От Находки до Калининграда: Флаг 100-летия ТАССР будет пронесен по всем федеральным округам

От Находки до Калининграда: Флаг 100-летия ТАССР будет пронесен по всем федеральным округам

Заместитель премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев приехал на эстафету торжественной церемонии чествования флага 100-летия образования ТАССР в Кемеровской области

Василь Шайхразиев напомнил собравшимся, что флаг 100-летия ТАССР посетит все федеральные округа Российской Федерации, от восточной точки (Находка, Приморский край) до западной (Калининград, Калининградская область). Традиционно Председатель Нацсовета рассказал о плане деятельности Всемирного конгресса татар на 2020 год и призвал руководителей общественных организаций к плодотворному сотрудничеству. Кроме того, Василь Шайхразиев напомнил аудитории о важности переписи населения - 2020. В качестве напутствия он привёл слова Президента Татарстана Рустама Минниханова, произнесённые на XIV форуме «Деловые партнеры Татарстана»: «Нам чужие не нужны, но свои пусть будут подсчитаны».

В Кемеровской области заместитель премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев принял участие на эстафете торжественной церемонии чествования флага 100-летия образования ТАССР. Мероприятие прошло в ДК имени Маяковского в городе Прокопьевск. Соотечественников приехал поприветствовать и глава города Андрей Мамаев. Начало эстафете был дан в конце января в городе Улан-Удэ.

Председатель Нацсовета ознакомил присутствующих с планом работы Всемирного конгресса татар на 2020 год и призвал руководителей общественных организаций работать, используя положительный опыт друг друга. Василь Шайхразиев подчеркнул, что общественные организации должны дойти до каждого татарского человека.

Власти Кузбасса рассмотрят возможность проведения Федерального Сабантуя в регионе. Об этом сообщил губернатор Сергей Цивилёв на встрече с председателем Национального Совета Всемирного конгресса татар, заместителем премьер-министра Татарстана Василем Шайхразиевым.

Губернатор рассказал, что в Кузбассе проходит много национально-культурных мероприятий благодаря активной позиции татарской общины. Так, в 2019 году в Прокопьевске прошёл областной национальный татаро-башкирский праздник «Сабантуй-2019».

Возможно ли без Ислама сохранить татарскую нацию и Татарстан

В преддверии очередного съезда Всемирного конгресса татар в ряде татарстанских средств массовой информации, вещающих на весь российский интернет, вновь возникли дискуссии о том, «как обустроить татар».

Татары, согласно историческим источникам в 16-17 веках принадлежали к элите Российского государства. Документы Московского царства, в частности, писцовые книги свидетельствуют, что татарские князья только в Московском уезде владели обширными землями, а еще в первой половине 17 века в самой Москве, в Белом городе проживали десятки представителей татарской знати, находившейся на государственной и военной службе. Татарская знать занимала важнейшие посты в Российском государстве и в рядах армии.

Ситуация начала кардинально меняться после принятия Соборного уложения 1649 года и развёртывания политики вытеснения мусульманской служилой знати из общественной жизни, точку в которой поставила ликвидация сословия служилых татар Петром I в начале 18 века.

Тогда, когда институт татарской элиты был ликвидирован, ее функции во многом, но далеко не во всем перешли к носителям религиозного знания – «хазратам», чье название уже свидетельствовало о том, что их положение – это положение «шишки на ровном месте». Они хоть чем-то выделялись из серой массы простого крестьянства.

Двадцатый век поставил татар совершенно в иное положение. Было провозглашено равенство всех этносов, населявших СССР, и во многом оно было реализовано, но ценой этому было следование в русле национальной политики Коммунистической партии Советского Союза, официальной целью которой было создание новой исторической общности – «советского народа», в чем коммунисты, надо признать, изрядно преуспели.

Тоталитарная система сделала главное, на что не решились в свое время царские власти – сменили арабский алфавит, на котором существовало все духовное наследие татар на кириллический, одним махом отрезав массы народа от его письменно зафиксированного прошлого. Этим дело не ограничилось. В ходе языковой реформы был сконструирован татарский новояз, «очищенный» от «иностранных заимствований» — слов арабского и персидского происхождения, которые были, прежде всего, связаны с духовной сферой, прежде всего с исламом.

Вся национальная культура – «народная по форме, социалистическая по содержанию», как завещал «Великий Ленин», была создана с нуля и туда «не взяли» ничего из того, что было связано с религией. Зато очень усердствовали, особенно энтузиасты «национального татарского театра» в постановке антирелигиозных пьес, где все, что было связано с верой, выставлялось в неприглядном, отталкивающем, в лучшем случае, смешном виде.

Именно тогда функции «элиты» перешли от поголовно уничтоженного институционализированного царской властью «мусульманского духовенства» к представителям «творческой интеллигенции» — писателям, музыкантам, актерам. Эти люди воспроизводили культурный дискурс, но сам дискурс был «социалистический по содержанию», и иного быть не могло. Другому в советских театральных, музыкальных, литературных вузах, в каждом из которых были кафедры научного атеизма и марксизма-ленинизма, не учили.

Ведущей, направляющей и организующей силой для этой новой «элиты» был социалистический реализм, прославлявший строительство первого в мире государства рабочих и крестьян, в том числе и на национальных языках.

Вся современная татарская культура – это новодел времен развитого социализма. Тогда копировалось все, вплоть до пьянства, которым отличались «творческие люди». Как откровенничает в своем интервью «народный артист РФ и РТ», актер театра им. Камала Азгар Шакиров: «Нам во времена молодости внушали: чем человек талантлив, тем он больше пьет. В те времена талантливый человек вступал в противоречие с государством, поэтому считали, что он обязательно пьет. Он видит недостатки жизни, поэтому пьет. Мы, глядя на великих российских артистов, тоже старались на них походить». А ведь уже старый человек. И не стесняется заявить о таком на весь Рунет. Вот такие они – представители современной татарской «элиты».

В любом традиционном социуме лицедеи и платные клоуны всегда считались отбросами общества. Их не сажали с собой за один стол добропорядочные граждане. А сейчас эти люди за неимением истинных интеллектуалов берут на себя смелость быть выразителями «интересов нации». И вот наступили новые времена. И что мы видим? Кто занимается возрождением народа?

Все те же бывшие партийные начальники, которые в свое время клялись быть верными делу Коммунистической партии и Ленина, а теперь вдруг ставшие «национальными лидерами» и клянущиеся в верности «нации». Так когда они были искренними? Когда им вручали партбилеты с профилем Ильича или сейчас, когда после «подвисания» вопроса о продлении Договора с федеральным центром на кону оказались немалые финансовые «ништяки»?

Эти люди, играющие по номенклатурным правилам теперь наряду с «артистами» считаются национальной «элитой». Они – в большинстве своем хитрые выходцы из татарских деревень мечтают о том, чтобы сохранить статус-кво. Но статус-кво заключается в том, что большинство татар никак не ощущает, что у них есть своя республика.

Более того тот суррогат, который называют современной татарской культурой и который не стесняется демонстрировать канал «ТНВ-планета», оставляет впечатление глубокой провинциальности всей этой квазигосударственности. Хитрость, как говорится, ум дураков, и те, кто «в теме» в два счета ее раскусят.

Ставка на национализм постсоветского формата – позавчерашний день, но у бывших советских провинциальных чиновников больше в голове ничего не вмещается. Ответ, как всегда приходит со стороны. Самые ярые противники нынешнего особого положения Татарстана в российской ассиметричной федерации – русские националисты прямо указывают в своих текстах, кого они считают главным врагом «фундаментальной русской победы» — конечно же, ислам. Ведь только ислам помог татарскому этносу сохраниться и оформиться в рамках Российского государства, а его исключение из национальной жизни татар сделало возможным успех естественной ассимиляции.

В конце концов культура — это не только песни, пляски, театр и язык (вернее – новояз made in USSR), но и модель поведения свойственная людям. Основа модели поведения мусульманина – это исламский адаб и ахляк, которого так не хватает современным татарам. Настоящая татарская тысячелетняя культура имеет под собой исламскую основу. Это основа цивилизации и заменить ее псевдокультурой, «слизанной» у тех, кто, отрицая национальную самобытность, насаждал культ нового человека – путь в небытие.

Именно в возрождении ислама – залог выживания татарской нации. Именно этого боятся идеологи и практики великодержавного шовинизма и гегемонизма.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

islamnews

Кремль отслеживает поползновения татар

В этом месяце директорам школ по всему Татарстану приказали наполовину сократить количество уроков татарского языка — с четырех до двух.

Эта директива была издана спустя два года после того, как Кремль лишил 85 областей, республик и территорий Российской Федерации права самим принимать решения о включении в школьную программу уроков регионального языка.

Продолжающееся ослабление языковых прав спровоцировало волнения в этой богатой ресурсами республике, которая расположена по обоим берегам Волги в 800 километрах к востоку от Москвы.

Полиция штрафует, задерживает, допрашивает и обыскивает татарских активистов, включая руководителей некоммерческого Всетатарского общественного центра. Связано это с тем, что активисты требуют надежнее защитить татарский язык и культуру. Одного активиста, который устраивал одиночные пикеты возле правительственных зданий, по распоряжению суда за последние два года дважды отправляли на 30-дневное лечение в психиатрическую больницу. Это наказание живо напоминает тактику советских времен.

Руководитель Всетатарского общественного центра Фарит Закиев говорит, что татарские лидеры опасаются за будущее своего языка и за права своей общины, возлагая вину непосредственно на Кремль.

«Действия Путина приведут к прямо противоположному результату, а не к тому, чего он хочет», — предсказывает Закиев, отмечая, что чем больше Путин будет притеснять татар, тем больше татары будут обижаться на Москву.

После распада Советского Союза татарский центр в 1992 году помог провести референдум о независимости, за которую проголосовали 62% его участников.

Полную независимость Татарстан не получил, но в 1994 году он заключил договор с тогдашним президентом России Борисом Ельциным, по которому республике была предоставлена обширная автономия, в том числе, исключительные права на природные ресурсы и на сбор налогов.

За 20 лет нахождения у власти Путин безжалостно ослаблял возможности региональных правительств по защите местных языков, истории и культуры. Он подписал серию законов о национализации процесса издания учебников по истории и потребовал, чтобы у всех местных языков письменность была на кириллице, как у русского языка.

Согласно положениям закона, который покончил с обязательным изучением региональных языков, ученикам теперь приходится просить о проведении факультативных занятий по таким региональным языкам как татарский. Москва утверждает, что русские не обязаны изучать язык, который не является для них родным — даже в тех местах, где они составляют меньшинство.

Этот закон особенно уязвил татар, которые являются второй этнической группой в России, составляя четыре процента от общей численности населения. На татарском языке говорит около 50% 4-миллионного населения Татарстана. Всего в России 5,3 миллиона татар, и около половины из них живут в Татарстане, где процветает экономика благодаря его собственной нефтяной компании и военным авиастроительным предприятиям, а также новому парку информационных технологий, построенному на окраине республиканской столицы Казани.

«Путин думает, что своей политической карьерой он обязан борьбе с этими проблемами, и они имеют для него первостепенное значение, — сказал бывший спичрайтер Путина Аббас Галлямов, ныне работающий в Москве политологом. — Когда возникают такие проблемы, он сразу начинает действовать, причем порой без всякой на то необходимости».

Опасения Путина носят глубокий личный характер, отметил Галлямов. Как-то раз он назвал распад Советского Союза «величайшей трагедией ХХ века». И он не забыл о попытках Татарстана и Чечни получить независимость от Москвы, когда около 30 лет назад разваливался Советский Союз.

При Путине Кремль видит в этническом многообразии потенциальный источник распада страны и настаивает на большей централизации. Об этом рассказала Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики при Высшей школе экономики в Москве.

«Они не понимают ценность многообразия и гибкости, думая только о контроле и об отсутствии такового», — сказала она.

Российский закон о языке застал татар врасплох, сказала казанская журналистка Римма Бикмухаметова, освещающая региональные и национальные вопросы. В то время школы в Татарстане требовали, чтобы ученики учили татарский язык по шесть часов в неделю. Сегодня родители должны отдельно просить о проведении курса татарского языка для своих детей. Во многих школах нет учителей татарского языка, так как тысячи педагогов после принятия закона были уволены.

«Здесь это был самый мощный момент за последние 10 лет, — сказала Бикмухаметова. — Люди вставали и слушали, что происходит, и были очень обеспокоены».

В Татарстане многие посчитали новый закон прямым нападением. «Словами невозможно передать чувства возмущения», — заявил первый президент постсоветского Татарстана Минтимер Шаймиев. Шаймиева в Татарстане глубоко уважают. Он три срока пробыл на посту президента, и все это время активно отстаивал автономию.

Генеральная прокуратура периодически устраивает проверки в школах республики, принуждая их к исполнению федерального закона.

Между тем активисты на себе испытали гнев и ярость местной полиции. В январе Закиева, выросшего на востоке Татарстана в маленькой двуязычной деревне, вызвали в полицию для обсуждения «нарушений» на ноябрьской демонстрации, в которой он принимал участие. Закиев вызов проигнорировал.

Будучи членом Всетатарского общественного центра с 2002 года, он помогает организовывать протестные мероприятия, который вызывают все более жесткую реакцию со стороны властей. Их участников задерживают и штрафуют.

Закиев, который изучал авиастроение и работал на крупном советском предприятии по производству грузовиков и производственного оборудования, обеспокоен тем, что молодые татары уделяют недостаточно внимания своей культуре.

Когда есть возможность, большинство родителей предпочитают учить своих детей английскому языку вместо татарского. Его дочь говорит со своими детьми по-татарски. А вот его сын-инженер «просто не понимает, что мы можем потерять свой язык», сказал Закиев.

«Мы, татары, очень толерантные люди», — сказал он, предлагая гостям миску со свежим медом из татарской деревни и кофе. Но из-за такой толерантности, добавил Закиев, татарский народ очень легко можно притеснять.

Политолог Галлямов, служивший в региональной администрации соседнего Башкортостана, прежде чем стать спичрайтером Путина, предупредил, что нынешняя толерантность может перерасти в будущем в политические проблемы для Кремля.

«Татары долго, очень долго помнят обиды, — сказал он. — Иногда на протяжении жизни поколений»

Теряющий свои корни и духовное начало человек превращает себя и свое потомство в навоз для удобрения других культур. Космополиты, пришедшие к власти в 17 году 20 столетия, отнюдь не желали для народов жизни без веры. Они вознамерились в своей гордыне веру во Всевышнего заменить верой в коммунизм с небожителями верхушки этого учения в лице Троицы: Маркс-Энгельс-Ленин (вскорости Сталин заменил своего "учителя").

Коммунистическая идеология - было и есть учение. Так же как им является Ислам, основа которого вера в Единого Творца, Всевышнего без придания ему сотоварищей, или другое инославие. 

Невозможно в унитарном государстве с единой вертикалью власти шагать своим строем. В начале перестройки, когда Россию распродавали новоявленным отечественным и зарубежным «либеральным олигархам» Минтимер Шаймиев первоначально смог удержать под обращенные восхищенные взгляды российского народа от развала татарстанскую промышленность «мягким вхождением в рынок». Но невозможно жить в России и быть независимым от действий «либерально-демократического» Кремля. Большое количество предприятий в городах Татарстана, связанных с поставками комплектующих из России, рухнули, и работники этих заводов были выброшены в неизвестность.

Колхозы без централизованной вертикали руководства так же распадались. Народ оказался вне коллективных, наемных, рабских колхозных дел, к которым репрессивными мерами приучали шестьдесят лет. …И стал массово в деревнях и городах спиваться без привычной советско-коммунистической идеологии, внедрявшихся в общество через обкомы, горкомы, парткомы, профкомы, комсомол, пионерию, октябрятство. Работники этого огромного идеологического «фронта», бывшие на содержании у государства, также оказались выброшены за борт «новой единой неделимой России».

Когда из федерального центра шла целенаправленная политика православизации, годить Татарстану, как единственному мировому центру татарского народа с возрождением исламских ценностей в обществе целом было нельзя.

Вчерашние коммунисты и комсомольцы, пришедшие к власти Республики Татарстан, все двадцать пять лет перестроечного времени с оглядкой и опаской если что и делали для татарских мусульман, то только с оговоркой «государство отделено от мечети, мы можем только вспомоществовать». Не считая воссоздания в казанском Кремле Мечети Кул Шарифа, власть не построила ни одной новой в центре столицы, но дала землю и разрешение на постройку в исторической части города, кроме восстановления старых, четырех новых христианских храмов!

Власть Татарстана хотела доказать всем и прежде всего самому себе: татарский исламский народ не имеет отношения к светскому государству Татарстан и России. Мусульмане – это татарский народ. Но может ли быть отделен народ, составляющий основу России, от самого государства? Например, евреям в Москве ничто не мешает, никакое отделение нетрадиционной для России иудейской веры. Получив в собственность московскую землю, построили и открыли в 2000 году с участием Владимира Путина, и в то же время без шума и трескотни на всю страну семиэтажный еврейский центр, который для иудеев и евреев имеет первостепенное название: синагога в Марьиной роще. В Москве насчитывается семь действующих синагог.

Насколько наши татары закостенели в отпадении от исламских ценностей, говорит небольшой, но примечательный факт. В 2008 году в Москве во время проведения чрезвычайной конференции действующие руководители Региональной национально-культурной автономии г. Москвы напоминания москвичей-мусульман, что здание Дома Асадуллаева было построено в начале 20 столетия татарским меценатом для татар, исконно известных как мусульмане, и здесь проводились первые Всероссийские съезды мусульман, одергивали с президиума и с мест: «Не надо путать татар и мусульман». Можно ли уважать после этого действующее руководство РТНКА города Москвы?

Во второй раз в истории рубежа 20-21 столетий Казань, столица Республики Татарстан созвала в июне месяце 2011 года Всероссийский Форум исламских деятелей под названием «Милли тормыш hәм дин». Организаторы обозначили название на русском языке - «Национальная самобытность и религия». Слово самобытность более подошла бы к обозначениям самобытная семья (своеобразная), самобытная (оригинальная) культура. Название мероприятия – это стержень всего Форума. К чему было запутывать татар названием «национальное своеобразие» и четко не связать даже это сугубо узкое название с исламской верой? Если мы хотим видеть татар значимой, второй по численности народом России, то следовало бы так и обозначить: «Татарская нация и Ислам.

Хотелось бы надеяться, что татары во власти пришли к пониманию - продолжение, по большому счету, игнорирования роли Ислама в формировании, развитии и сохранении татарского народа грозит катастрофическим падением численности, и в самом недалеком будущем исчезновением нас с территории России. Мы молимся, что наши Шаймиевы, Миннихановы наконец-то осознали, что мусульманский народ не может быть отделен от государства, этот народ и есть само государство.

Во многих исламских СМИ уже прошло освещение работы Форума и выступлений членов президиума второго Всероссийского Форума и делегатов. Я же остановлюсь на выступлении Рината Зиннуровича Закирова, председателя Исполкома Всемирного конгресса татарского народа. Исполком выступил наряду с Управлением президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями организатором Форума.

Ринат Закиров обозначил, как великое достижение татар и Татарстана - День принятия Ислама в Республике впервые в этом году отмечается как Памятная государственная дата. Татарстан здесь слишком сильно запоздал (хотя вертикаль власти во всем остальном действует безотказно). «День крещения Руси или Славянский праздник Кирилла и Мефодия» на государственном уровне проходит более двадцати, если не больше, лет.

«Да, народ возвращается к вере. И здесь, в сравнении с советскими временами за последние двадцать лет произошли впечатляющие изменения»- сказал Ринат Закиров Форуму, когда в президиуме еще сидели Президент РТ Р.Минниханов, Председатель Госсовета РТ Ф.Мухаметшин и другие первые лица Республики и неправительственных общественных организаций, занимающиеся проблемами татарского народа. Не ради укора, для констатации факта, к сожалению, роль Исполкома в этом процессе была катастрофически минимальная. Федеральная автономия, Исполком вопросы возрождения Исламской веры если и ставили, то на самое последнее место.

Духовные управления мусульман, подвижники-хазраты, молодые выпускники зарубежных исламских вузов с большими трудностями, преодолевая огромные препятствия, порой работая ошибочно без тесной связи с общественными татарскими организациями, делали то великое дело, о котором сейчас Закиров говорит - «произошли впечатляющие изменения в деле возвращения народа к вере».

И все-таки я бы не стала употреблять слова «восхищают и впечатляют». Стыдно слушать, потому что не чувствовалось в речи Закирова вины за удручающее состояние татарского народа. Главным для Исполкома «священнодействием» было всегда – Сабантуй. Слов нет, древний земледельческий народ в этом проведении видит, прежде всего, «Праздник труженика земли нашей отеческой». О каком проведении Сабантуя мы бы сегодня говорили, если бы татарский наш народ не выстоял и не сохранился как мусульмане? Изначальная забота о народе со стороны власть имущих: никакие праздники, никакая культура без исламской духовной составляющей в принципе должны быть невозможны.

Если включить в эти июньские дни на весь день радио Татарстана «Яна гасыр», можно услышать бесчисленное множество раз поздравления с прошедшими или предстоящими «С праздниками Сабантуй, татарстанцы, пусть они пройдут у вас бурно, шумно («гөрләп үтсен)»! Звучат далеко не высокого качества песни (можно подумать, что у нас в запрещении красивые голоса и песни любимых народом певцов. В Татарстане не звучат голоса московских артистов, а в Москве отсутствует общедоступное, татарское радио и как всегда - полное отсутствие передач просветительского исламского характера.

Эти «бурные» празднества выливаются в «законное горючее питье», как говорят в народе. Если прогуляться вечером, в пятницу, в конце рабочего дня, например, в городе Лениногорске Республики Татарстан, сразу в после рабочее время, то обнаружишь, что путь к дому многих и многих татар – выписывание кренделей. И так вплоть до понедельника. Для молодежи питье пива – абсолютно «естественное» для них дело.

В том же Лениногорске живут сказочно богатые люди. В понедельник полные контейнеры для бытовых отходов – это сплошь пакеты, набитые стеклянными бутылками разных емкостей из-под водки, пива, это полные контейнеры, состоящие из полутора и двухлитровых «баклашек» из-под пива. Я то думала, что при таком огромном количестве стеклянной тары – их собирают отдельно. Ничуть. Мусоровоз, громыхая и разбивая, вываливает огромную массу стеклотары из контейнеров в общую кучу. Такого безудержного питья не было даже в советские времена. Все это о словах Закирова «о впечатляющих изменениях за последние двадцать лет развития общества в Татарстане».

Обязательное для мусульман употребление халяльной продукции Закиров обозначил в своей речи как «возвращение в жизнь красивой традиции». Напомнил председатель, что есть и другая традиция у татар – это жизнь исламскими приходами (мэхэллэ). Примеров такой жизни в Татарстане приведено не было, но он вспомнил селение Тукай Чувашии, где исламский приход, состоящий из сельчан, узаконил в общую собственность сельскохозяйственные земли без права продажи не членам прихода. Перечислений положительных примеров в самой Республике Татарстан, кроме как о селении Тукай Республики Чувашия, не последовало. Было лишь высказанное наставление имамам о желательности распространении «красивых традиций» тукаевцев.

Как любят наши чиновники употреблять слово «традиции», «традиционный» - хлебом не корми их! Традиция – это питье чая с молоком или без. Но употребление халяльной продукции, жизнь исламскими приходами – это не какие-то там красивые традиции, это основа жизни мусульман. И если власть видит татар мусульманами, она и должна заняться социальным обустройством жизни этих самых мусульман. И пусть жизнь татар-мусульман, основанных на исламском вероучении, инославные обозначают как «красивые традиции». Мы не против.

«В современном мире особо возрастает роль продукции сельского хозяйства и не секрет, что находятся многие, кто хотел бы прибрать к рукам земли народов России. Опыт татарских деревень Средняя Елюзань Пензенской области, Белозерье Республики Мордовии, Шыгырданы Чувашии, Гали Самарской области, Вахитово Республики Татарстан показывает, что отчая земля дает возможность развивать предпринимательство, не ища на стороне удачи в бизнесе». Хотелось здесь, конечно же, услышать перечень еще хотя бы нескольких деревень из самого Татарстана, но, увы… Приведенные в пример деревни – это опять-таки заслуги внетатарстанских татар, но каких? Это деревни с активным миссионерством сильных хазратов и, конечно же, в первую очередь, исламски ориентированных по своей жизни руководителей этих селений. Хазраты Мордовии, Пензенского, Самарского краев, Чувашии не занимаются как в Татарстане ковырянием в своем носу в поисках врагов из среды мусульман, они не ополчаются на молодых студентов, прошедших совершенствование своего образования за границей. Как сказал сильный, харизматичный хазрат Мордовии Рашит Шамильевич Халиков: «Татарская молодежь, совершенствовавшая свое духовное образование в исламских странах, пользуется достаточно большим авторитетом у нашего народа, но чтобы было так, мы, старшее поколение помогаем молодежи. От такого плодотворного взаимодействия выигрывают все, наш татарский народ».

Далее Закиров прошелся по временам советской эпохи, «когда буйно расцвело пьянство». Отметил положительную роль исламского вероучения в практике преодоления алкоголизма. И опять-таки привел в пример селение десятитысячной Средней Елюзани Пензенской области (опять без примеров в Татарстане?), где во всех тридцати действующих магазинах отпала необходимость в продаже алкоголя и пива. Еще в одной огромной проблеме общества фактически неоценима роль Ислама.

Удивительные вещи ведь подытожил Ринат Закиров! На служителей Ислама возложены столько поистине жизненно важных для настоящего и будущего татарского народа обязанностей, что думаешь, почему только сейчас, спустя двадцать лет все это говорится? О великой роли сильных, уважаемых, авторитетных, глубоко просвещенных исламских проповедников, их миссии? Почему мы запрыгиваем в хвост почти ушедшего поезда под названием «великий татарский народ»? В то время как татарская элита, если она есть на самом деле, а не являет собой парад свадебных генералов, должна была быть впереди паровоза этого самого поезда.

Исполком Всемирного конгресса татарского народа, видимо, расписавшись в своем бессилии в деятельности даже не развития, а простого сохранения татарских школ, татарского языка, письменности, татарской истории, воззвал о помощи к этому делу хазратов. Закиров сделал великое открытие: «не будет татарских школ – исчезнут деревни». Школы сотнями и тысячами закрываются на исторических землях татар по всей России. Количество татарских школ – в самом Татарстане (с отсутствием системы ступеней получения татарского образования от дошкольного учреждения до ВУЗов с различными специализациями). Например, в деревне Старый Иштеряк (и других селах) Лениногорского района полную детьми среднюю школу на татарском языке преподавания всех предметов, т.е. полноценную школу, урезали, оставив лишь начальное образование. Уже который год детей из трех татарских соседних деревень везут в четвертую деревню – в школу с русским языком преподавания. К чему эти обращения к имамам? Разве система образования не в ведении государства?

В Татарстане, скорее всего, нет ни исламских приходов, как в селении Тукаево Чувашии, нет ни одной Средней десятитысячной Елюзани без спиртного в магазинах, целая республика с его татарскими властями сумела создать всего-навсего одну «успешно процветающую и развивающуюся» деревню Вахитово. Так еще в самом Татарстане закрываются школы, а значит, и исчезают деревни и татарский народ. Пьянство сегодня среди татар цветет так, как и не снилось советским руководителям с их спаиванием народов.

Хазрат Галимзян Бикмуллин рассказал, как власть закрыла успешно работавшую, полную детьми татарскую школу в одной из деревень Тюменской области и заставила их в морозы и бураны, стужу и холод, грязь и ненастье ездить за многие километры в худосочную русскую деревню, а значит в русскоязычную школу, где детей один-два и обчелся. Хазрат обратился к Федеральной автономии, Исполкому и властям Республики Татарстан: «Это ваши ежедневные, как части государственной власти России, прямые обязанности по сохранению и развитию национального образования татар. Наша обязанность доводить проблемы и чаяния народа до государственных структур, и мы готовы рука об руку, совместно противодействовать сужению ареала татарского народа, противодействовать проводимой на местах антитатарской политике». Выступление Бикмуллина прозвучало во второй половине дня 16 июня, когда президиум после приветственных речей опустел от первых лиц Татарстана, бывшего министра культуры Зили Валеевой, председателя Федеральной национально-культурной автономии Ильдара Гильмутдинова и самого Рината Закирова.

Закиров призвал: «Имамы изучайте татарский язык, а не только арабский и фарсидский». Имамы скорее изучат татарский язык, чем Закиров восстановит (об увеличении даже речи не идет, хотя бы о восстановлении и консервации той численности школ, что были на начало 70-90-х годов) все татарские школы по России. Но пока этого не случится, пока татары будут становиться в русских школах русскоязычными, имамам, чтобы привлекать молодежь, надо в совершенстве овладевать русским языком проповеди и увлекать в Ислам молодежь, независимо от нации, как это делает московский имам Шамиль Аляутдинов.

И последнее. Оказывается в исламских учебных заведениях Казани 30/60/90 процент (по числу заведений) студентов - не татары. Закиров обратился к каждому хазрату, имаму, муфтию, мухтасибу – восьми ста сорока трем исламским служителям: «Если вы будете ежегодно отправлять на учебу в Казань в исламские учебные заведения по одному молодому человеку, то татарские деревни Сибири, Урала обретут татарских проповедников». А разве лучшая картина в самом Татарстане? Во многих селениях нет не то что высокообразованных молодых хазратов - простых, энергичных молодых проповедников, закончивших хотя бы казанские медресе. В настоящее время их заменяют малообразованные, что они иногда и сами понимают, дедушки. Здесь дело даже не в возрасте. Просто у человека на старости лет уже не отпущено времени и возможностей на глубокое усвоение основ Ислама.

Многие делегаты из Татарстана в беседах со мной говорили, что десятки и сотни деревень – не получают должного исламского призыва. Для работы во многих татарских деревнях нет социальных условий. И во всем этом, думаю, «прямая заслуга» первых заместителей Гусмана хазрата - Илдара Файзова, бывшего долгие годы ответственным за исламское миссионерство (призыв или дагват) в Республике Татарстан и Валиуллы Якупова – отвечавшего в свое время за молодежную политику в структуре ДУМ РТ.

Государство находило возможность прокормить огромную армию карьеристов от идеологического коммунистического фронта. Прошедший второй Всероссийский Форум в Казани явственно, отчетливо показал, какие масштабные задачи стоят перед хазратами и государством по сбережению татарского народа. Почему бы государству не создать механизмы по созданию условий для работы хазратов во всех селениях Республики? В то же время должна быть сохранена независимость духовной жизни, свойственная исламскому вероучению.

Наезд на президента неспроста

Президент Татарстана Рустам Минниханов использует для своих поездок частный самолет Falcon 8Х стоимостью 3 миллиарда рублей. К такому выводу пришли сотрудники казанского штаба политика Алексея Навального, которые опубликовали новое расследование.

Перемещения 19-местного бизнес-джета полностью совпали с рабочими и личными поездками главы республики. Так, например, совпали поездки Минниханова и полеты Falcon 8Х в Узбекистан, Словакию, США и ОАЭ, где он посещал гонки «Формулы-1».

В расследовании отмечается, что час обслуживания самолета стоит от 150 до 200 тысяч рублей. Расследователи из штаба предполагают, что Минниханов использует самолет, записанный на крупную компанию, либо платит за обслуживание транспортного средства класса люкс из государственных денег.

По материалам СМИ