — это чаша с вином, а страстная влюблённость — опьянение, которое наступает из-за этой чаши. Однако опьянение, вызванное страстью, опаснее опьянения, вызванного вином, потому что опьянённый вином протрезвеет, тогда как опьянённый страстью редко выходит из этого состояния до того, как покинет этот мир и присоединится к умершим.
Полезных последствий потупления взора и скверных последствий предоставления взору свободы на самом деле намного больше, чем упомянуто здесь.
Потупление взора приносит много пользы:
Во-первых, это исполнение веления Всевышнего Аллаха, а исполнение Его велений — залог счастья раба Аллаха в этом мире и в мире вечном. Нет для раба Аллаха ничего более полезного для его земной и вечной жизни, чем исполнение велений Всевышнего Господа.
Обретающий счастье в этом мире и в мире вечном обретает его не иначе, как через исполнение велений Всевышнего, и несчастный в этом мире и в мире вечном становится таковым не иначе, как через оставление велений Всевышнего.
Во-вторых, потупление взора не даёт отравленной стреле взора, которая может погубить сердце, оказать влияние на него.
В-третьих, потупление взора даёт сердцу ощущение близости к Аллаху и сосредоточенности на Нём, тогда как предоставление взору свободы, напротив, приводит к его рассеянности и несосредоточенное и отдаляет его от Всевышнего Аллаха. Нет ничего более вредоносного для сердца, чем предоставление свободы взору, ибо оно отдаляет раба Аллаха от Господа его.
В-четвёртых, потупление взора укрепляет сердце и доставляет ему радость, тогда как предоставление взору свободы ослабляет сердце и печалит его.
В-пятых, потупление взора приносит сердцу свет и сияние, тогда как предоставление взору свободы, напротив, приносит сердцу мрак. Именно поэтому в суре «Ан-Нур = Свет» после слов: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы [от запретного]». (сура 24 «Свет», аят 30). Всевышний Аллах сказал: «Аллах — свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключён в стекло». (сура 24 «Свет», аят 35).
То есть свет его сравнивается с сердцем Его верующего раба, который исполняет Его веления и соблюдает Его запреты. Когда сердце озаряется светом, блага стекаются к нему со всех сторон, а когда оно наполняется мраком, со всех сторон надвигаются тучи испытаний и зла.
Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен. 14:34.