«Постановление об определении начала лунного месяца» — Шейх Бакр Абу Зейд

«Постановление об определении начала лунного месяца» — Шейх Бакр Абу Зейд

Исследование доктора Бакра Ибн Абдуллаха Абу Зейда 

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха. 

А затем: Комитет шариатского права во время своей второй сессии, состоявшейся в г. Джидда в 1405 г. рассматривал два вопроса, связанных с началом лунного месяца: положение астрономического вычисления начала месяца; постановление относительно всеобщей зрительной фиксации. 

Я руководил исследованием первого вопроса по следующему плану: 

Изложение священных текстов по обсуждаемому вопросу. 

Понимание этих текстов. 

Единое мнение мусульман относительно требования этих текстов. 

Отвод разногласия, возникшего позднее. 

Обоснование разногласия. 

Опровержение этих доводов. 

Предположительный характер астрономических вычислений. 

Противоречие астрономических вычислений Шариату. 

Приступим к подробному рассмотрению этих пунктов. 

1. Изложение священных текстов по обсуждаемому вопросу:

«Они спрашивают тебя о молодом месяце. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и паломничества» (2:189), «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185). Застать месяц можно только после появления его на небе, как об этом гласит первый аят. Известно, что все временные промежутки, устанавливаемые Шариатом или договором, такие как пост, паломничество, исполнение клятвы, период после развода и так далее, определяются лунными месяцами. В первом аяте упоминается только паломничество как особый вид поклонения и как признак начала года, подобно тому, как молодая луна является признаком начала месяца. 

«Число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные» (9:36). Таким образом, количество месяцев — двенадцать и необходимо считать эти месяцы как лунные. Месяц относится к природным явлениям и зависит от зрительной фиксацией новолуния. Молодой месяц является самым явным признаком, наблюдаемым зрительно, поэтому молодой месяц в арабском языке означает что-то ясно видимое. Иногда лунный месяц длится 30 дней, а иногда 29, как об этом говорится в пророческих хадисах, приведённых ниже. Поэтому лунный год длится 354 дня и ещё часть дня, одна пятая или одна шестая. А говорят, что он длится 360 дней, округляя, как это заведено у арабов. 

Вместе с этим, Пророк ﷺ назначил метод определения начала месяца, как это передаётся в нескольких хадисах, имеющих многочисленные цепочки передач от группы сподвижников, среди которых: Абу Хурейра, Ибн Аббас, Ибн Умар, Хузейфа, Сад Ибн Абу Уаккас, Ибн Масуд, Джабир, аль-Бара Ибн Азиб, Рафи Ибн Хадидж, Тальк Ибн Али, Абу Бакра, Самура, Ади Ибн Хатим, а также «один человек из сподвижников» и от Ата, без упоминания сподвижника. Хадисы от Ибн Умара и Абу Хурейры приводятся в двух достоверных сборниках и других сводах хадисов, хадис от Ибн Аббаса — у Муслима, от Хузейфы — у Абу Дауда, ан-Насаи и других. Хадисы от остальных сподвижников не находятся в «шести сборниках», а приводятся в таких книгах, как «аль-Муатта», «Муснад» Ахмада, аш-Шафии и другие. 

Различные версии с их уникальными текстами в совокупности приводят Ибн аль-Асир в «Джами аль-усуль», 6/265-271, аль-Мутакки в «Канз аль-уммаль», 8/485-493, аль-Альбани в «Ируа аль-галиль», 4/2-14 и другие авторы книг по хадисам. И все эти хадисы относятся к словам Пророка ﷺ, а также достоверно установлено как Его ﷺ действие в хадисе от Аиши. 

Далее приводится объяснение различных версий хадисов от Абу Хурейры, Ибн Умара и Ибн Аббаса, а остальные хадисы возвращаются к ним. 

1. Хадис Абу Хурейры: «Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. Если будет облачно, то поститесь тридцать дней» (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи). «Начинайте пост, увидев месяц, и прекращайте месяц, увидев его, а если будет облачно, то дополните счёт». «Если будет облачно, то дополните до тридцати». «…То рассчитайте до тридцати» (ан-Насаи). «…То рассчитайте» (ан-Насаи). «Месяц состоит из двадцати девяти дней, а может быть тридцать дней. Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то дополните счёт» (ан-Насаи). 

2. Хадис Ибн Умара: «Месяц состоит из двадцати девяти дней, а может быть тридцать дней. Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то рассчитайте». Посланник Аллаха ﷺ сказал о Рамадане показывая на руках: «Месяц — столько-то и столько-то дней, — затем сложил свой большой палец. — Начинайте пост, увидев его, и прекращайте пост, увидев его, а если будет облачно, то дополните счёт» (Муслим). «…То рассчитайте». 

3. Хадис Ибн Аббаса: «Не начинайте пост, пока не увидите молодой месяц, и не прекращайте пост, пока не увидите молодой месяц. А если будет облачно, то дополните счёт до тридцати» (Малик, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Сказал Ибн Аббас: «Я удивляюсь тому, кто опережает месяц, ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то дополните счёт до тридцати»» (ан-Насаи). «Начинайте пост, увидев месяц». «Не начинайте пост до начала Рамадана. Начинайте пост, увидев месяц». «Не опережайте месяц однодневным или двухдневным постом… И не начинайте пост, пока не увидите месяц. Затем поститесь, пока не увидите его вновь». 

4. Что касается Его ﷺ действия, то сказала Аиша: «Посланник Аллаха ﷺ был в Шаабан так внимателен, как ни в какой другой месяц. Затем, увидев молодой месяц Рамадана, начинал поститься. А если было облачно, то доводил количество дней предыдущего месяца до тридцати, а затем начинал поститься» (Абу Дауд). 

2. Понимание этих текстов. 

Эти достоверные тексты явно дают понять шариатские основы, связанные с установлением начала месяца: 

Согласно Шариату, признаком начала месяца является только молодая луна и нет у месяца никакой другой явной границы. 

Минимальное количество дней лунного месяца — 29, максимальное — 30. Не узаконено начинать пост, пока не пройдёт минимум 29 дней Шаабана и необходимо продолжать пост, пока не пройдёт минимум 29 дней Рамадана. 

Начало месяца должно быть установлено неопровержимо, что входит в общность шариатского правила для поклонений, ограниченных временными рамками: такое поклонение не может считаться действительным, пока его время не будет установлено неопровержимо. Поэтому Аллах связал их причины с очевидными признаками, которые не под силу изменить человеку. Это установленные природные явления, о которых знают все люди: учёные и рядовые верующие, городские и сельские жители. Это нужно для облегчения соблюдения Шариата. 

Согласно Шариату, постановления, связанные с фиксацией молодого месяца, осуществляется двумя очевидными способами: зрительная фиксация и отсчёт. И это по причине лёгкости, очевидности и безошибочности этих методов, а все остальные методы подвержены ошибкам, например, астрономический расчёт. Мало того, что он сложен и поддаётся считанному количеству людей, так ещё в нём часто случаются ошибки, как об этом будет сказано далее. 

Убеждённость в данном вопросе касается того, что воспринимается органами чувств: либо молодой месяц наблюдается в прямом смысле, либо доведение количества дней предыдущего месяца до тридцати приравнивается к этому. Так, если луну увидеть невозможно, то количество дней Шаабана, например, доводится до тридцати. В таком случае это приравнивается к положению наблюдаемого и на самом деле относится к постановлениям с убеждённостью, так как Шариат защищён от ошибки с одной стороны правдивым сообщением, а с другой — законами этого мира, ведь лунный месяц не бывает меньше 29 дней и больше 30. Таким образом, Шариат связывает постановление о начале месяца с действительным наличием молодой луны, а не расчётным. И наличие его фиксируется либо зрительно, либо доведением количества дней предыдущего месяца до тридцати. И люди не способны повлиять на лунные циклы, так как это установленные Аллахом природные явления. Законодатель сообщил нам только о двух этих методах, не более. Что касается доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати, то убеждённость при нём достигается по принципу презумпции неизменности состояния (истисхаб). То есть основа состоит в том, что месяц продолжается, пока обратное не будет доказано неопровержимо, что, в свою очередь, ответвляется от правила «неопровержимо установленное может быть отменено только ему подобным». Пишет Ибн Абдульбарр, приведя хадис Ибн Аббаса («ат-Тамхид», 2/39): «Да будет известно, что постановления могут стать обязательными только путём убеждённости, не допускающего сомнения. И это великое правило шариатского права предполагает, что человек не должен оставлять свою обязанность, в которой он убеждён, кроме как тем, что даёт такую же убеждённость. Из слов Пророка ﷺ «А если будет облачно, то доведите число дней до тридцати» выходит, что расчёт нужно делать как Шаабана, так и Рамадана». 

Все хадисы указывают на то, что начало месяца определяется одним из двух методов: пост начинается либо по причине зрительной фиксации молодой луны, либо по причине доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати. В некоторых из хадисов говорится об обязательности поста после зрительной фиксации молодой луны или доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати, как, например, в словах «Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то рассчитайте до тридцати». А в некоторых говорится о запрете начала или прекращения поста до зрительной фиксации новолуния или доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати, как, например, в словах «Не начинайте пост, пока не увидите молодой месяц, и не прекращайте пост, пока не увидите молодой месяц. А если будет облачно, то дополните счёт до тридцати». Ив хадисах ничего не сказано о зависимости постановления от астрономических расчётов. Тот факт, что месяц называется так (от ар. «шахар» — быть известным, распространённым. — Прим.пер.) и зависимость его постановления от чего-то очевидного — либо путём зрительной фиксации, либо путём доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати — явно указывает на то, что постановление не связано ни с какими другими причинами. И это вынуждает нас отказаться от того, чтобы опираться на астрономические расчёты в этом вопросе. 

Зрительная фиксация молодой луны узаконена для этой общины ради точного определения периодов поклонения. Так, если это поклонение является обязанностью, как пост в Рамадан, паломничество, то зрительная фиксация принимает статус коллективной обязанности. А то, без чего обязанность не может быть осуществлена, тоже является обязательным. Если же речь идёт о желательном поклонении, то и наблюдение за луной будет желательным, так как средства принимают постановления целей, ради которых их применяют. Следовательно, молодая луна должна быть зафиксирована зрительно, а иначе переходят к доведению количества дней предыдущего месяца до тридцати. Хвала Аллаху за облегчение. Пишет Ибн Абдульбарр («ат-Тамхид», 2/39): «В хадисе Ибн Аббаса говорится о том, что Аллах связывает наступление поста с видением новолуния месяца Рамадан, либо с доведением количества дней Шаабана до тридцати. Этот хадис толкует аят: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185) так, что застаёт месяц тот, кто увидит его новолуние, либо знает, что его увидели». 

3. Единое мнение мусульман относительно требования этих текстов. 

Требование данных хадисов следующее: поклонение становится обязательным на основе убеждённости; Законодатель связал его с видимым явлением, в котором равны все люди; определять начало поста разрешено только двумя путями, так как Пророк ﷺ сказал: «Не начинайте пост, пока не увидите молодой месяц». Этот запрет относится к разряду всеобщих, то есть: пусть никто не начинает поститься, пока не увидит молодой месяц, пока не узнает, что его увидели, либо пока законным методом не будет установлено, что молодой месяц является видимым. Если же увидеть луну невозможно, то невозможно и узнать о начале месяца, а если невозможно узнать о нём посредством органов зрения, то Шариат предписал перейти к доведению количества дней, например, Шаабана до тридцати. И ни о каких других методах шариатские тексты не сообщают. И это по той причине, а Аллах знает лучше, что другие методы либо недействительны, либо предположительны, либо вызывают затруднения и бесполезную трату времени, к чему пречистый Шариат не призывает. 

Это решение и было известным среди мусульман во все времена. Их поклонения совершались должным образом, а дела их были правильными. И неизвестно в этом вопросе разногласия среди сподвижников, напротив, Ибн Таймия передаёт их единогласие, а также передаёт его аль-Махди в «аль-Бахр». Соответствуют этому и мазхабы четырёх имамов. Сказал Малик: «Не следуют за тем, кто поститься, опираясь на астрономические вычисления». И сказал Ибн Арафа: «Я не знаю маликитского учёного с таким мнением». Напротив, несколько ранних и поздних учёных передают единогласие в этом. Среди них Ибн аль-Мунзир в «аль-Ишраф», Санад из маликитов, аль-Баджи, Ибн Рушд, Ибн Таймия, Ибн Хаджар, ас-Субки, аль-Айни, Ибн Абидин, аш-Шаукани, Сыддик Хасан Хан, Али аль-Кари. И сказал Ахмад Шакир: «Их мнение едино или почти едино». 

И ограничимся здесь лишь цитированием слов Ибн Таймии, ведь он неоднократно приводил это единогласие в «Иктида ас-сырат аль-мустакым» и «Маджму аль-фатауа», 25/132, 179, 207. Так, в 25/132 он говорит: «В религии Ислам является общеизвестным фактом то, что не считаются с расчётом астронома о том, видна луна или нет, когда от этого зависят пост, паломничество, выжидание после развода, исполнение клятвы и другие постановления. Пророческих хадисов об этом множество и сошлись на этом мусульмане единогласно. В этом вопросе неизвестно разногласие ни в первые века, ни в последние, не считая того, что жившие после третьего столетия правоведы заявили, что если луна скрыта за облаками, то астроном может руководствоваться своим расчётом в своём поклонении: если расчёт показывает, что луна видна, то он может поститься, а если нет, то нет. И это мнение, хоть и ограничивается теми случаями, когда луна скрыта за облаками, и замыкается только на самом астрономе, всё же является отколотым, так как до него уже состоялось единогласие. А что касается того, когда этим мнением руководствуются во время ясной погодой или выносят его как всеобщее постановление для всей общины, то ни один мусульманин такого не говорил». 

4. Отвод разногласия, возникшего позднее. 

Бывает так, что в каком-то правовом вопроса передаются разные мнения, а затем, при должном рассмотрении, выясняется, что одно из мнений не установлено достоверно. И такое в вопросах права встречается не редко. К этому относится вопрос о посте в «день сомнения»: Ибн Кудама, а затем и Ибн аль-Джаузи приписывают одно из мнений примерно десятерым сподвижникам и стольким же табиинам, а затем аль-Ираки и другие продемонстрировали недостоверность передач от некоторых из них. И в других вопросах, не касающихся поста, например, передаётся от многих сподвижников и табиинов, что они окрашивали волосы в чёрный цвет, а хафиз Ибн аль-Каййим в «аль-Хади» показал, что передачи от них являются недостоверными и прерванными. 

Так же и в этом вопросе неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников имел отличное мнение, напротив передаётся их единогласие. А разногласие передаётся от следующих: аш-Шафии, Ибн Сурейдж, Мутарриф Ибн Абдуллах аш-Шиххир, Мухаммад Ибн Мукатиль, Ибн Кутейба. И после изучения, Ибн Таймия утверждает, что возникшее позднее мнение имеет два условия: облачность, и ограничение самим астрономом. И вскоре станет ясным, что это мнение приписывается некоторым из них ошибочно. 

4.1. Пишет Ибн Рушд в «Бидая аль-муджтахид», 2/46: «Ибн Сурейдж передаёт от аш-Шафии, что если человек ориентируется по звёздам и луне, затем на основе этого он пришёл к выводу о том, что молодой месяц должен быть виден в облачный день, то он имеет право считать, что пост начался, и его пост будет действительным». И передаёт это также Ибн Хуейз Миндад аль-Малики от аш-Шафии, как это приводит Ибн Абдульбарр в «ат-Тамхид», а также аль-Ираки в «Тарх ат-тасриб». Поэтому Ибн Таймия сказал: «Это мнение передают некоторые маликиты от аш-Шафии». 

Комментарий: учёные шафиитского и других мазхабов разъяснили, что это ошибка в отношении аш-Шафии и что это неизвестно как его мнение, напротив, достоверно установлено, что он считал иначе. Среди этих учёных Ибн Абдульбарр, Ибн аль-Араби, Ибн Хаджар, аль-Мутыи и другие. Сами же шафииты пишут, что аш-Шафии считал так же, как и остальные ранние учёные, и последовали за ним, основываясь на священные тексты. Так сказано в книге «Ахкам аль-Куран ли аль-Шафии», составленной аль-Байхаки. Этим самым становится ясной ошибочность приписывания упомянутого мнения к аш-Шафии и ошибка Ибн Сурейджа и Ибн Хуейза Миндада. Последний хоть и был лидером в поддержке Сунны, выступающим против еретиков, всё же иногда допускал ошибки в передаче мнений по правовым вопросам, как это сказано в его биографии в «Тартиб аль-мадарик» и других книгах. А Аллах знает лучше. 

4.2. Абу аль-Аббас Ахмад Ибн Сурейдж аш-Шафии (ум. 306 г.) был лидером шафиитов своего времени. Он считал дозволенным опираться на астрономический расчёт самому астроному в облачный день, когда луна не видна. И со всем своим величием, Ибн Сурейдж, как видно, основал своё мнение, которое заключается в толковании слов в хадисе «рассчитайте» как обращение к астрономам о расчёте положений луны, на ошибочной передаче от аш-Шафии. И уже от него это мнение получило известность, хотя иногда оно передаётся как дозволение, а иногда как обязанность, и иногда в абсолютной форме, а иногда в ограниченной. Но, как видят правильным учёные мазхаба, он считал это дозволенным только для самого астронома и только в облачный день. Остальные же люди остаются на основе и наблюдают за луной. Подробно это разобрал ан-Науауи в «аль-Маджму». На основе этого уточнения его мнения, напрашивается вывод о том, что оно является точно таким же, как и ошибочно приписанное к аш-Шафии. И если это так, то можно сказать, что Ибн Сурейдж ошибся в отношении аш-Шафии и последовал за этим мнением как за имамом своего мазхаба. А если оно изначально не являлось мнением аш-Шафии, то и основанное на нём утрачивает силу, следовательно не считается как мнение Ибн Сурейджа. И учёные шафиитского и других мазхабов отвергли это мнение Ибн Сурейджа. Среди них Ибн Таймия, чьи слова уже были приведены. Затем большой учёный Такиюддин ас-Субки аш-Шафии написал работу под названием «Распространённое знание об установлении месяцев», в котором он поддержал мнение Ибн Сурейджа в качестве дозволенности и с двумя условиями: чтобы расчёт, проведённый искусным знатоком дела, был однозначным и чтобы постановление касалось только начала поста, но не его окончания. Затем шейх Мухаммад Бахит аль-Мутыи написал свою работу под названием «Указание людям религии на установление новолуния», в котором процитировал мнение ас-Субки и никак его не прокомментировал. Затем шейх Ахмад Ибн Мухаммад Шакир написал свою работу под названием «Дозволено ли в Шариате устанавливать начало арабских месяцев астрономическим расчётом?» Затем за ним последовал шейх Абу ан-Наср Мубашшир ат-Тырази аль-Хусейни, написав работу под названием «Исследование о единстве начала арабских месяцев». Затем шейх Исмаиль Ибн Мухаммад аль-Ансари, написал работу «О если бы сказал это кто-то другой, учитель!» Затем я увидел обращение шейха Ахмада Шакира, в котором он извиняется перед шейхом Исмаилем и говорит, что опубликовал свою работу, желая поднять этот вопрос среди учёных, а так у самого него по этому вопросу нет окончательного мнения. И все эти уважаемые учёные — ас-Субки, аль-Мутыи и Ахмад Шакир — опираются на один источник — мнение Ибн Сурейджа, но насколько оно может служить опорой в мазхабе, читатель уже знает. Затем ас-Субки обусловил дозволенность двумя упомянутыми условиями, а шейх Шакир пошёл дальше и на с. 15 прямым текстом заявил об обязательности, а затем на с. 17-29 он воспрял духом и привёл своё исследование. Аллах знает лучше. 

4.3. Мутарриф Ибн Абдуллах аш-Шиххир (ум. 87 г.) был одним из старших табиинов и их предводителей. Достоверность его мнения отверг Ибн Абдульбарр («ат-Тамхид», 14/352): «Это передаётся от Мутаррифа Ибн аш-Шиххира, но не является достоверным. А даже если бы и было таковым, мы не были бы обязаны последовать за ним, так как оно откалывается от единогласия и противоречит доказательствам». Также передают это мнение от него Ибн Хаджар, аль-Ираки и другие. Сказал Ибн Таймия (25/182): «Даже если это и достоверно, это относится к ошибкам учёных». 

4.4. Ибн Кутейба — общепризнанный большой учёный — Абдуллах Ибн Муслим Ибн Кутейба ад-Динауари (ум. 376 г.). Пишет Ибн Абдульбарр, приведя его мнение («ат-Тамхид», 14/352): «Это не является специализацией Ибн Кутейбы и в подобных вопросах на него не опираются». 

4.5. Мухаммад Ибн Мукатиль ар-Рази — ученик Мухаммада Ибн аль-Хасана аш-Шейбани. В книгах ханафитов приводится его краткая биография, из которой непонятно насколько он обладал знаниями. Также я не нашёл указания даты его смерти. А среди исследователей передатчиков он считается ненадёжным. Пишет аз-Захаби в «аль-Мугни фи ад-дуафа»: «Мухаммад Ибн Мукатиль ар-Рази, не аль-Маруази. Передаёт от Уакиа; слабый передатчик». А в «аль-Мизан» он пишет: «Передаёт от Уакиа и его поколения учёных. Специалисты высказывались о нём плохо, но совсем не оставили». Невозможно проследить цепочку передатчиков его мнения по обсуждаемому вопросу, чтобы можно было как-то судить о нём, а ханафиты передают его мнение как слабое, подвергаемое критике. Например, пишет аль-Кари в «Шарх ан-нухба», 19: «А что касается того, что некоторые наши учёные передают от Мухаммада Ибн Мукатиля, что он сказал, что нужно спросить астрономов и опираться на их мнение…», затем привёл его мнение и комментарий к нему ас-Сарахси и других поздних учёных. 

5. Обоснование разногласия. 

Поздние учёные обосновывают своё мнение двумя хадисами и двумя аналогиями. 

5.1. Слова в хадисе «рассчитайте» значат, что нужно рассчитать положение луны и что они адресованы специалистам этой науки, а слова «доведите количество дней до тридцати» адресованы обычным людям. 

5.2. Хадис «Мы — община неграмотная: не пишем и не считаем. Месяц бывает столько-то и столько-то дней». Приказ опираться только на зрительную фиксацию продиктован причиной, о которой говорится в данном хадисе: община не умеет писать и считать. А наличие и отсутствие причины влияет на наличие и отсутствие следствия. И если община развилась до такого состояния, что способна получить астрономические данные о начале месяцев с высокой степенью уверенности, сравнимой со зрительной фиксацией или даже больше, тогда они могут руководствоваться этими расчётами. 

5.3. Не является условием в прямом смысле увидеть луну, ведь все учёные единогласны в том, что если заключённый согласно своему расчёту путём доведения количества дней месяца до тридцати или по каким-то косвенным признакам решит, что сегодня первый день Рамадана, он обязан поститься, даже если не видел луны и никто из тех, кто её видел, не сообщил ему об этом.

6. Опровержение этих доводов. 

6.1. Аргументация словами «рассчитайте». 

Учёные обязаны собрать слова всех версий хадиса и по возможности объединить их в один смысл. И только если их невозможно объединить, можно считать их разными версиями с разными словами. И иногда это может даже повлиять на достоверность той или иной версии, как это известно среди специалистов по хадису. 

Поэтому вот все версии этих слов: 

Доведите количество дней до тридцати. 

Доведите Шаабан до тридцати дней. 

Дополните до тридцати. 

Пока не увидите луну, или не доведёте количество дней. 

Поститесь тридцать. 

Рассчитайте количество дней Шаабана до Рамадана. 

Дополните количество дней до тридцати (хадис Ибн Умара). 

Дополните количество дней до тридцати, ведь это не может скрыться от вас за облаками (хадис Абу Хурейры). 

Досчитайте до тридцати (от Абу Хурейры и Ибн Умара). 

Дополните счёт (Абу Хурейра). 

Дополните счёт дней Шаабана до тридцати (Абу Хурейра). 

Поститесь тридцать дней (Абу Хурейра). 

Считайте тридцать дней (Ибн Умар). 

Доведите счёт до тридцати (Абу Хурейра и Ибн Умар). 

Рассчитайте (Абу Хурейра и Ибн Умар). 

Это — достоверно установленные версии хадисов, и все они согласуются либо и по смыслу и по формулировке, либо только по смыслу — доведении счёта дней предыдущего месяца до тридцати до того, как начать отсчитывать дни следующего месяца из-за невозможности зрительной фиксации молодой луны. И по этой причине специалисты по хадису приводят этот хадис как пример того, как разные версии хадиса приводятся с разными словами, но с одним смыслом, либо и с одинаковыми словами и с одним смыслом. См. «Шарх нухбат аль-фикр», аль-Кари, 90-94. 

И то, что установлено как слова Пророка ﷺ, подкрепляется Его ﷺ действием, как говорится в хадисе от Аиши: «Посланник Аллаха ﷺ был в Шаабан так внимателен, как ни в какой другой месяц. Затем, увидев молодой месяц Рамадана, начинал поститься. А если было облачно, то доводил количество дней предыдущего месяца до тридцати, а затем начинал поститься». Привёл Абу Дауд с достоверной цепочкой передатчиков. 

Из всех приведённых версий слова «рассчитайте» есть только в некоторых версиях хадисов от Абу Хурейры и Ибн Умара. Но вместе с этим передаются и другие версии. Так, например, в некоторых из них сказано «досчитайте до тридцати», в некоторых — «доведите счёт до тридцати» (Ибн Умар), в некоторых — «дополните счёт» (Абу Хурейра) и похожие слова в других версиях хадисов от них обоих. Также в одной версии сказано «рассчитайте до тридцати». Её приводит Муслим от Ибн Умара и ан-Насаи от Абу Хурейры. Из этого становится понятным, что версия со словами «рассчитайте» подобна версии со словами «рассчитайте до тридцати». И обе они имеют один смысл — довести счёт дней до тридцати. И в Коране сказано: «Аллах всему установил меру» (65:3) то есть полную меру. Так и поняли эти хадисы те учёные, которые их привели, так как они приводят более подробные версии после менее подробных, как поступили аль-Бухари и Малик. И подробно это разъяснили Ибн Абдульбарр в «ат-Тамхид», 2/40-93 и Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», 4/120. 

Все версии сводятся к одному источнику, даже если выражены разными словами. Поэтому расчёт, доведение счёта, дополнение и так далее — все они имеют один смысл. И от кого передаётся «рассчитайте», от них же передаётся и «рассчитайте до тридцати» и другие слова. Необходимо объединять слова хадисов и отрицать от них противоречивость и различие. Из разницы в словах не обязательно следует разница в значении, кроме как при наличии разных источников слов и невозможности их объединения. И так поступают специалисты по хадисам и основам шариатского права. Ибн Хаджар разобрал этот вопрос в «ан-Нукат», заключив, что методология хадисоведов едина и заключается в том, что менее подробные версии хадиса нужно понимать в свете более подробных. Так, например, слова «рассчитайте» разъясняются словами «доведите счёт до тридцати», ведь между обобщённым и подробным изначально нет противоречия в принципе. И это кажется ясным и очевидным. 

Шейх Ахмад Шакир очень сильно колебался в этом вопросе, посчитав разные словесные версии одного хадиса от одного сподвижника версиями с разными значениями. Тем самым он противоречит своему же мнению, соответствующему мнению большинства учёных, экстраполируя приведённое выше правило на хадис о вставании во время молитвы (с опорой на колени или на землю) и хадисе «Пост заканчивается в тот день, когда его заканчивают люди», посчитав его имеющим тот же смысл, что и версия «Пост заканчивается в тот день, когда его заканчивает правитель». Разъяснение этого вопроса он приводит в работе «Единство начала арабских месяцев», 25-28. Пречист же Тот, Кто привёл взгляд шейха к этому истолкованию, результатом чего стало это его противоречие. Аллах знает лучше. 

Поэтому ас-Субки в «аль-Ильм аль-маншур», 9, поступив максимально беспристрастно, разъяснил версию со словами «рассчитайте» версией со словами «доведите счёт до тридцати дней». И передаёт Абу Дауд, что Ибн Умар сам не пользовался этим расчётом. Это его действие является толкованием версии со словами «рассчитайте» версией со словами «рассчитайте тридцать дней». 

И уже после написания всего, что было выше, я нашёл в «аль-Мустадрак» аль-Хакима, 1/423 и «ас-Сунан аль-кубра» аль-Байхаки, 4/204, хадис от Ибн Умара с достоверной цепочкой передатчиков, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах сделал молодой месяц началом временных периодов, поэтому когда вы увидите его, то начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, заканчивайте пост. А если будет облачно, то делайте расчёт: доведите счёт до тридцати». В этой достоверной версии хадиса слова Пророка ﷺ явным образом разъясняются Его ﷺ же словами. И я не видел, чтобы кто-то приводил эту версию в опровержение мнения оппонентов. Хвала Аллаху за облегчение и Аллах знает лучше. 

6.2. Опровержение аргументацией хадисом «Мы — община неграмотная: не пишем и не считаем». 

Как известно, в арабском языке ситуация может выражать смысл так же, как и слова, и влиять на правовые постановления, такие как клятвы, обеты, разводы и так далее. Поэтому слова Пророка ﷺ «Мы — община неграмотная: не пишем и не считаем», совмещённые со словами «месяц бывает столько-то дней» то есть иногда двадцать девять, а иногда тридцать — не более, чем Его ﷺ извещение своей общине о том, что нет у неё нужды в письме и счёте, когда дело касается определения начала месяца, ведь месяц состоит либо из двадцати девяти, либо из тридцати дней, а его начало узнаётся по видению луны, либо по доведению количества дней предыдущего месяца до тридцати, как об этом сказано в приведённых ранее хадисах. И это Его ﷺ извещение содержит в себе запрет опоры на письмо и счёт при определении начала месяца, ведь достаточно для этого увидеть молодой месяц или довести количество дней предыдущего месяца до тридцати. Для такого понимания есть примеры в других священных текстах. Например, из хадиса «Мусульманин — тот, о чьих рук и языка спаслись другие мусульмане» понимается запрет причинения вреда другому мусульманину рукой или языком. 

И такое явное понимание согласуется с шариатскими истинами и священными текстами, приведёнными ранее. Следовательно, необходимо оставлять текст на его явном смысле и не отводить его на второстепенный, кроме как при наличии довода на это. Понимание его иносказательно, как видно, приводит к противоречию между текстами. 

И к выводу о том, что хадис должен пониматься только в его явном смысле — нет нужды в письме и счёте при определении начала месяца — пришли учёные-исследователи, среди которых Ибн Таймия в «Маджму аль-фатауа», 25/165, Ибн аль-Араби в «Аридат аль-ахуази» и Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», 4/122. Последний пишет: «Пророк ﷺ связал постановление о посте с видением луны, чтобы устранить от людей затруднения от прикладывания усилий для астрономических вычислений. Это постановление сохраняет своё действие, даже если позднее появились люди, знающие эту науку. Более того, эти слова внешне дают понять, что постановление о посте в принципе не связано с расчётом. Дают это понять Его ﷺ слова из предыдущего хадиса «Если будет облачно, то доведите счёт до тридцати». Пророк ﷺ не сказал: «Тогда спросите астрономов». Мудрость этого заключается в том, что при облачной погоде все люди могут довести счёт до тридцати, что устраняет споры и разногласия». Также к такому пониманию пришёл Ибн Батталь. Сказано в «Иршад ахль аль-милля»: «Ибн Батталь и другие учёные сказали, что смысл хадиса заключается в том, что на нас не возложено изучение счёта и письма для определения временных промежутков поста и других поклонений, но наши поклонения связаны с явными и очевидными признаками, в знании которых равны грамотный и неграмотный». Также к этому пришёл ас-Субки в «аль-Ильм аль-маншур», 9: «Слова Пророка ﷺ «месяц бывает столько-то и столько-то дней» говорят о том, что опираться в этом нужно на то, что можно увидеть, что относится к известным и очевидным явлениям, и нужно отказаться от того, чтобы опираться на расчёт». 

6.3. Опровержение аналогии с заключённым. 

Эта аналогия недействительна изначально, так как относительно образца аналогии нет ни текста, ни единого мнения учёных, наличие которых является условием аналогии, в противном случае аналогия не применяется в принципе. Но даже если согласиться с ней, она имеет несколько логических недостатков. Например, она противоречит ясным священным текстам, которые явно дают понять, что Законодатель ограничивает метод установления начала месяца зрительной фиксацией. Затем эта аналогия недействительна по причине разницы между образцом и субъектом аналогии, ведь заключённый имеет оправдание и обязан постараться определить начало поста, и если он поймёт потом, что ошибся, то должен восполнить пост. Аллах знает лучше. 

6.4. Опровержение аналогии с расписанием времени молитв. 

Данная аналогия, как и предыдущая, недействительна в своей основе, так как относительно образца аналогии нет единого мнения и священного текста, тогда как подтверждение его текстом либо единогласие относительно него двух спорящих сторон является условием принятия образца аналогии. Третьим условием является то, чтобы постановление поддавалось рациональному объяснению, например, запрет спиртного. Если же постановление будет чисто религиозным догматом, как например время начала молитв и количество ракаатов, то условие отсутствует, так как то, что нельзя понять логически, нельзя перенести на другое постановление. 

А если и принять эту аналогию, то между образцом и субъектом есть разница. Подробно её изложил аль-Карафи в «аль-Фурук», разница №102. И это потому, что Законодатель связал постановление о молитве с наличием признаков наступления её времени. Это время — причина выполнения молитвы, поэтому на того, кто узнал о наличии причины, каким бы путём это не произошло, ложится обязанность совершения молитвы. Поэтому расчёт, дающий уверенность в наступлении времени молитвы, принимается в руководство. Но что касается молодого месяца, то Законодатель не устанавливает само его наличие как причину, но причиной является его видение, так как Пророк ﷺ сказал: «Поститесь, увидев его», но не сказал «Поститесь, когда наступит молодая луна». А если же не будет зрительной фиксации, то прибегают к доведению количества предыдущего месяца до тридцати, что приравнивается к положению зрительной фиксации. После этого объяснения аль-Карафи подробно изложил свои аргументы и дал свой ответ аргументам оппонентов в длинном исследовании. Аллах знает лучше. 

7. Астрономические вычисления носят предположительный характер по следующим причинам. 

7.1. Астрономические расчёты могут быть однозначными только при наличии известных результатов, которые могли быть дать полную уверенность в их правильности и пригодности в прогнозировании, что позволило бы специалистам данной области сообщать религиозным людям об их результатах, вещая от имени Шариата, что проложило бы дорогу к научному сообществу в виду приемлемости этого метода Шариатом. И это всё в том случае, если бы в Шариате использование этого метода было дозволенным. 

Но по факту мы не имеем никаких доказательств правильности этого метода, чтобы мы могли быть в нём однозначно уверенными, кроме свидетельств некоторых астрономов в пользу самих себя о том, что их расчёты являются однозначными. Но следующие научные аргументы заставляют усомниться в их свидетельстве, что усиливает тот факт, что их коллеги отрицают однозначность расчётов. Так, шариатский астрономический комитет аль-Азхара опубликовал такое постановление в печатном виде. В добавок к этому, в Шариате принимается сообщение и свидетельство только того, кто считается праведным в религии. 

7.2. Современные вещественные доказательства гласят о том, что астрономический расчёт является предположительным и небезошибочным методом. Это можно наблюдать в том, что астрономы публикуют в прессе свои результаты о том, что в такую-то ночь луну невозможно будет увидеть, а затем луна фиксируется зрительно установленным Шариатом образом, либо луну могут увидеть все люди в ту ночь, в которую, согласно расчётам астрономов, увидеть её должно быть невозможно. К таким случаям относится тот, что произошёл с молодой луной Шавваля в этом году (1406). Астрономы опубликовали результаты своих вычислений, которые говорили о том, что в субботу, 30 Рамадана, луну увидеть будет невозможно. Но двадцать жителей Королевства Саудовская Аравия из разных его провинций засвидетельствовали о том, что видели луну высоко и в направлении севера-востока. Также она была увидена в других исламских странах. 

Это вещественные, наблюдаемые и фактические доказательства того, что современные астрономические вычисления новолуния носят предположительный характер и очень слабы как метод. И это в наше время, в котором некоторые призывают опираться на астрономические расчёты. Но я вижу в этом лишь объявление о неправдивости свидетельств астрономов в пользу самих себя о том, что их расчёт категоричны.

7.3. Также к современным свидетельствам относится то, что в тех исламских странах, в которых начало и конец поста объявляется в соответствии с астрономическими расчётами, даты расходятся на два или три дня по сравнению с теми странами, в которых пост определяется шариатской зрительной фиксацией луны. Может ли в этом мире быть такое расхождение между шариатскими лунными месяцами? В этом и заключается то расстройство, в которое пришли различные ограниченные временем поклонения, о неправильности которого известно каждому разумному. Ибн Таймия подробно разъяснил то, что эти игры с обрядами, появившиеся у мусульман, относятся к тому, что произошло с людьми писания и другими общинами. Их постановления тоже были связаны с лунными циклами, но затем они перенесли их на так называемый солнечный календарь. 

Также это по сути схоже с откладыванием, которое было у арабов двух видов: 

А) Их откладывание месяца Мухаррам на месяц Сафар из-за их нужды в совершении набегов на караваны. 

Б) Их откладывание паломничества от его времени с целью следования солнечному календарю, как это известно из толкования аята: «Откладывание только увеличивает неверие, от чего неверные впадают в заблуждение» (9:37). 

7.4. Следующим современным доказательством служит тот факт, что различные расчёты и расписания противоречат друг другу, как в одной местности, так и между разными местностями. Это препятствует тому, чтобы считать эти расчёты категоричными или дающими весомое предположение.

7.5. Медицина сегодня развилась до высокой степени, в чём могут убедиться все люди. И вместе с этим специалисты в данной области допускают ошибки и оплошности, в результате которой жертвой может стать жизнь невиновного человека, способность, либо орган. И это при том, что результаты медицинских исследований постигаются органами чувств: слухом, зрением, осязанием… Что тогда можно сказать об астрономических вычислениях, которые до сих пор остаются подобными твёрдой валюте, а их результаты не могут внушать уверенность и не постигаются органами чувств. В таком случае как можно дозволить оставлять категоричное и приказанное Шариатом в пользу предположительного?

7.6. Современные астрономические вычисления проводятся посредством современных оптических приборов. А оптические приборы подобны другим инструментам, на приемлемость которых могут повлиять их результаты, то есть научные ошибки, которые могут ускользнуть от взора астронома. В этом заключается их предположительный характер как инструмента. И да помилует Аллах шейха Ахмада Шакира, который в своём исследовании опирался на слова астронома и доверял ему. А Аллах знает лучше. 

8. Противоречие астрономических вычислений Шариату. 

8.1. Определение лунного месяца у астрономов следующее: промежуток между двумя периодами нахождения солнца и луны на одной прямой после исчезновения луны с неба и до её появления. Этот промежуток всегда имеет у астрономов определённый период: 29 дней, 12 часов и 44 минуты. Этот период является одним оборотом луны вокруг земли от того момента, когда луна находится на одной прямой с солнцем, то есть когда луна находится прямо между солнцем и землёй. И в тот момент, когда луна покидает это положение, то есть отделяется от линии солнечного света, что длится до тех пор, пока луна опять не расположится на одной прямой с солнцем, тогда и начинается новый астрономический лунный месяц. Знай, что это состояние луны ранними учёными считалось концом лунного месяца. 

И знай, что в этом положении луна не видна, потому как освещённая её половина находится напротив солнца, а тёмная сторона — напротив земли. Но когда луна покидает это положение и отдаляется от него на определённое расстояние, меняя своё расположение относительно жителей земли, тогда показывается её освещённый край, это и есть тонкая изогнутая линия молодого месяца. Таково определение лунного астрономического месяца и такова его продолжительность. Но в шариатском понимании это видение молодого месяца на закате, то есть первое появление луны после «тёмной» луны. И это согласно единому мнению учёных, которое передал Ибн Рушд и другие. Продолжительность шариатского лунного месяца не больше 30 дней и не меньше 29. 

Таким образом, между шариатским значением лунного месяца и астрономическим есть несколько различий: 

Астрономический месяц начинается до начала шариатского, следовательно, и заканчивается раньше. 

Астрономический месяц всегда имеет одну продолжительность — 29 дней, 12 часов и 44 минуты. Шариатский месяц бывает либо 29 дней, либо 30. 

Началом шариатского месяца считается его зрительная фиксация, либо доведение количества предыдущего месяца до тридцати. Начало астрономического месяца определяется его расчётным, а не действительным появлением. 

Для астрономов нет разницы когда луна покидает положение между солнцем и землёй — ночью или днём. Если это произошло прямо перед рассветом, то лунный месяц начинается в этот момент. Если это произошло днём, то лунный месяц начинается в этот момент. Но с точки зрения Шариата, в расчёт принимается только видение луны после заката солнца. Поэтому если луна появится днём, после полудня, то это луна предстоящей ночи, и не нужно поститься в этот день. И в этом нет разногласия между учёными, напротив передаётся единогласие. А что касается той ситуации, когда луна появляется днём до полудня, то большинство учёных, в том числе и четыре имама считают, что это не принимается в расчёт и это луна предстоящей ночи. А Аллах знает лучше. 

8.2. Священные тексты гласят о том, что начало месяца определяется по молодому месяцу или доведением количества дней предыдущего месяца до тридцати в случае облачности или сильной запылённости. Если же мы обратимся к астрономическому расчёту и в соответствии с ним решим, что месяц продлится двадцать девять дней, мы тем самым пойдём вразрез приказу Пророка ﷺ о доведении количества дней предыдущего месяца до тридцати и отменим требование текста. 

8.3. Законодатель сделал причиной видение луны, вышедшей за линию солнечных лучей, а если этого видения не произошло, то не осуществилась шариатская причина и не установилось постановление. Тогда Шариат предписывает переходить к другой шариатской причине: доведение количества дней предыдущего месяца до тридцати, что является максимальным количеством дней лунного месяца, согласно шариатскому тексту. В астрономическом же расчёте заключается противоречие этому, так как согласно ему, началом поста является выход луны за линию солнечного света. Пророк ﷺ сказал: «Начинайте пост, увидев месяц, и заканчивайте пост, увидев месяц», но не сказал «начинайте пост по расчётному выходу луны за линию солнечного света». Он ﷺ известил только о двух вышеуказанных методах определения начала поста, и не установил расчёт выхода луны за линию солнечного света в качестве причины начала и окончания поста. Примерно в этом же смысле аль-Карафи разъяснил разницу между ними в «аль-Фурук». А Аллах знает лучше. 

8.4. Шариат определяет начало месяца в виде очевидного для всех природного явления, которое постигается зрением, чтобы никто не ошибся в своей религии, чтобы соблюдение религии никого не отвлекло от обеспечения его жизненных потребностей, чтобы по этой причине он не занимался тем, что его не касается и чтобы это не привело к сомнениям в религии Аллаха. В таком методе равны все слои населения. Астрономическое же определение начала месяца лишает всех этих положительных сторон Шариата, что очевидного для размышляющего. Шейх Ислама Ибн Таймия изложил это подробнейшим образом в своей работе, приведённой в «Маджму аль-фатауа», 25/134, 136, 139, 141. А Аллах знает лучше. 

Резюме. 

Согласно Шариату, начало месяца определяется либо зрительной фиксацией молодой луны, либо доведением количества дней предыдущего месяца до тридцати. Среди мусульман установилось единое мнение о недопустимости опираться на астрономический расчёт при определении начала месяцев, а разногласие возникло уже позже. И появившееся позже мнение не является абсолютным, но оно ограничено условиями. Кроме того, при его передаче возникают ошибки. Исследователи же и хафизы считают, что возникшее позже мнение является отколотым, отошедшим от пути имамов. А Аллах знает лучше.

wasat-media