Пока только в Москве призвали совершить праздничный намаз ид аль Фитр в домашних условиях
Власти Москвы рекомендовали верующим мусульманам, совершить праздничную молитву в честь Ураза-байрама (Ид аль-Фитр) в домашней обстановке. Соответствующая рекомендация содержится в письме и.о. главы Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Ивана Петрова, которое было направлено столичным префектам.
Глава департамента попросил руководителей округов через соответствующие организации донести до трудовых мигрантов, в особенности, прибывших из стран Центральной Азии, информацию о “действующих ограничениях и особенностях проведения праздника”, который состоится 10 апреля.
В предыдущие годы праздничный намаз организовывался на шести площадках – в четырех мечетях (Соборной, Исторической, Мемориальной и «Ярдям») и на территории двух альтернативных площадках («ПКиО «Сокольники» и Центр технических видов спорта «Москва»). Где в этот раз будет организовано празднество – пока неизвестно.
Петров напомнил, что праздничная молитва из мечетей будет транслироваться в режиме онлайн.
“Верующим рекомендуется совершить праздничную молитву в домашних условиях […] Особое внимание полагаю целесообразным уделить информированию иностранных граждан, прибывших из стран Центрально-Азиатского региона”, – сказано в документе. [Исламнюз].
Московские чиновники прямым текстом (в письме префектам) рекомендуют мусульманам совершать предстоящий 10 апреля праздничный намаз дома, втихаря, или по интернету. Видимо, чтобы никого не беспокоить и органам-службам не добавлять работы. Это называется - дают понять, что им бы самим хотелось. В полном противоречии со здравым смыслом и законными правами верующих, при полном игноре однозначных религиозных предписаний.
Эта молитва-намаз по определению коллективная. Согласно ханафитскому мазхабу, которого придерживаются татары, башкиры, выходцы из Центральной Азии и часть кавказцев (тот самый наш «традиционный Ислам»), только так (оффлайн!) и делается. Собрание верующих для праздничного намаза - обязательное условие.
У шафиитов (Чечня, Ингушетия, почти весь Дагестан) допускается индивидуально на крайний случай (в смысле, что намаз примется), но очень желательно, конечно, с народом и прослушиванием проповеди.
Раньше в мусульманских регионах при возможности торжественную молитву проводили не в мечетях, а на открытом пространстве, чтобы собрать в одном месте как можно больше верующих. Смысл этого праздника и намаза как его стержня – в единении.
По каким таким причинам надо теперь в Москве делать дома? Пусть объяснят, что за чрезвычайность, если она есть. Не хотят после «Крокуса» раздражать горожан и гостей столицы видом нерусских масс?
А пока считаем, что чиновники просто признают полное фиаско с созданием нормальных условий для коллективных молитв приверженцев Ислама - мечетей крайне мало, новые строить не дают, молельные дома «по европейскому образцу» закрывают, достаточных площадок, чтоб не было всем мешающих толп, не обеспечивается и т.д.
Вот и нашли «выход» - пусть поменьше собираются вместе с другими единоверцами, пусть дома поклоны бьют сам на сам; еще можно всё провернуть онлайн, как во время короновируса, а также пусть «хозяева» (работодатели) не разрешат «гастарбайтерам» ходить в мечеть на праздник (у них же трудовой патент, а не молельный), и вуаля!
Вдруг прокатит, и проблема нехватки мечетей и столпотворений в дни мусульманских праздников таким «хитрым» образом рассосется. А, может, вообще весь Ислам со временем уйдет по домам и в виртуальное пространство. Тогда и население больше не будет возмущаться пробками и начальство за ноу-хау отметит.
Рубрика "нам пишут" (из Москвы): "Руководство рынка московского Садовод (после теракта) уведомили работников о необходимости всем побриться. У (близкого родственника - НМ) сегодня ихних таджиков с бородой не пускали в общежития".