Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Определение понятия «ар-ризкъ» (удел)

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем: Всевышний Аллах сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано. Клянусь Господом неба и земли, что это является истиной, подобно тому, что вы обладаете даром речи!» (аз-Зарият 51: 22-23).

Всевышний Аллах также сказал: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок». ат-Табарани в “аль-Аусат” 1560, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 601. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4200.

Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 10/27, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 1151. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2085.

Однако многих мусульман интересует определение понятия «ар-ризкъ», что имеет отношение к нему, касается ли это именно пропитания, или же это включает в себя также имущество, одеяние и все прочее, что достается человеку из благ мира этого?

Чтобы понять это, необходимо обратиться к значению этого термина в языковом и шариатском определении.

Определение понятия «ар-ризкъ»

Следует отметить, что языковое и шариатское определение понятия «ар-ризкъ» одинаковы. Слово «ар-ризкъ» множественное от «аль-арзакъ» применяется к любому благу, которое было даровано человеку Всевышним в мире этом или в мире ином. См. “аль-Муфрадат” 194.

Сказал Ибн Манзур: “ар-Ризкъ – это все, что поддерживает жизнь всякого существа, будь это материальным благом или же духовным”. См. “Лисан аль-‘араб” 10/115.

Итак, «ар-Ризкъ» – это все, что было даровано Аллахом Его творениям, независимо от того, приобрели они это путем заработка, или же не приложив никакого усилия. Со слов Халида ибн ‘Ади (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кому-то досталось от его брата-мусульманина что-то благое без просьбы и желания, то пусть примет это и не отвергает. Ведь поистине, это удел, который направил ему Аллах». Ахмад 4/220, Ибн Хиббан 854, аль-Хаким 2/62. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар, имам аш-Шаукани, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль. См. «Ахкам ас-сугъра» 373, «Тахридж аль-Ихья» 4/255, «аль-Исаба» 1/409, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1005, «ас-Сахих аль-муснад» 333.

Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным». аль-Бухари 3208, Муслим 2643.

Шейх Ибн ‘Усаймин в комментарии к этому хадису сказал: “Слово «ар-ризкъ» в данном случае – это то, чем пользуется человек, и ризкъ бывает двух видов: Ризкъ, который поддерживает тело, и ризкъ, который поддерживает религию. Ризкъ, который поддерживает тело – это еда, питье, одежда, жилье, средство передвижения и тому подобное. А ризкъ, который поддерживает религию – это знание и вера. И в данном хадисе речь идет про оба вида ризкъа”. См. “Шарх аль-арба’ина ан-Науауия” 101.

Одним словом, понятие «ар-ризкъ» является всеобъемлющим, включающим в себя как мирские блага, так и духовные. К этому имеет отношение то, что человек кушает, надевает, приобретает, одним словом все, что он использует во благо себе. См. “аль-Му’джам аль-икътисад аль-ислями” 83.

Как и имущество – это ризкъ, как сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254).

Также и вера – это ризкъ, религиозные знания, благой нрав, праведная жена, все это ризкъ. Как и награда, которой удостоится мусульманин в Судный день также является ризкъом. Всевышний Аллах об этом сказал: «Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (ат-Талякъ 65: 11).

Более того, даже приобретенное запретным способом является ризкъом, однако такой вид ризкъа является запретным и обернется вредом для получившего такой ризкъ. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Слово «ар-ризкъ» означает: то, что сделал дозволенным Всевышний Аллах для раба и даровал ему это. Также под этим словом подразумевается то, чем питается раб. Касательно первого случая – это слова Аллаха: «Которые расходуют из того, чем Мы одарили их» (аль-Бакъара 2: 3). И слова: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254). В данном случае речь идет о дозволенном ризкъе, и к нему не имеет отношение вино и прочий запрет. Второй вид, это то, о чем сказал Аллах: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6). Всевышний Аллах наделяет уделом и животных, однако не описывает их теми, кто владеет чем-то или тем, что Он сделал это дозволенным для них. Ведь на животных нет никакой обязанности. Точно так же и дети, и сумасшедшие, однако их ризкъ не является приобретенным ими или запретным для них. Но, запретным является некоторое из того, чем питается раб, и это также из числа ризкъа, о котором известно Аллаху, что он употребляет его... Запретный ризкъ так же из числа того, что установил Аллаха, и что записали на роду ангелы, и это имеет отношение к тому, что желает Аллаха и творит. Но вместе с тем, это то, что запретил Аллах, и пожирающий запретное заслуживает гнев Аллаха, порицание и наказание в зависимости от заслуженного им”. См. “Маджму’уль-фатауа” 8/545.

Всевышний Аллах сказал: «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и благой удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (ан-Нахль 16: 67).

Всевышний не включил в данном аяте одурманивающие напитки в благой удел, разделив их. Одним словом, Аллах установил два вида ризкъа: дозволенный и запретный, но дал выбор Своим творениям, какой ризкъ они выберут для себя.

К запретному ризкъу имеет отношение как заработанное на запретном, даже если на эти деньги затем были куплены дозволенные продовольствия, так и употребление запретного в основе, как спиртное, заколотое не с именем Аллаха, свинину и т.п.

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талякъ 65: 2-3).

Значения слова «ар-ризкъ» в Коране

Слово «ар-ризкъ» упоминается в Коране сто двадцать раз. См. “аль-Му’джам аль-муфахрас ли-альфаз аль-Къуран аль-карим” 311.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Толкователи Корана упоминали, что слово «ар-ризкъ» в Коране приходит с десятью значениями.

Одно из значений – это «дар», и об этом слова Всевышнего: «Которые расходуют из того, чем Мы одарили их» (аль-Бакъара 2: 3). И слова: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы одарили вас» (аль-Бакъара 2: 254).

Второе значение – это «еда», и об этом слова Всевышнего: «Всякий раз, когда им (обитателям Рая) будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”» (аль-Бакъара 2: 25).

Третье значение – это «завтрак и ужин», и об этом слова Всевышнего: «Они не услышат там (в Раю) празднословия, но услышат приветствие миром. Для них там приготовлен их удел утром и вечером» (Марьям 19: 62).

Четвертое значение – это «дождь», и об этом слова Всевышнего: «В смене ночи и дня, в уделе, который Аллах ниспосылает с неба и посредством которого Он оживляет землю после ее смерти, и в смене ветров есть знамения для людей разумеющих» (аль-Джасия 45: 5).

Пятое значение – это «расходование», и об этом слова Всевышнего: «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (аль-Бакъара 2: 233).

Шестое значение – это «фрукты», и об этом слова Всевышнего: «Каждый раз, когда Закарийя входил к ней (Марьям) в молельню, он находил возле нее пропитание» (Али ‘Имран 3: 37).

Седьмое значение – это «награда», и об этом слова Всевышнего: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Али ‘Имран 3: 169). И слова: «Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (ат-Талякъ 65: 11).

Восьмое значение – это «Рай», и об этом слова Всевышнего: «А удел твоего Господа лучше и долговечнее» (Та ха 20: 131).

Девятое значение – это «посев и скот», и об этом слова Всевышнего: «Скажи: “Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной?”» (Юнус 10: 59).

Десятое значение – это «благодарность», и об этом слова Всевышнего: «Неужели вы не веруете в это повествование и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» (аль-Уакъи’а 56: 81-82)”. См. “Нузхатуль-а’юн ан-науазыр” 324-326.

Есть ли специальная молитва для увеличения своего удела /ризкъ/?

Совершить два рака‘ата молитвы, в каждом рака‘ате которой прочесть хвалу Аллаху один раз, свидетельство о единобожии один раз. Совершая их, дольше пребывать в состоянии поясного и земного поклона, а после молитвы сказать: «О Славный, о Единый, о Щедрый! Обращаюсь к тебе с именем Мухаммада, Твоего пророка, пророка милости, да пребудет с ним и его родом благословение. О Мухаммад, о посланник Аллаха, я посредством тебя обращаюсь к Господу своему, Господу всего и вся, к Аллаху. О Аллах, прошу тебя благословить Мухаммада, его род, прошу тебя о щедрой милости из милостей Твоих, прошу Тебя о разрешении и широком уделе, который бы помог мне исповедовать религию и обеспечивать своих детей»? Есть ли такая молитва?

Ответ: Хвала Аллаху Господу миров.

Во-первых: В достоверной Сунне ничего не известно о специальной молитве для увеличения удела. Молитва, которая описана в вопросе, является нововведением. Нововведением является то новое, которое кто-то, кроме Аллаха, желает внести в Его религию. Нововведение категорически запрещено.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: “Последователи Сунны и единой общины говорят, что каждое слово и действие, которые достоверно не передается от сподвижников, является нововведением. Если бы в подобных делах было благо, то они опередили бы нас в этом. Они не оставили ни одного благого дела, которое не совершили бы раньше нас”. См. "Тафсир Ибн Касир", 7/278-279.

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: “В наше время много нововведений в поклонении. (Несмотря на то,) что основой в вопросах поклонения является их точное следование Корану и Сунне. Ничто не считается узаконенным без доказательства. То дело, которому доказательства нет, считается нововведением. Так как пророк, ﷺ, сказал: «Если кто внесет в это наше дело то, что не относится к нему, то оно (это дело) отвергнуто» (аль-Бухари и Муслим). Видов поклонения, которые практикуют сейчас, и которому нет доказательств, очень много…”. См. "Китабу-т-таухид", 160.

Во-вторых: Слова, которые были приведены в вопросе, в качестве мольбы после молитвы: «Обращаюсь к тебе с именем Мухаммада, Твоего пророка, пророка милости, да пребудет с ним и его родом благословение. О Мухаммад, о посланник Аллаха, я посредством тебя обращаюсь к Господу своему…» - произносить и практиковать запрещено. Так как такое посредничество /тавассуль/ является запрещенным нововведением.

Человек, который взывает к посланнику Аллаха, ﷺ, после его смерти или к другим, уже умершим людям, ради избавления от несчастий и вреда, или ради испрашивания пользы, совершает великое многобожие. Великое многобожие выводит человека из ислама. Такому человеку необходимо искренне покаяться Всевышнему Аллаху.

В-третьих: Есть причины или пути увеличения удела, которые соответствуют Шариату. Будет хорошо, если мы упомянем их здесь, дабы люди оставили пути нововведения и использовали те средства, которые Шариату не противоречат.

1. Обращение к Аллаху с просьбой о прощении. Сказал Всевышний Аллах: «Я говорил: "Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки"» (Сура Нух, аяты 10-12).

2. Поддерживание родственных связей. На это указывает хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Тому, кто желает увеличения своего удела /ризкъ/ и продления жизни, следует поддерживать хорошие отношения со своими родственниками». См. аль-Бухари, 2067 и Муслима, 2557. Имам Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: “Слова: «Увеличения своего удела» - некоторые сказали, что здесь подразумевается благодать (баракат) в уделе”.

3. Многочисленная милостыня. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел"» (Сура Саба, аят 39). Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал слова посланника Аллаха, ﷺ: «Милостыня не уменьшает имущества» (Муслим, 2588). Ан-Науауи сказал: “Упоминаются два разъяснения этих слов. Первое гласит, что милостыня дает благодать в имуществе, является средством оберегания его от вреда. (Таким образом), взамен внешнего уменьшения (имущества) человек получает невидимую благодать, которую можно ощутить. Второе разъяснение заключается в том, что, даже если внешне имущество уменьшилось, награда за милостыню восстановит это и будет намного больше”.

4. Богобоязненность. Сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Сура ат-Талякъ, аяты 2-3).

5. Многократное совершение паломничества /хадж/ и малого паломничества /‘умра/ друг за другом. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сообщил, что посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Совершайте хадж поочерёдно с ‘умрой, ибо, поистине, это удаляет бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех удаляет окалину из железа, серебра и золота». См. ат-Тирмизи, 810. Шейх аль-Албани сказал, что хадис достоверный.

6. Обращение к Аллаху с мольбой. Умм Саляма, да будет доволен её Аллах, сказала, что посланник Аллаха, ﷺ, после приветствия утренней молитвы говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и дела, которое будет принято» /Аллахумма инни асъалю-ка ‘ильмян няфи‘ан, ризкан таййибан уа ‘амялян мутакаббялян/ См. Ибн Маджа, 925. Аль-Албани в "Сахих Ибн Маджа" сказал, что хадис достоверный. А Аллаху ведомо лучше.

Также от Пророка, ﷺ, передаётся такая мольба: «Аллаhумма, аксир мали ва валяди ва барик ли фи ма а’тойтани (ва атыль хайати ‘аля то’атика ва ахсин ‘амали) ва гфирли».

((اللَّهُمَّ أكْثِرْ مَالِي، وَوَلَدِي، وَبَارِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَنِي)) ، (([وَأطِلْ حَيَاتِي عَلَى طَاعَتِكَ، وَأحْسِنْ عَمَلِي،] وَاغْفِرْ لِي))

«О Аллаh, увеличь моё имущество и потомство и дай мне благодать в том, что Ты мне даровал* (и продли мне жизнь в повиновении Тебе и улучши мои дела) и прости меня». Доказательством этому является мольба пророка, ﷺ, за Анаса: «О, Аллаh, надели его богатством и детьми, и даруй ему благодать в том, чем Ты его наделил!» См. аль-Бухари, 1982 и Муслим, 660.

Также от Пророка, ﷺ, передаётся такая мольба: «Аллаhумма, аксир мали ва валяди ва барик ли фи ма а’тойтани (ва атыль хайати ‘аля то’атика ва ахсин ‘амали) ва гфирли»

((اللَّهُمَّ أكْثِرْ مَالِي، وَوَلَدِي، وَبَارِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَنِي)) ، (([وَأطِلْ حَيَاتِي عَلَى طَاعَتِكَ، وَأحْسِنْ عَمَلِي،] وَاغْفِرْ لِي))

«О Аллаh, увеличь моё имущество и потомство и дай мне благодать в том, что Ты мне даровал* (и продли мне жизнь в повиновении Тебе и улучши мои дела) и прости меня». Доказательством этому является мольба пророка, ﷺ, за Анаса: «О Аллаh, надели его богатством и детьми, и даруй ему благодать в том, чем Ты его наделил!» См. аль-Бухари, 1982 и Муслим, 660.

С такой мольбой пророк, ﷺ, обращался за Анаса, как ты написал, а не за себя. Хотя и дозволено обращаться с подобной мольбой, не нужно говорить, что от пророка ﷺ, передается подобная мольба, напротив, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада дневное пропитание». Этот хадис передали Ахмад 2/446, 481, аль-Бухари 6460, Муслим 1055.

asar-forum

Удел

Хвала Аллаху, Наделяющего уделом, Обладающего могуществом, Крепкому. Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем: Знайте, да хранит вас Всевышний Аллах, о том, что имя Ар-Роззак (Наделяющий) является одним из самых прекрасных и совершенных имен Всевышнего Аллаха. Данное имя означает, что каждое пропитание и удел находится в Его руках и распоряжении. Поистине, Он и Его посланник (салаЛлаху аляйхи уа саллям) указали на причины и дела, с помощью которых можно заполучить прекрасный удел Всевышнего Аллаха. Сегодня же нам предоставляется такая возможность поговорить об этом и рассказать, о некоторых из таких причин. Дабы люди, желающие счастья и победы, возвращались к выполнению этих причин и не тратили свое время зря, входя не с тех ворот и находясь в окружении неправильных причин.

1. Вера в Аллаха, праведные деяния и богобоязненность, все это считается главной причиной для получения удела и его благополучия.

"فَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ"

«Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы прощение и щедрый удел». Сура аль-Хадж 50.

2. Богобоязненность, проявляющаяся в оставлении всего того, что запретил Аллах.

"وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ"

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает». Сура ат-Талак 2-3.

3. Искреннее и правильное упование на Всевышнего Аллаха, означающее полное вверение своих дел Всевышнему Аллаху, с абсолютным доверием Ему и взятием причин.

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, родыаЛлаху анху, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха салаЛлаху аляйхи уа саллям сказал: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными». Этот хадис передали имам Ахмад, ат-тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа, ибн Хиббан в своем «Сахихе» и аль-Хаким. Сказал ат-Тирмизи: «Хасан сахих». Сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен» (Талак, 3).

4. Благодарность за блага. Сказал Всевышний Аллах о благодарности: «Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны Мне, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Ибрахим, 7). «Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день. Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (сура Иброгим 32-34).

5. Терпение занимает чрезвычайно важное место перед Всевышним Аллахом. Поистине, терпение - это ключ к радости, утешению и облегчению. Проявление терпения бывает трех видов: в подчинении Всевышнему Аллаху, в удерживании от запретов Его, а также в предопределении с его добром и злом.

"إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُم بِغَيْرِ حِسَابٍ"

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета». (Сура аз-Зумар 10).

Сказал посланник Аллаха: «Как удивительно положение верующего, все его положения являются благом для него, и никому этого не дано, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, то он сразу начинает благодарить Аллаха и это становится благом для него. И если с ним случается горе, а он проявляет терпение, то это становится для него благом» (Муслим).

Ибн Теймия сказал: «Этот хадис охватывает все вопросы предопределения, и чтобы не случалась с верующими рабами Аллаха, то всё оборачивается благом для них». Если будет терпеть то, что не любит и благодарить за всё хорошее и все, что любит. Потому что всё это входит в понимание «иман» (веры). Как сказали некоторые из праведных предшественников: «Иман делится на две части, одна часть - терпение, а другая часть - благодарность», основывая свои слова на аяте Всевышнего Аллаха: «Воистину, в этом знамение для каждого терпеливого и благодарного» (Ибрахим, 5).

Пророк Мухаммад (салаЛлаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах примет дуа человека до тех пор, пока он не просит о грехах в своих дуа, дуа против своих родственников, и пока он не проявляет торопливость». Потом пророка спросили: «Что значит проявлять торопливость?» Он ответил: «Человек просил, просил, а потом сказал «Я просил, и мне не ответил Аллах», и перестаёт делать дуа» (Муслим, от абу Хурейры).

6. Ад-Дуа - это ключ к благам обоих миров. Поистине, Всевышний Аллах не оставляет Своих верующих рабов без ответа. Напротив, Он приказывает и побуждает взывать к Нему одному.

"وَارْزُقْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ"

«Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел». Сура аль-Маида 14

Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: "О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все Вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)! О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!" (Муслим). В этом хадисе: доказательство на то, что Аллах не просто любит, чтобы к Нему взывали со своими нуждами. А Он хочет и желает, побуждает и повелевает Своим рабам делать это, чтобы они обращались к Нему во всех своих нуждах без всякого исключения, будь это еда, одежда, или любая другая вещь, в которой нуждаются рабы, пусть это будет касаться этой жизни или жизни следующей. Должен просить веру, помощи, прямого пути, прощенья, а также облегчения в совершении праведных дел. В этом хадисе доказательство на то, что Всевышний Аллах является Властелином всех царей, Его богатства невозможно пересчитать или представить. Когда Он даёт, то не уменьшается ничего из Его сокровищниц, Он самый щедрый, и Его богатства никогда не исчезнут. Проси Его, ибо для Него нет ничего невозможного! Ведь Аллах сказал: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается». (Йасин 82)

Вот некоторые аяты из Корана и хадисы в которых говориться об уделе каждого:

«Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким». («Рассеивающие», 51:58). Толкование Шейха ас-Саади: Его дары щедры и богаты, и в небесах и на земле нет живого существа, которое бы не питалось этими дарами. Он знает, где Его рабы находят приют и где они ищут пропитание. Его могущество и власть безграничны. Благодаря им Он сотворил земной и небесный миры, благодаря им Он управляет делами во Вселенной и господствует над всем сущим. Его воля непреложна, и поэтому в мире происходит только то, что Он пожелает. Ничто не может произойти вопреки Его воле, никто не в состоянии пошатнуть Его власть, и нет такого места, куда бы не распространялось Его владычество. Он всемогущ, и благодаря Своему могуществу Он обеспечивает творения пропитанием во всех уголках Вселенной. Благодаря Своему могуществу Он воскресит мертвых, после того как их тела истлеют в холодной земле, или их прах будет рассеян ветром по свету, или их останки будут изглоданы дикими птицами и зверями. Где бы ни погиб человек, в далекой пустыне или в бескрайнем море, Аллах не забывает о нем и верно знает, какая участь постигла его тело. Воистину, пречист Могущественный, Крепкий Творец! 

В другом аяте говорится: «Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит». («Румы», 30:40). Всевышний сообщил о том, что только Он творит и ниспосылает пропитание, умерщвляет и воскрешает. Что же касается богов, которым поклоняются язычники и многобожники, то они не способны совершить подобное и не разделяют с Аллахом божественной власти. Почему же люди равняют Аллаха, Единственного Правителя во Вселенной, с теми, кто абсолютно не властен над происходящим?! Пречист Аллах, Который не нуждается в сотоварищах! Многобожники не в силах причинить Ему вред – они лишь взваливают на свои плечи тяжелое бремя.

Всевышний также сказал: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» («Йунус», 10:31). О Мухаммад! Многобожники приобщают к Аллаху сотоварищей, хотя такой поступок не подтверждается никакими доказательствами. Однако они признают Аллаха своим Единственным Господом. Воспользуйся же этим для того, чтобы убедить их в том, что Аллах также является их Единственным Богом. Спроси их: «Кто ниспосылает людям мирской удел с небес и выводит его из недр земли? Кто помогает людям добывать пропитание? Кто сотворил слух и зрение и властен над ними? Эти способности человека являются самыми славными и заслуживают того, чтобы их упоминали в отдельности. Они же подразумевают все остальные способности, которыми наделен человек. Кто превращает мертвое в живое, создает деревья и прочие растения из семян и зерен, превращает неверующего в правоверного, создает птицу из яйца? Кто превращает живое в мертвое, создает на деревьях семена, превращает правоверного в неверующего, заставляет птиц нести яйца? Кто управляет делами высшего и низшего миров? Кто отдает все божественные распоряжения?» Если ты задашь им такие вопросы, то они непременно ответят, что это вершит Аллах. Они признают, что никто не помогает Аллаху творить перечисленные божественные деяния. Поставь же их перед фактом и скажи: «Неужели вы не устрашитесь Аллаха и не станете искренне поклоняться Ему одному, не приобщая к Нему сотоварищей? Неужели вы не отречетесь от идолов, которых вы приравниваете к Аллаху?»

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения (утробы матерей или могилы). Все это записано в ясном Писании». («Худ», 11:6). Всевышний Аллах обязался обеспечивать пропитанием и мирским уделом все живые существа, обитающие на поверхности земли, будь то люди либо животные, обитающие на суше или в воде. Все они получают пропитание от Аллаха. Ему ведомо о местах обитания и проживания Своих творений, а также о местах, куда они направляются и приходят. Все подробности их существования на земле записаны в Хранимой скрижали, в которой содержатся знания обо всем, чему суждено произойти на небесах и земле. Все это изначально было известно Аллаху и записано письменной тростью. Аллах пожелал, чтобы все произошло именно так, как это должно произойти, и чтобы каждое творение сполна получило пропитание. А это значит, что сердца творений должны полагаться на Господа, который обязался обеспечить их мирским уделом, и доподлинно знает о них и их качествах.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек не умрет, пока им не будет исчерпан жизненный удел (ризк), пока не будет закончен жизненный срок (аджаль), пока не произойдет с человеком все, что было предначертано ему». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал : «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семени), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляется ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре вещи, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным». (Аль-Бухари; Муслим).

Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете». («Лицемеры», 63:9-11»). Этот приказ распространяется на обязательные пожертвования, такие как закят, искупительная милостыня, расходы на обеспечение жен и рабов, а также на любые добровольные пожертвования на благие цели. При этом Аллах не стал обременять Своих рабов и не поставил их в затруднительное положение, а всего лишь велел им раздавать часть того, чем Он их обогатил. Он облегчил людям их обязанности и сам же помогает им выполнять их. Посему благодарите Аллаха, Который одарил вас благами, и утешайте своих нуждающихся братьев прежде, чем к вам явится смерть, после которой вы уже не сможете сотворить добра даже весом на одну пылинку. Вот тогда вы станете сожалеть об упущенных вами возможностях и молить Аллаха вернуть вас обратно, говоря: «Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я восполнил бы все упущенное мной и стал бы раздавать милостыню для того, чтобы спастись от наказания и заслужить щедрое вознаграждение. Я стал бы одним из праведников, выполняя все предписания религии, совершая паломничество, творя добро и избегая всего запрещенного». Но с приходом смерти истечет срок исполнения желаний грешников, и они не получат того, к чему стремятся. Поэтому Аллах сказал: «Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы». («Ибpaxим», 14:31»).

О Мухаммад! Вели Моим рабам совершать то, что принесет им огромную пользу. Они должны использовать свой шанс, пока они не лишились такой возможности. Вели им совершать намаз, поклоняясь Аллаху душой и телом, и раздавать богатые и маленькие пожертвования из мирских благ, которыми они наделены. Пусть они выплачивают закят, расходуют средства на содержание тех, кого они обязаны содержать, и раздают другие обязательные пожертвования. А наряду с этим пусть они раздают дополнительную милостыню, ведь очень скоро наступит день, когда человек не сможет восполнить упущенное. В тот день ничто не принесет людям пользы: ни торговля, ни подарки близких друзей и возлюбленных. Каждый человек будет озабочен собственной судьбой. Пусть же рабы трудятся во благо себе и задумываются над тем, что они приготовили на завтра. Пусть они посмотрят на свои деяния и дадут им оценку до того, как начнется величайший суд. «Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его».(«Паук», 29:17).

Вы измышляете ложь, создаете истуканов, нарекаете их божественными именами и призываете людей поклоняться вашим божествам и исповедовать вашу религию. Однако придуманные вами божества не обладают качествами, за которые их следовало бы обожествлять. Они не способны принести пользу или уберечь от зла. Они не властны над жизнью, смертью и воскрешением. Они обладают качествами творений, которые не заслуживают даже крошечной крупицы поклонения или обожествления, потому что божеством может называться только Тот, кого можно попросить о помощи и спасении. Вот почему далее святой пророк Ибрахим призвал своих соплеменников поклоняться Единственному Истинному Богу и сказал: «Ищите пропитания у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте благодарны Ему. Только Всевышний Аллах может ниспослать вам пропитание, потому что только Он помогает Своим рабам заработать на хлеб насущный, предопределяет их земной удел и внимает молитвам людей, которые испрашивают у Него помощи в мирских и духовных начинаниях. Он один заслуживает поклонения, потому что только Он свободен от пороков и недостатков и властен ниспослать благо или причинить вред. Он один управляет Вселенной и заслуживает того, чтобы вы искренне благодарили Его, потому что только Он одаряет творения милостями и щедротами и оберегает их от несчастий и лишений. К Нему вы будете возвращены, и тогда Он воздаст каждому из вас за совершенные им деяния и поведает вам обо всем, что вы утаивали или обнародовали. Опасайтесь же предстать перед Ним многобожниками или неверующими и всеми силами стремитесь приблизиться к Нему, дабы получить Его щедрое вознаграждение». «Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки». («Нух», 71:10-12).

Я увещал их всех вместе, проповедовал истину открыто и вел с ними тайные беседы. Это – свидетельство искреннего, бескорыстного усердия Нуха, стремящегося всеми возможными путями достичь желаемого. Он призывал своих соплеменников не совершать грехи и вымаливать прощение, потому что Господь готов простить каждого, кто покается и будет просить у Него прощения. Нух стремился вдохновить людей на принятие чистой веры, обещая им снисхождение Аллаха, щедрое вознаграждение и избавление от наказания. 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)». А так же Аллах говорит: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи». («Развод», 65:3)

Аллах не только создает для богобоязненных рабов выход из трудного положения, но и ниспосылает им пропитание оттуда, откуда те и не мыслят получить его. Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его покровительства как в духовных, так и в мирских делах. Поэтому правоверный всегда должен полагаться на Аллаха, опираться на Его поддержку и надеяться на то, что Господь поможет ему и убережет его от вреда. И действительно, если человек уповает на Аллаха, то Он устраивает все его дела наилучшим образом. Да и как может быть иначе, если человек приобретает в лице Аллаха Богатого, Сильного, Могущественного и Милостивого Покровителя, Который ближе к Своему рабу, чем кто бы то ни было иной. Однако может случиться, что по Своей божественной мудрости Аллах отсрочит Свою помощь до того времени, когда осуществление задуманного человеком будет иметь больший успех. Поэтому Всевышний сказал: «Аллах доводит до конца свое дело». Это означает, что предначертанное Аллахом должно непременно свершится. Но вместе с тем для каждой вещи установлены срок и мера, благодаря чему ничто не может запоздать или наступить раньше времени.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть (человек), желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками». (Аль-Бухари; Муслим). «Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие». («Женщины», 4:100). Это откровение призывает совершать вынужденное переселение и разъясняет его пользу. Согласно правдивому обещанию Аллаха, каждый, кто переселяется ради Него и стремится снискать Его благоволение, найдет на земле много пристанищ и изобилие. Пристанища подразумевают благополучие в делах религии, а изобилие – благополучие в мирских делах. Многие ошибочно полагают, что переселение разрывает связи, которые прежде были крепкими, обрекает человека на нищету, унижение и тяготы и лишает его былого богатства, могущества и благоденствия. Однако такие представления неправильны, потому что деяния правоверного, живущего среди многобожников, преисполнены множества недостатков. Это распространяется на дела, приносящие пользу как самому человеку (например, намаз), так и окружающим (например, борьба с неверием словом и делом со всеми вытекающими отсюда последствиями). Причина этого в том, что правоверный в таких условиях не может совершать их надлежащим образом. Более того, его в любой момент могут отвратить от религии Аллаха, особенно, если он слаб и беззащитен. Если же он переселится на пути Аллаха, то получит возможность исповедовать Его религию, сражаться с Его врагами и доставлять им неприятности. Он сможет совершать любые дела и говорить любые слова, которые будут раздражать Его врагов. Наряду с этим он сможет насладиться изобилием мирских благ. В жизни все происходит именно так, как обещал Всевышний Аллах. Задумайтесь над судьбой сподвижников, которые переселились на Его пути, покинули родные дома, оставили своих детей и бросили свое имущество. Благодаря этому их вера достигла совершенства, и они обрели твердую убежденность, приняли участие в великом джихаде, оказали поддержку религии Аллаха и стали достойными образцами для подражания для своих последователей. Наряду с этим они покорили много земель и завладели богатой добычей, которая позволила им стать самыми состоятельными людьми на свете. Такая же судьба ожидает каждого, кто следует по их стопам вплоть до наступления Дня воскресения. Затем Аллах сказал, что если человек покидает свой дом и вынужденно переселяется, стремясь снискать благоволение своего Господа, заслужить любовь Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и оказать поддержку Его религии, если человек не преследует при этом никаких корыстных целей и погибает или умирает на этом пути, то он удостаивается вознаграждения тех, кто совершил переселение и добился желанной цели благодаря защите Всевышнего Аллаха. Такой человек имел твердое намерение и даже начал совершать свой благой поступок, и по милости Аллаха он сполна получает вознаграждение, несмотря на то, что он не довел до конца начатое благодеяние. А еще Аллах прощает ему упущения, которые он сделал во время переселения и в других делах. Именно поэтому Аллах завершил этот аят упоминанием Своих прекрасных имен Прощающий и Милосердный. Он прощает правоверным совершенные ими прегрешения, особенно, если они раскаиваются в них и возвращаются на Его путь. Он осеняет милостью всех людей, когда создает их и одаряет их благополучием, богатством, детьми, силой и многим другим. Он проявляет особую милость по отношению к правоверным, когда помогает им обрести веру и наделяет их знаниями, позволяющими им обрести твердую убежденность, и когда облегчает им путь, ведущий к счастью и преуспеянию. Благодаря этому они достигают невероятного успеха и получают возможность увидеть из милостей Аллаха то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа. Мы же просим Аллаха не лишать нас этого блага из-за того зла, которое есть в нас самих.

Предоставление удела (ар-ризк)

Всевышний Аллах говорит о Себе, что Он дарует удел (ризк) Своим творениям: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий могуществом, Крепкий». Сура 51 «Рассеивающие прах», аяты 57-58.

Тафсир ас-Саади (рахимаху-Ллах): "Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а все сущее нуждается в Нем. В любых делах и в любых начинаниях люди и другие твари нуждаются в помощи своего Создателя. Его дары щедры и богаты, и в небесах и на земле нет живого существа, которое бы не питалось этими дарами. Он знает, где Его рабы находят приют и где они ищут пропитание. Его могущество и власть безграничны. Благодаря им Он сотворил земной и небесный миры, благодаря им Он управляет делами во вселенной и господствует над всем сущим. Его воля непреложна, и поэтому в мире происходит только то, что Он пожелает. Ничто не может произойти вопреки Его воле, никто не в состоянии пошатнуть Его власть, и нет такого места, куда бы не распространялось Его владычество. Он Всемогущ, и благодаря своему могуществу Он обеспечивает творения пропитанием во всех уголках вселенной. Благодаря своему могуществу Он воскресит мертвых, после того как их тела истлеют в холодной земле, или их прах будет рассеят ветром по свету, или их останки будут изглоданы дикими птицами и зверями. Где бы ни погиб человек, в далекой пустыне или в бескрайнем море, Аллах не забывает о нем и верно знает, какая участь постигла его тело. Воистину, свят и безупречен могущественный, сильный Творец!".

Всевышний Аллах сказал: “Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает”. (Сура ат-Талякъ, аяты 2-3). Тафсир ас-Саади (рахимаху-Ллах): "Аллах не только создает для богобоязненных рабов выход из трудного положения, но и ниспосылает им пропитание оттуда, откуда те и не мыслят получить его. Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его покровительства как в духовных, так и в мирских делах. Поэтому правоверный всегда должен полагаться на Аллаха, опираться на Его поддержку и надеяться на то, что Господь поможет ему и убережет его от вреда. И действительно, если человек уповает на Аллаха, то Он устраивает все его дела наилучшим образом. Да и как может быть иначе, если человек приобретает в лице Аллаха богатого, сильного, могущественного и милостивого Покровителя, который ближе к своему рабу, чем кто бы то ни было иной".
______________________________________
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Упование - это половина религии, и поэтому мы говорим в наших намазах: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». (Аль-Фатиха,5). Просим Аллаха о помощи, полагаясь на Него в том, что Он поможет нам в поклонении Ему». (См. «Къолуль-Муфид» стр.404).
От Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если вы будете уповать на Аллаха истинным упованием, непременно будете наделены уделом, подобно птице, которая ранним утром улетает с пустым желудком, а возвращается уже вечером с полным желудком». (Тирмизи,2344, ибн Маджа,4164 и Ахмад, 205. Шейх Альбани подтвердил достоверность в «сунан»).
Имам Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Этот хадис является основой в вопросе упования, которое является одним из величайших причин, посредством которых получают средство пропитания (ризк). Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (Талак,2-3). (См. «Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 482).
Также Ибн Раджаб сказал: «Если они действительно уповают на Аллаха искренне от сердца, непременно Аллах ниспосылает им средства пропитания, даже если они взяли малейшие причины. Подобно птице, которая получает свой удел по причине простого ухода с утра и возвращения вечером. И это один из видов поиска удела, однако, это является легким поиском ризка (удела)». (См.«Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 484 - 485).
Имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Ризк для каждого уже разделен из числа благочестивых, грешников, верующих и неверующих. Как сказал Всевышний Аллах: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием». (Худ,6). Это не смотря на слабость многих живых существ и не состоятельность их на приобретение пропитания (ризка). Всевышний сказал: «Сколько есть живых существ, которые не уносят своего пропитания! Аллах наделает пропитанием их и вас». (Аль-Анкабут, 60). Пока раб Божий живой, Аллах его обеспечивает пропитанием. И быть может Аллах наделяет его пропитанием по причине заработка или даже наделяет его без заработка».(См.«Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 488).
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». (Абу Ну’айм в “аль-Хилья”. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2085).
Умар говорил: «Между рабом и его ризком есть занавесь. Если он проявит довольство, то Аллах наделит его средством пропитания. А если он разорвет эту занавесь, то этим он не превысит выше своего удела».
Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Уповай на Аллаха, и явится к тебе ризк без всякого утомления и затруднения».
Салим ибн абу Джаьд говорил: Было передано о том, что Иса (мир ему) говорил: «Совершайте дела ради Аллаха и не совершайте дела ради вашего желудка. Остерегайтесь излишка в этой жизни, ибо излишек в этом мире у Аллаха считается нечистотой. Это птица, которая летает сверху нас, улетает ранним утром и возвращается, а когда улетает, то улетает абсолютно пустой. Она не обрабатывает землю и не собирает жатву, но тем не менее Аллах ниспосылает ей пропитание (ризк). Но если вы скажете: «Поистине, наш желудок больше, чем ее желудок» Тогда мы говорим: «А эти дикие животные из числа коров и ослов точно также ранним утром уходят абсолютно пустым, не обрабатывая землю и не собирая жатву, но тем не менее Аллах ниспосылает им пропитание (ризк)». (См. «Джамиьуль-улум уаль-Хикам», стр. 485).
______________________________________
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил". А в другой версии хадиса: "Если постящийся, по забывчивости, поест или попьет, то, поистине, это ризк (удел), которой Аллах наделил его. И поэтому он ничего не возмещает". Передал этот хадис Ад-Даракутни, и сказал, что исанад его достоверный.
______________________________________
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ничто не удлиняет жизнь, кроме благодеяния, и ничто не отводит предопределение, кроме мольбы (дуа), и воистину, человек лишается своей доли (ризк) из-за совершённых им грехов». (хадис передал ат-Тирмизи, аль-Албани назвал его достоверным). В другом хадисе говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благо тому, кто почитает своих родителей, и да продлит Аллах его годы». (хадис передали ат-Табарани и аль-Хаким, имам аз-Захаби назвал его достоверным).
______________________________________
Посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи уа саллам), сказал: "Тот, кто любит, чтобы Аллах увеличил ему удел (ризк) и продлил его жизнь, то пусть поддерживает родственные связи". Шейх Альбани назвал хадис достоверным в "Сахихе Абу Дауд".
______________________________________
Сказал шейх Мухаммад Джамалю-д-дин аль-Къасими ад-Димашки: «Люди должны понять, что за грехами последует наказание уже в этом мире. Они должны ожидать наказания за свои грехи. Они должны знать, что всё то, что постигает человека, постигает его лишь по причине грехов. Нужно устрашать человека этим. В хадисе сказано: "Поистине, человек лишается пропитания из-за греха, который он совершает". Ахмад, 5/277; ибн Хиббан, 3/153 и др. Некоторые саляфы говорили: "Проклятие не заключается в том, что чернеет лицо или уменьшается имущество. Поистине, проклятие заключается в том, что человек, выходя из одного греха, попадает в подобный грех или еще хуже". Это действительно так! Проклятие — это отдаление человека от милости Всевышнего Аллаха. Если человека не направляют к благому, при этом, облегчая ему злое, то он отдален от милости Аллаха. Если человек лишился помощи (тауфикъа) Всевышнего Аллаха, он лишился самого главного. Каждый грех зовет человека к следующему, и так грехи увеличиваются. А затем раб лишается своего полезного удела (ризка). Раб лишается возможности сидеть с учеными и праведниками, порицающими грехи. Всевышний Аллах ненавидит его и по этой причине ненавидят его и праведники.
В общем, есть много сообщений о том, какие бедствия влекут за собой грехи. Если с кем-то случается беда, то это в качестве наказания ему. Если же человека, совершающего грехи, постигают милости, то это является завлечением от Всевышнего Аллаха. Этот человек получает милости, но лишен возможности благодарить Аллаха за них, в результате чего он будет наказан, как за грехи, так и за неблагодарность.
Что же касается покорного, то каждая милость, которую он получает, является воздаянием за покорность и направляет его к благодарности. Каждая беда, постигающая его, стирает его грехи и увеличивает степени.». См. «Мау‘иза аль-Мумминин мин Ихъя ‘улюми-д-Дин», 1/412-413. 
______________________________________
797 – Передают со слов Абу аз-Зубайра о том, что ‘Амир ибн Василя рассказывал ему , что (однажды) он услышал, как ‘Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Несчастен тот, кто был несчастным уже в утробе своей матери, счастлив же тот, кого увещевают, (приводя в пример) других». [1] Потом (‘Амир) пришёл к человеку из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Хузайфа ибн Асид аль-Гифари, передал ему слова Ибн Мас’уда и спросил: «Как может быть несчастным тот, кто (ещё не совершил ни одного) дела?» (‘Амир ибн Василя передал, что) этот человек сказал ему: «Разве тебя это удивляет? Поистине, я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Через сорок два дня после того, как капля семени (оказывается в утробе), Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей форму, наделяет (зародыша) слухом и зрением и создаёт его кожу, плоть и кости, а потом спрашивает: “О Господь мой, мужчина или женщина?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) срок его (жизни)?” — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) его удел?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя”». [2] Этот хадис передал Муслим 2645. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 797.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — То есть увещевают, приводя в пример не его собственные грехи и ошибки.
[2] — В другой версии этого хадиса добавлено следующее: «(Потом ангел спрашивает): “Соразмерный или несоразмерный?” — и Аллах делает его соразмерным или несоразмерным». Ибн Мас’уд говорил: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: “Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух”». аль-Бухари 3208, 3332, Муслим 2643.
______________________________________
От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого обрадует то, что срок его жизни будет продлен, что его удел будет увеличен и что он будет избавлен от дурной смерти, пусть боится Аллаха и поддерживает родственные связи!». ‘Абдуллах ибн Ахмад в «аз-Зауаид» 1/143, аль-Хараиты в «Макарим аль-ахлякъ» 57. Имам аль-Хинди, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх Ахмад Шакир назвали хадис достоверным.
______________________________________
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине пророки не оставляли в наследство ни динара, ни дирхема. Однако, они оставляли в наследство знания. Тот, кто приобрел его, тому достался великий удел». См. абу Дауд 3641, ад-Дарими 342.
______________________________________
От Ибн Мас’уда сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах распределил между вами ваш нрав так же, как Он распределил между вами и ваш удел. И, поистине, Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит. И тот, кому Аллах даровал религию, того Он любит! И кто скупится на имущество, чтобы расходовать его; боится врагов, чтобы сражаться с ними; и не способен выстаивать ночные молитвы, пусть чаще говорит: “Субхана-Ллах”, “Альхамду ли-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”». (аль-Исма’или в “аль-Му’джам” 1/114, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/166, аль-Баззар в “аль-Бахр аз-захар” 2026. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2714).
______________________________________
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, спасен тот, кто вступил в ислам, кому был дан достаточный удел, и кого Аллах сделал довольным тем, что Он дал».
"Сахих Муслима", Книга закята, глава о среднем достатке и довольствии малым, №1054.
__________
От переводчика: "Науауи сказал в комментарии этого хадиса, что «достаточный удел», означает достаточность без излишка и недостатка. Он также сказал, что этот хадис является доказательством тем, кто утверждает, что подобный достаток лучше, чем бедность и богатство".
______________________________________
84. Сообщается, что Анас сказал: "При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) (в Медине) жили два брата, один из которых постоянно приходил к пророку 25 (мир ему и благословение Аллаха), а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. (Однажды) тот, кто зарабатывал, пожаловался 26 пророку (мир ему и благословение Аллаха) на своего брата, а он сказал: “Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему 27”. Этот хадис, иснад которого является достоверным по условиям Муслима, приводит ат-Тирмизи. Сахих ат-Тирмизи, 1912; Мищка, 5308.
_____________________________
25. Для того, чтобы слушать его наставления и учиться у него всему благому.
26. Этот человек жаловался на то, что работать приходится ему одному.
27. То есть: возможно, что Аллах дарует тебе твой удел за то, что ты заботишься о нём, так как Аллах помогает Своему рабу до тех пор, пока сам он помогает своему брату.
______________________________________
Имам ад-Дакъакъ говорил: «Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделен тремя благами: быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением». (См. «ат-Тазкира» 1/27).
______________________________________
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Однажды ‘Али ибн Аби Талиб нашел один динар и принес его Фатиме. Когда же она спросила об этом у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Это удел от Аллаха». И на этот динар поели посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ‘Али и Фатима. Когда же впоследствии пришла женщина, объявлявшая о потери динара, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Али, верни ей динар!»”. Абу Дауд 1714. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

asar-forum