Опасность долгов

Опасность долгов

Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа, и если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно пойдёт) его своей семье, тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это - мне, и я должен буду (позаботиться об этом)!” Муслим, 867.

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа…» ― как сказал Всевышний Господь: «Пророк ближе к верующим, чем они сами» (Сура аль-Ахзаб, аят 6). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был по отношению к верующим сострадательным и милосердным.

«…и если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно пойдёт) его своей семье…» ― то есть, имущество умершего человека делится между членами его семьи сообразно тому, как это установлено в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

«…тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это - мне, и я должен буду (позаботиться об этом)» ― то есть: я стану их попечителем и отдам их долги. И это было уже после того, как Аллах Всевышний даровал ему такую возможность.

Однако до этого возможности отдавать долги не было, поэтому, когда к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приносили мертвого, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил над ним заупокойную молитву, он спрашивал: “Остались ли у него долги?” Если люди отвечали: ″Да!″, и долг было нечем уплатить, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал заупокойную молитву.

Однажды, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли одного человека из числа ансаров, чтобы совершить над ним заупокойную молитву. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Остались ли у него долги?” Люди ответили: “Да, три динара”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Помолитесь вы сами за своего товарища”. Услышав это, Абу Катада сказал: «Помолись за него ты, о посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил за него заупокойную молитву (аль-Бухари, 2289).

В этом указание на опасность долгов и на то, что не следует влезать в долги, если только нет крайней необходимости в деньгах. Не надо брать в долг, чтобы жениться, построить дом или сделать в квартире ремонт. Это – глупость! Аллах Всевышний сказал: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости» (Сура ан-Нур, аят 33). И если это касается даже женитьбы, то что же тогда сказать о менее значимых вещах?!

Многие невежды сегодня берут в долг, чтобы купить себе дорогую мебель, или, например, поставить ворота, которые открываются автоматически. Сами они являются бедными, но берут всё это в рассрочку и влезают в долги. Остерегайся того, чтобы влезать в долги, иначе погибнешь! Берите в долг только тогда, когда есть крайняя необходимость. Но, если ты можешь обойтись без долга, то не бери его".

См. "Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 170