Победа «Талибана» и молчаливая реакция мусульман России
Триумфальная победа движения «Талибан» (запрещено в РФ) обнажила новую и неожиданную проблему: на Среднем Востоке возникло исламское государство, которое открыто провозгласило намерение выстраивать политику в соответствии с нормами шариата. Столь стремительное изменение геополитической ситуации на Среднем Востоке, когда одна из крупных стран в этом регионе сменила политический режим со светского на подчеркнуто религиозный, вызвало неоднозначную реакцию в среде российских мусульман. Дело в том, что «Талибан» в своей идеологической доктрине придерживается ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы), точно такого же, что и мусульмане Поволжья, Крыма и большей части Северного Кавказа, при этом опирается на ашаритско-матуридитсткую догматику, аналогичную той, что придерживается большинство российских мусульман.
К тому же «Талибан» близок к суфийскому братству «Деобанди», т.е. перед нами не ваххабиты, коими, например, являются «ИГИЛ» и «Джебхат ан-Нусра» (обе в России признаны террористическими организациями), а самые, что не на есть ханафиты. И на уровне религиозной доктрины они идентичны мусульманам России. Пикантность ситуации в том, что российское исламское духовенство не может оппонировать «Талибану» с точки зрения вероучения, как это делалось в отношении террористических группировок в Сирии. Отсюда и та неопределенность в реакции: вроде как власть в Афганистане взяли те, с кем российские мусульмане идейно близки в теории, однако на практике модель государства (исламский эмират) и общества, предлагаемая талибами, вызывает диссонанс у российских мусульман, привыкших жить в светском государстве.
В этой связи показательна непоследовательная реакция советника Главы Чечни по религиозным делам Адама Шахидова, который на комментарий о талибах на своей странице в Instagram написал (https://lenta.ru/news/2021/08/18/del/) следующее: «Матуридиты-ханафиты всегда красавчики». Правда, затем этот комментарий был удален. Частично это можно объяснить тем, что Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал происходящие события в Афганистане «очередной аферой США против мусульман» и призвал «готовиться к худшему». Впоследствии Шахидов дал пояснение (https://www.instagram.com/p/CSmVaCdIGVV/): «Если талибы докажут, что они антисалафиты и что они против ваххабитов-экстремистов, то их тоже поддержу, потому это наш путь».
Позицию «татарских» муфтиятов России можно назвать молчаливой: никто из них никак не высказывал своего мнения по ситуации в Афганистане. Единственный, кто решился прокомментировать (https://pdmnews.ru/22493/) повестку, был муфтий Москвы в составе ДУМ РФ Ильдар Аляутдинов: «Пока что, наверное, каких-то точек соприкосновения мы для себя не видим. Я не вижу каких-то моментов, где мы можем какой-то опыт перенести или что-то можем перенять». И эта точка зрения очевидно отражает настроения в среде всех татарских муфтиев, абсолютное большинство которых предпочло публично не реагировать на победу «Талибана». Даже муфтий ДУМАЧР Нафигулла Аширов, который в 2001 году пытался оправдать разрушение талибами статуй Будды в Бамиане, соблюдает информационную тишину.
Выжидательная реакция мусульманского духовенства России, предпочитающего промолчать, чем высказаться четко и определенно, схожа с реакцией светских властей России, которая носит крайне осторожный характер. Тут нет ни однозначного ликования по случаю свержения проамериканского правительства Афганистана и победы талибов, ни осуждения таких перемен в этой стране. Несмотря на схожесть с «Талибаном» в догматике, российские муфтии стараются не совершать опрометчивых высказываний, поскольку в глазах всего мира режим талибов – это символ архаизации, ассоциироваться с которым никто не желает. А привычная антиваххабитская риторика в данном случае совершенно неуместна, поскольку талибы – не ваххабиты.
Муфтий обеспокоен влиянием талибов на мусульман Средней Азии
Российские мусульмане обеспокоены тем, что в составе движения «Талибан»* есть представители мусульманских народов Средней Азии, так как это может расшатать ситуацию в регионе, сообщил РИА Новости председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов.
«Ситуация беспокоит многих людей сегодня, и пока окончательно давать оценку сложно, исходя из мнений экспертов, поскольку нет никакого понимания, какой курс займет это движение, запрещенное в России, «Талибан»*, по факту уже сегодня вставшее у руля большой страны. Беспокоит, конечно, то, что в рядах этой организации есть представители народов Средней Азии, исповедующих ислам – из Узбекистана, Таджикистана, других регионов. Есть опасения, не будет ли это использовано для дестабилизации ситуации», – сказал муфтий.
Предпринимать шаги для формирования отношения к происходящему, подчеркнул он, нужно совместными усилиями в рамках ОДКБ, ШОС и ЕАЭС. «Мониторить ситуацию, проводить анализ, совместными усилиями широкого гражданского общества проводить профилактическую работу и ни в коем случае не допускать на территорию России лиц, которые занимаются преступной деятельностью – это должно на корню пресекаться», – отметил Крганов.
Духовное собрание мусульман России, тем не менее, не выносило фетв (богословских заключений) в отношении вероучения «Талибана»*. «Такой необходимости нет, поскольку мы не можем издавать фетву относительно другого государства. Мы можем для наших граждан, для верующих нашей страны, давать разъяснения по тому или иному вопросу, исходя из аятов Корана и сунны пророка, но пока такой необходимости реальной нет», – добавил глава собрания.
* Запрещенная в России террористическая организация