Положение дел со свободой совести в Российской Федерации – итоги 2019 года

Положение дел со свободой совести в Российской Федерации – итоги 2019 года

Подводя очередные печальные итоги продолжающегося последние годы системного кризиса реализации свободы совести в Российской Федерации, следует отметить, что они не являются чем-то, вдруг неожиданно «свалившимся с неба». Не стали они и только только лишь результатом некой случайной деятельности чиновников и силовиков, вдруг открывших карьерный «клондайк».

1 часть, прочитать полностью...

Продолжение...

Если вспомнить забытые власть предержащими уроки истории, то изложенные выше (лишь некоторые из очень многих) примеры системных нарушений конституционной свободы совести являются как минимум преступным безумием, направленным на развал многоконфессиональной страны. Нарушения конституционных светскости государства и свободы совести и, как следствие, рост нетерпимости и дискриминации, многократно повышают угрозы безопасности личности, общества, государства и сопряженного с насилием распада федеративной системы России.

Очевидно, что ситуация зашла в опасный и глухой тупик. В современных условиях критическое осмысление и кардинальная реформа правового регулирования, а также системы правоприменения, в сфере свободы совести, являются необходимыми условиями предотвращения масштабных кровавых конфликтов и сохранения многоконфессиональной и многонациональной страны. Для изменения ситуации к лучшему необходима системная работа на основе сотрудничества научных и правозащитных, государственных и неправительственных структур. Позитивные изменения невозможны без отмены упомянутых выше (а также иных) антиконституционных актов и приведения всей правовой системы России в соответствие с принципом правовой определенности и на основе современной юридической техники.

Далее предлагаю некоторые рекомендации по преодолению вышеописанной ситуации системного кризиса реализации свободы совести в современной России.

Пока не поздно, Российской Федерациирекомендуется кардинально реформировать нормы и институты в сфере свободы совести, светскости государства и противодействия нетерпимости:

- закрепить развернутое толкование конституционного принципа светскости государства как мировоззренческого нейтралитета в федеральном законе, а в будущем и в Конституции;

- реформировать внутригосударственный правовой институт свободы совести на основе современных теоретико-правовой модели, международно-правовых принципов и норм, в соответствии с принципом правовой определенности и иными требованиями современной юридической техники;

- отменить ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», попутно восстановив общие для всех общественных некоммерческих объединений демократические механизмы правового регулирования;

- отменить «антиэкстремистское» законодательство (ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», изменения в законодательстве всех уровней, внесенные в связи с его принятием, соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации), а также упразднить «антиэкстремистские» структуры и списки «экстремистских» организаций и литературы;

- упразднить институт государственной религиоведческой экспертизы, в т.ч. Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции Российской Федерации, научно-консультативный Совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков «экстремизма» при министерстве юстиции Российской Федерации, а также экспертные советы при органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации;

- отменить соглашения (договоры) государственных органов различных уровней и религиозных организаций;

- отменить правовые нормы, направленные на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации («Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и пр.);

- упразднить государственный стандарт по специальности (направлению) «Теология», исключить специальность 26.00.01 «Теология» из перечня научных дисциплин Высшей аттестационной комиссии (ВАК);

- отменить введение института войсковых священников в Вооруженных силах России, упразднить должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими;

- обеспечить равные возможности для реализации свободы совести в силовых структурах и в уголовно-исполнительной системе на основе принципа мировоззренческого нейтралитета и противодействия нетерпимости;

- запретить государственным служащим любую публичную демонстрацию мировоззренческих предпочтений (атрибутика, богослужения и пр.);

- отменить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и прекратить незаконную передачу государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям;

- отменить ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»;

- отменить Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» в т.ч. поправки в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», направленные на регулирование «миссионерской деятельности»;

- остановить иные тенденции трансформации законодательства, направленные на ужесточение не правомерного контроля мировоззренческой сферы и способствующие нетерпимости;

- отменить нормы, закрепляющие выходные нерабочие дни в связи с религиозными праздниками, попутно внеся в Трудовой кодекс России нормы, в соответствии с которыми каждый работник может взять один или два выходных дня в любое удобное для него время;

- принять комплекс мер, направленных на совершенствование правоприменительной практики в сфере противодействия нетерпимости;

- прекратить преследования гражданских активистов, выступающих в защиту конституционной светскости государства и международно признанной свободы совести;

- отменить неправосудные решения судов и реабилитировать жертв неправомерных преследований по мотивам мировоззренческой принадлежности;

- привести государственную политику всех уровней в области свободы совести и противодействия нетерпимости в соответствии с Конституцией России, в т.ч. прекратить антиконституционную религиозную политику государства;

- разработать и реализовать комплексную программу, направленную на соблюдение принципов мировоззренческого нейтралитета государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия и противодействия нетерпимости;

- прекратить незаконную застройку природоохранных зон культовыми сооружениями;

- прекратить незаконную передачу религиозным объединениям объектов культуры и природного наследия;

- разработать и реализовать комплексную программу, направленную на реализацию антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;

- обеспечить прозрачность, публичность, информированность общественности относительно области отношений государства с религиозными объединениями;

- привести государственную информационную политику в сфере свободы совести и противодействия нетерпимости в соответствие с конституционными принципами мировоззренческого нейтралитета и идеологического многообразия, прекратить распространение ксенофобских стереотипов через СМИ и массовые коммуникации;

- принять общеобразовательный стандарт «Права человека» для учащихся школ и студентов вузов, включающий проблематику свободы совести, мировоззренческого нейтралитета государства, толерантности, диагностики и противодействия нетерпимости;

- в школе в рамках предметов образовательного стандарта, специальных курсов и факультативов сформировать систему воспроизводства знаний о правах человека, включая проблематику свободы совести, мировоззренческого нейтралитета государства, толерантности, диагностики и противодействия нетерпимости;

- ввести в вузах учебные курсы «Права человека», «Толерантность», «Диагностика и противодействие нетерпимости»;

- ввести на юридических факультетах и в юридических вузах специальные учебные курсы «Свобода совести», «Светскость государства»;

- вести и поддерживать системную просветительскую работу по вопросам свободы совести, светскости государства и противодействию нетерпимости в рамках государственных структур и в обществе;

- реформировать деятельность государственных правозащитных структур в области защиты свободы совести и противодействия нетерпимости;

- аппарату Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации провести серию экспертных мероприятий с целью выяснения основополагающих начал Конституции России в сфере свободы совести и светскости государства, которыми следует руководствоваться в своей деятельности всем государственным служащим;

- Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой привести свою деятельность в соответствие со статьей 14 Конституции России, устанавливающей светский характер государства (в частности, расторгнуть договоры с мировоззренческими объединениями, включая РПЦ МП);

- также сотрудникам аппарата и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации ознакомиться с правилами современной юридической техники, включая принцип правовой определенности, для дальнейшего их использования в своей повседневной деятельности.

Прочитать полностью продолжение...