Очищение сердца
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Передается от Абу Абдуллы Аль-Ну’мана бин Башира, радыАллаху анху, который сказал: *Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Поистине, то, что разрешено - очевидно, и то, что запрещено - очевидно, и между ними – сомнительное, о чем многие люди не знают. Тот, кто отстраняется от сомнительного освобождается ради сохранения своей религии и чести, и тот, кто потворствует в сомнительном, позволяя себе запрещенное, подобен пастуху, который пасет около заповедного места свою паству, которая вот-вот окажется там. Будь осторожен, ибо каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил. Будь осторожен, в теле есть кусочек плоти, и если он здоров, то все тело здорово, и если он заболевает, то все тело заболевает, и, поистине, этим кусочком является сердце"*. Аль-Бухари, Муслим.
Основа
Первое, что нужно отметить, что имам аль-Бухари записал этот хадис в начале книги торговли (Китаб-уль-Бую'), т.е. книга начинается с этого хадиса. Некоторые ученые говорят, что имам аль-Бухари был не только мухаддисом, который запоминал, собирал, записывал и составлял хадисы, но он также был факихом (юристом) и его фикх (юриспруденция) можно отметить во многих отношениях. Одним из них является таб-уиб, или то, как он давал название каждой главе своей книги. Он выбирал определенное заявление, которое затем он использовал в качестве названия главы. Это название отражает его фикх. Также способ записывания хадисов, где он располагается, в какой главе, и тот факт, что иногда хадис повторяется во многих главах - все это отражает фикх имама аль-Бухари.
Но почему имам аль-Бухари начинает Китаб-уль-Бую’ с этого хадиса? Что это означает?
Есть много предположений. Одним из них является то, что эти сомнительные вопросы, связаны с вещами, которые мы покупаем и продаем, совершаем обменные сделки. Также говорится, что его отец когда-то сказал ему, что за сорок лет, он никогда не принес в дом что-то из сомнительного.
Можно заметить, что на имама аль-Бухари повлияло отношение отца в двух направлениях:
Его отец приносил домой только халяль. Все, что семья ела, пила, носила или использовала было халяль. Не было никаких сомнений. Это среда, в которой родился и воспитывался имам аль-Бухари. Также рассказывается, что всякий раз, когда его отец возносил дуа Аллаху субханаЛлаху Та'аля, Он отвечал на его дуа, по причине того, что он никогда не занимался чем-то сомнительным. Это отразилось в поведении и отношении имама аль-Бухари. Точно как в этом хадисе, который он выбрал для того, чтобы записать его в начале главы Китаб-уль-Бую’ (книга торговли).
Имам аль-Бухари также известен как великий мухаддис. Одним из дел, в которое вовлечен мухаддис - это аль-Джарх уат-Ta`диль, определение статуса рассказчика хадисов - могут ли они быть приняты как содык, т.е. являются ли они правдивыми и заслуживающими доверия, или являются ли они теми, которые лгут и не могут быть приняты, как истинные рассказчики хадисов. Мухаддисы используют специальные термины для обозначения статуса рассказчика. Касаемо статуса лжеца, или тех, на кого нельзя положиться, имам аль-Бухари использовал очень удивительный стиль в аль-Джарх уат-Ta`диль. Он не использовал прямые термины - скорее, он использовал косвенные. Это также отражает его благочестие и праведность. Он не просто вешал ярлык лжеца на рассказчика. Вместо этого он говорил: "Он был назван лжецом".
Другой момент, связанный с имамом аль-Бухари в том, что всякий раз, когда возникали спорные вопросы или столкновение мнений, он занимал позицию осторожного подхода. Когда возникало противоречивое мнение относительно того, является ли что-то обязательным или нет, как, например, чтение Аль-Фатихи в молитвах, он придерживался мнения, которое говорило об обязательстве. Другая правовая школа имеет иной подход, например, некоторые ученые следуют тому, к чему их приводят разумные и достоверные доказательства.
Уроки
Ученые придерживаются мнения, что подавляющее большинство дел относится к одной из первых двух категорий: либо оно очевидно разрешено, либо запрещено. Только меньшее количество дел относятся к третьей категории, то есть к сомнительному.
В этом хадисе, можно отметить, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды использует метафору, или аналогию. Как упоминалось ранее, использование метафор или аналогий в своем разговорном словаре, является очень эффективным и мощным методом. Через метафору и то, как она сформулирована ("подобен пастуху, который пасет около заповедного места свою паству, которая вот-вот окажется там"), мы можем сказать, что сомнительные положения ближе к запрещенным вещам.
Этот хадис подчеркивает важность прославления Аллаха СубханаЛлаху Та’аля. Если мы хотим прославлять Аллаха, мы должны прославлять Его предписания, заповеди, являются ли они обязательными (то есть мы их выполняем в обязательном порядке), или же они являются Его запрещениями (поэтому мы их не совершаем). Один из Саляфов однажды сказал: "Не смотрите на то, какой маленький грех вы совершили, но смотрите на величие Того, Кого вы ослушались, т.е. субханаЛлаху Та’аля". Грех, даже если он незначительный, означает непослушание Аллаха, следовательно, бросая вызов прославлению Аллаха. И прославление Аллаха фактически является одним из принципов единобожия.
Мы уже упоминали ранее, что великие действия или принципы Таухида, совершаются сердцем. Вот почему в конце этого хадиса упоминается сердце. На первый взгляд, мы могли бы задаться вопросом, какое отношение имеет сердце к остальной части хадиса. Именно сердцем мы прославляем Аллаха. Это действие сердца, когда мы воздерживаемся от запрещенного. Если сердце сильное, здоровое, без недостатков, и полное имана (веры), оно приводит нас к воздержанию от мухаррамат и макруха (запрещенных и нежелательных действий).
Таким образом, только те, у кого сильное и чистое сердце, то есть сердце, полное любви к Аллаху, страху перед Аллахом и прославлению Аллаха, будут воздерживаться от сомнительных дел. Но те, чьи сердца больны и чей иман слаб, могут приблизиться к сомнительным вопросам. Мало-помалу они будут заниматься порицаемыми делами, откладывая обязательства, и, в конечном итоге, попадут в мухаррам или откладыванию или даже отрицанию уаджиба. Это связано с положением сердца. Именно поэтому ученые говорят о жизни сердца.
Например, когда вы видите, как мусульмане молятся в мечети, то можно насчитать сотни людей молящихся вместе. Но что отличает их – это положение их сердец, посвящено ли оно Аллаху или нет. Насколько сердце сильное и чистое? Насколько оно здоровое? Вот в чем люди отличаются. Это то, чем мы должны озаботить себя, и в чем конкурировать - забота о наших сердцах, очищая их, излечиваясь от сердечных заболеваний, для обновления имана, для его оживления.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул Абу Бакра Ас-Сыддыка, когда он сказал, что если вы положите иман всей мусульманской уммы на одну чашу весов, и иман Абу Бакра Ас-Сыддыка на другую, то иман Абу-Бакра ас-Сыддыка перевесит иман всей уммы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал, что есть что-то в сердце Абу Бакра ас-Сыддыка, что отличает его от других, и, как известно, он был назван ас-Сыддык (Правдивый). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то сказал об Абу Бакре: "Когда я призываю кого-то к исламу, у него появляются некоторые сомнения... кроме Абу Бакра ас-Сыддыка. В момент, когда я говорил с ним об исламе, он сразу поверил в меня, уверовал в Аллаха, и что я - посланник Аллаха". Итак, это сердце, которое определило Абу Бакр ас-Сыддыка быть Аль-Халифуль-ау-уаль, и быть первым Сахабом (сподвижником). Из этого можно сделать вывод, что каждый мусульманин должен заботиться о своем сердце, очищать его и обновлять в нем иман, и практиковать великие принципы Таухида, такие, как любить Аллаха, бояться Его, полагаться на Него, надеяться на Него, обращаться за помощью к Нему, и в Нем искать убежище, чтобы сердце оставалось живым, обновленным и полным Имана. И в то же время, мы должны убедиться, что наше сердце не заболевает и нет в нем дурного, как например, чувства жадности, зависти, гордыни, и т.д. Только в этом случае сердце живет.
В другой похожем хадисе, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отметил, что: "Сердце будет подвергаться фитне (испытаниям) снова и снова. Сердце, которое зависит от искушений покроется черным пятном. И если сердце избегает фитны, на нем будет белое пятно". То есть сердце, оно либо чистое, либо запечатанное, пострадавшее, снова и снова, из-за фитны или запрещенных или сомнительных вопросов. Даже если кровообращение сердце в норме, и человек жив, сердце, на самом деле, мертвое, потому что иман ослаб, и привел к болезни сердца. Поэтому очень важно избегать и уклоняться от фитны, чтобы иметь чистое сердце, особенно в наше время, когда оно полно зла, привлекающее сердца.
Грешники распространяют и навязывают зло другим. Поэтому, если мусульманин не осторожен, его сердце может быть украдено. Большой современный ученый, шейх Абдур-Рахман ад-Дусари, отметил, сказав, что сегодня есть много воров, которые крадут сердца, при том, что иногда владелец даже не подозревает об этом.
В любом хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые вы прочитаете, он говорит о каком-то положении, то есть, является ли совершение этого дела чем-то хорошим, или является ли плохим, что мы не должны делать. И далее, в хадисе, пророка, да благословит его Аллах и приветствует, скажет о сути вопроса. Как правило, принцип, который является основной сутью хадиса, - это последние слова или предложение. Вышеупомянутый хадис говорит об очевидности разрешенного и запрещенного, и далее, о сомнительных делах. И, наконец, идет последнее предложение хадиса. Это основная суть хадиса, главный, основной вопрос. Если мы хотим отдалиться от мухаррамат (запрещенного), а также от сомнительного, мы должны заботиться о нашем сердце. Мы должны очистить его и убедиться, что оно здоровое и живое, и оно не потеряно в нас.
Мудрость, которую мы можем извлечь из хадиса – это метод, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает нам о чем-то: он обсуждает ситуацию, а затем дает нам ее суть. Эта суть помогает нам не только с ситуацией, упомянутой в хадисе, но на самом деле, помогает нам, если мы используем ее в правильном направлении с правильным пониманием, и в других подобных вопросах и положениях. Если мы заботимся о своем сердце, мы сможем не только уклониться от сомнительных дел, но также применить тот же принцип для других аналогичных ситуаций и вопросов, например, избежать плохих манер, потому что в положении относительно ахляка (моральных ценностей) существуют также сомнительные моменты.
Было отмечено ранее, что имам аль-Бухари записал этот хадис в Китаб-уль-Бую’ (Книга торговли). В делах торговли, существует много вопросов, которые вызывают сомнения, вопросы, которые существовали тогда, и даже сейчас, например, когда обман совершен профессионально. Поэтому мы должны быть осторожны, если вопрос, связанный с торговлей - ясен и очевиден, разрешен или запрещен, или, если дело под сомнением, в этом случае мы должны уклониться от этого.
Аль-ма'кулят (продукты питания) – это та отрасль, относящаяся к данному вопросу, где существует много сомнительных вопросов относительно того, что мы едим. Если мы проверим ингредиенты, которые сегодня используются во многих пищевых производствах, например, печенье, полуфабрикаты и консервированная продукция, мы найдем много компонентов, которые могут поставить под сомнение то, что мы едим. Например, лецитин используется в производстве пищевых продуктов, особенно на западе, и мусульманские страны импортируют много продукции с запада. Если это не указано, то существует высокая вероятность того, что лецитин является производным от ханзир (свиньи), потому что это приводит к дешевизне в производстве. В другом случае, следует указать, является ли это производным из сои или растений или халяль производства.
Другой ингредиент - эмульгатор. Эмульгаторы помечены как 'Е', после которого следует ряд чисел. Некоторые эмульгаторы содержат не допустимые компоненты. Некоторые мусульманские ученые прикладывают усилия, чтобы определить такие ингредиенты. Такой лист может быть использован в качестве контрольного списка для проверки, при покупке продуктов для наших семей. Мы должны быть очень внимательны при проверке ингредиентов пищевых продуктов, если мы хотим, чтобы наша еда была халяль. Так как об этом говорится в хадисе, что если то, что мы едим - харам, наши дуа/мольбы не будут приняты Аллахом.
Мы должны заботиться о нашем здоровье. Многое, что мы сегодня едим, или то, что представлено в магазинах - не натуральное. В них много консервантов, красителей и химических веществ, которые, в большом количестве, могут повлиять на наше здоровье. Мы должны быть осторожны в том смысле, что даже если они допустимы, то при чрезмерном использовании это влияет на наше здоровье, - тогда, как мусульмане, мы поступаем безответственно.
Некоторые из толкователей сборника Сорока хадисов пытаются идентифицировать или определить некоторые вопросы, которые, в основе, вызывают сомнения. Иногда они упоминают положения или спорные вопросы, по которым пришедшие свидетельства из Корана и Сунны, являются противоречивыми и не существует очевидного ответа для разрешения конфликта. Они упоминают общие положения, где мнения ученых также могут быть противоречивыми. Некоторые допустимые положения могут привести человека к совершению запрещенного или к уклонению от совершения того, что является обязательным. Например, вопрос о позднем отходе ко сну. Согласно мнению некоторых ученых, поздний отход ко сну, без уважительных на то причин, как просто общение, или просто без причины, или трата времени, - порицаемо (макрух). Хотя в целом это допустимо, но может привести к другим последствиям, как задержку или уклонение от совершения обязательного (уаджиба), или это может привести нас к совершению запрещенного (мухаррама). Ученые также говорят, что есть положения, вывод по которым был сделан на основе определенных хадисов, когда подлинность хадисов находится под вопросом. Говорят, что они также могут рассматриваться как сомнительные положения.
Главный ключ к вопросу, который пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал нам, это сердце. Если мы позаботимся о нашем сердце, мы станем более разумны. Если сердце здоровое, сильное, полное имана (веры), мы будем более ответственными, и будем больше заботиться о том, что мы делаем и что мы не делаем. Это станет мерилом по тем вопросам, которые являются сомнительными.
Несмотря на то, что некоторые толкователи дали определенные показатели, по которым мы можем выделить эти сомнительные вопросы, они все еще могут подлежать обсуждению или сомнению. Но если сердце чистое, сильное и полное имана, человек сможет различать между сомнительными и ясными, очевидными делами, он также сможет воздерживаться от сомнительного. Иногда люди могут знать, что что-то является харам, а не только сомнительным, но из-за слабого положения сердца, все же, по-прежнему, участвовать в этом деле.
Итак, здесь мы хотели бы подчеркнуть, что главным ключом к решению проблемы сомнительных вопросов является сердце. Если мы все заботимся о сердце, уверены, что оно находится в хорошем состоянии, то инша-Аллах, мы можем уберечься с помощью Аллаха. Аллах направит нас, потому что сердце заполнится светом. Говоря о том, что сердце заполнено светом или направлено светом, важно знать, что есть действия, совершение которых помогает нам определить и избежать сомнительные дела:
Аль-Мухасабэ - самоотчет
Аль-Муракабэ - самоконтроль
ЗикруЛлах - поминания Аллаха.
Имам Навави составил еще одну книгу, книга Азкар, где он записал хадисы о зикрах. Упоминается пророком, да благословит его Аллах и приветствует, что поминание Аллаха очищает сердце. Однако мы должны делать это регулярно и на постоянной основе. Необходимо совершать азкары после молитвы.
Другое действие, ас-Саляту ‘аля ан-Наби (прошение мольбы и благословения за пророка, да благословит его Аллах и приветствует). Это тоже важный момент. Мы не готовим себя к совершению ас-Саляту ‘аля ан-Наби, салАллаху алейхи уа саллям. Мы просто пишем сАс или алфавит после упоминания пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мы даже сокращаем фразы, как "Субханаху уаТа'аля". Дуа не могут быть сокращены, и поэтому это является ошибкой. И это разумно. Почему мы сокращаем? Экономим ли мы свое время? Или экономим чернила? Мы должны говорить/писать "да благословит его Аллах и приветствует" в полном объеме, потому что мы призваны к этому. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Знаете ли вы о жадном? Это тот, при ком упоминается мое имя, и он не говорит "да благословит его Аллах и приветствует".
В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что если мы совершаем ас-Саляту ‘аля ан-Наби, Аллах посылает Его "мольбу" и благословение на нас (юсалли 'аля). Что это значит? Ученые объясняют это тем, что Аллах направит человека, который совершает ас-аляту ‘аля ан-Наби и даст ему свет, с помощью которых, он сможет различать хорошее и плохое. Это свет, который будет в сердце, который называется, ас-саляту минАллах 'аля-ль-'абд. Более того, каждый раз, когда мы говорим "да благословит его Аллах и приветствует" мы получаем десятикратное вознаграждение. Поэтому мы должны стремиться, не упустить возможность получить все эти блага. Мы должны любить пророка, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем самих себя, свои семьи, родителей или своих детей.
Заключение
Есть сомнительные вопросы, с которыми может столкнуться мусульманин в своей повседневной жизни и работе. Данный хадис помогает мусульманам в решении таких вопросов. Очищение собственного сердца – это первостепенная установка, которая необходима в таком случае. Некоторые действия, которые могут помочь нам в достижении этой задачи, такие как: хайа (скромность), муракабэ (самоконтроль), мухасабэ (самоотчет), зикр (поминание Аллаха), и ас-Саляту ‘аля ан-Наби, салАллаху алейхи уа саллям. Это вещи, которые, инша-Аллах, помогут нам осветить и очистить наши сердца, а также помогут определить и отстраниться от сомнительных дел - это основная суть, ключ, принцип данного хадиса.
"Будь осторожен, в теле есть кусочек плоти, и если он здоров, то все тело здорово, и если он заболевает, то все тело заболевает, и, поистине, этим кусочком является сердце".