Откладывание возмещения поста в Рамадан до наступления следующего Рамадана

Откладывание возмещения поста в Рамадан до наступления следующего Рамадана

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Ученые единодушны в том, что мусульмане обязаны возместить те дни из Рамадана, что не постились, до наступления следующего Рамадана.

Свое мнение они обосновывали хадисом, который передала ‘Аиша, да будет доволен её Аллах. Она сказала: Иногда бывало так, что я оставалась должна вернуть долг за пропущенные дни поста в рамадан, однако я могла сделать это лишь в Ша‘бане, из-за служения Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует[1].

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: Из стремления ‘Аиши вернуть долги в Ша‘бан становится понятно, что откладывать возмещение поста до вхождения следующего Рамадана запрещено.

Возмещение некоторых дней поста предыдущего рамадана, до наступления следующего, могло быть отложено в двух ситуациях.

Первая: Когда откладывание было по уважительной причине. Например, из-за болезни, которая продолжалась до начала следующего рамадана. В этом случае на верующем нет греха, так как он отложил возмещение поста по уважительной причине, и он обязан будет только возместить те дни, которые еще не возместил.

Вторая: Когда верующий (верующая) отложил возмещение пропущенных дней поста без причины. Например, когда человек мог возместить их, но не сделал этого до наступления следующего рамадана. В этом случае человек совершил грех, так как не возместил то, что был обязан возместить до срока без уважительной причины. Ученые-богословы единодушны в том, что этот человек должен возместить пропущенные дни поста. Однако относительно искупления – должен ли он дополнительно кормить за каждый пропущенный день бедняка или нет – они разногласили.

Имам Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад считали, что он дополнительно обязан за каждый пропущенный день кормить бедняка. В доказательство своего мнения они приводили предания от некоторых сподвижников, как Абу Хурайра и Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими Аллах.

Абу Ханифа, да помилует его Аллах, считал, что такой человек не обязан наряду с возмещением еще и кормить бедняка. В подтверждение своего мнения он сказал, что Всевышний Аллах велел тому, кто разговелся в рамадан, только возместить пост этого дня, и ничего не сказал о кормлении бедняка. Сказал Всевышний Аллах:

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время[2].

Второе мнение избрал верным имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, и указал на это в своем сборнике Сахих: Ибрахим ан-Наха‘и сказал: „Если (верующий) допустил упущение (не возместил дни поста, оставшиеся от предыдущего рамадана), пока не пришел следующий рамадан, то он соблюдает пост двух рамаданов", и он не считал, что следует кормить (бедняков). Передается от Абу Хурайры и Ибн ‘Аббаса, что они считали, что следует кормить. (Аль-Бухари сказал: „) Аллах не упомянул о кормлении, а только: „…столько же дней в другое время".

Шейх Ибн ‘Усеймин подтверждает необязательность кормления и говорит: «Что касается слов сподвижников, то обоснование их мнения спорное, так как оно противоречит ясному кораническому тексту. Обязательство кормить бедняков противоречит Корану, так как Всевышний Аллах обязал только возместить столько же дней в другое время и не более этого.

Поэтому, рабы Аллаха обязаны совершить только то, что стало обязательным посредством доказательства, верного. Предания о мнении Абу Хурайры и Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, можно рассматривать только в качестве желательных действий, но не обязательных. Верным в этом вопросе является мнение о том, что человек не должен совершать более простого возмещения, однако то, что он отложил возмещение, делает его грешным»[3].

Таким образом, человек обязан только возместить пропущенные дни поста, но если он из предосторожности за каждый пропущенный день поста накормит одного бедняка, то это будет лучше.

Поэтому, отложив возмещение пропущенных дней поста без уважительной причины, то следует покаяться Всевышнему Аллаху и вознамериться не совершать подобного впредь.

Просим Всевышнего Аллаха содействовать нам в совершении того, что Ему любо, и чем Он доволен.

А Аллах знает лучше.

_______________________________________________

[1] Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари, хадис № 1950; ан-Найсабури М. Сахих Муслим, хадис № 1146.

[2] Благородный Коран. Сура Корова 2:185.

[3] Аль-‘Усеймин М. Аш-шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 451.

islamqa

Имамы единодушны в том, что пропущенные дни Рамадана необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан

В доказательство они приводят хадис от Аиши, которая сказала: «Бывало, что я пропускала дни Рамадана, которые я могла восполнить только в месяце Ша’бан — по причине занятости посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Хадис передали аль-Бухари (1950) и Муслим (1146).

Аль-Хафиз сказал: «Из ее стремления восполнить пост в Ша’бане мы понимаем, что не дозволено откладывать это до начала следующего Рамадана».

Если человек откладывает восполнение пропущенных дней поста до следующего Рамадана, то это означает одно из двух:

Первое: обоснованное откладывание, например продолжительная болезнь, длящаяся вплоть до наступления следующего Рамадана. В этом случае на нем нет греха в откладывании, поскольку у него есть оправдание, и он должен всего лишь восполнить пропущенные дни поста.

Второе: необоснованное откладывание, когда, имея возможность восполнить пост, он не сделал этого вплоть до наступления следующего Рамадана.

Необоснованное откладывание является грехом. Имамы единогласны в том, что он должен восполнить пропущенные дни, но их мнения разделились насчет того, должен ли он наряду с этим еще накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста.

Имамы Малик, аш-Шафии и Ахмад считали, что он должен накормить бедняка. Они обосновывали свое мнение тем, что это передается от некоторых сподвижников, среди которых Абу Хурейра и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах.

Имам Абу ханифа считал, что кормить бедняка не обязательно. Он ссылался на то, что Всевышний Аллах обязал того, кто пропустил пост в Рамадане, восполнить его, но ничего не сказал о кормлении бедняка. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран, 2:185). См. «аль-Маджму’» (3/366) и «аль-Мугни» (4/400).

Второго из двух этих мнений придерживался и имам аль-Бухари, который сказал в своем «Сахихе»: "Ибрахим (ан-Нахаи) сказал: «Если человек пренебрег (восполнением пропущенного поста) вплоть до наступления следующего Рамадана, то он должен восполнить пропущенные дни». Но он не считал, что нужно еще накормить бедняка. В сообщении мурсаль от Абу Хурейры и Ибн Аббаса передается, что он должен накормить бедняка". Затем аль-Бухари сказал: "Но Аллах не упомянул кормление бедняка, когда Он сказал: «пусть постится столько же дней в другое время»". Конец цитаты.

Шейх Ибн Усеймин, отмечая отсутствие обязанности кормить бедняка, сказал: «Что касается слов сподвижников, то принятие их в качестве довода является темой дальнейшей дискуссии, если они идут вразрез с очевидным смыслом Корана. Здесь вменение в обязанность кормление бедняка противоречит явному смыслу Корана, поскольку Всевышний Аллах обязал поститься столько же дней в другое время, но ничему не обязал сверх этого. Поэтому мы не должны требовать от людей то, чего не требует от них Аллах. Сообщение, переданное от Ибн Аббаса и Абу Хурейры, да будет доволен ими Аллах, можно истолковать как нечто желательное, а не обязательное. Правильным мнением в этом вопросе является то, что он не обязан делать что-либо сверх восполнения пропущенных дней поста, но он совершает грех, откладывая это». Конец цитаты из «аш-Шарх аль-Мумти’» (6/451).

Исходя из вышесказанного, обязательным является лишь восполнение поста, а если он, проявив предосторожность, еще и накормит бедняка за каждый пропущенный день, то это хорошо.

Возмещать пост можно вплоть до наступления следующего Рамадана. Человек может возместить пост в любой день на протяжении этого срока. Возмещать можно как по отдельности, так и все дни друг за другом.

Запрещено откладывать возмещение поста на время после следующего Рамадана, если только у человека нет уважительной причины.