Обязан ли человек следовать определенному мазхабу?

Обязан ли человек следовать определенному мазхабу?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Нужно ли быть сторонником какого-нибудь мазхаба?

Нет, это не обязательно, так как во время Пророка ﷺ не было никаких мазхабов, и Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ не приказывали следовать мазхабам.

И тем более таклид (слепое следование за определенным человеком)- строго запрещён, так как Всевышний Аллах повелел нам беспрекословно следовать лишь за Его Пророком Мухаммадом ﷺ!

Если уж человек решил следовать, к примеру, за мазхабом имама Абу Ханифы, то он должен это делать при условии, что если до него дойдет довод из Корана и Сунны, который противоречит словам и мнению Абу Ханифы, то ОН ОБЯЗАН ОСТАВИТЬ МНЕНИЕ АБУ ХАНИФЫ И ПОСЛЕДОВАТЬ ЗА ДОВОДАМИ ИЗ КОРАНА И СУННЫ.

Например, Есть достоверный хадис, в котором пришло указание на то, что никах без опекуна (уали) женщины- не действительный. И также достоверно приходит мнение от имама Абу Ханифы о том, что он считал, что никах без опекуна действительный.

За чьим мнением надо следовать?

Разумеется за словами Пророка ﷺ, которые установлены от него в достоверном хадисе, а мнение имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, в этом вопросе ЯВНО ОШИБОЧНОЕ, ибо оно противоречит достоверной Сунне. Поэтому, если ты следуешь мазхабу Абу Ханифы, то в данном вопросе ты обязан оставить его мнение и следовать доводу из Корана и Сунны. Если же ты этого не сделаешь, то ты станешь таклидчиком (слепым последователем), и Аллах будет тобой недоволен. 

Разрешено ли человеку оставить тот мазхаб, на котором он был, и перейти в другой мазхаб. И когда ему это разрешено?

Четыре мазхаба не являются обязательными для людей. И слова о том, что является обязательным (следовать за ними) для ищущего знания ("талибу ль-'ильм"), или для каждого мусульманина (является обязательным) остановиться на одном из них - то эти слова являются ложными и неправильными.

Является обязательным то, что узаконил Аллах через слова Своего Посланника Мухаммада ﷺ. И нет ни одного человека, слова которого необходимо брать, будь то четырех (имамов мазхаба) или др.

Обязательным является следование Пророку ﷺ, идти по его пути (манхаджу) в установлениях (ахкамах) и законоположениях, и не дозволено (слепо) следовать (делать "таклид") за кем-либо в этом. Однако является обязательным следовать Пророку ﷺ и брать то, что узаконил Аллах через него, вне зависимости, совпадает ли это с четырьмя имамами (мазхабов) или противоречит им. Это является истиной, и поэтому становится ясным, что не является обязательным для мусульманина следовать определенному мазхабу.

Если, (например, кто-то) выбрал мнение Ахмада в (каком-то) вопросе, и причисляет себя к этому, потом берет мнение имама аш-Шафи'и в этом вопросе и причисляет себя к (его мнению), или в других вопросах, т.к. (пришли) доводы (на эти мнения) - то в этом ничего такого нет, будь это мазхаб имама Малика, или имама Абу Ханифа.

Важным является следование доводу. Если в каком-то вопросе (человек придерживается) мазхаба имама Ахмада, потом он увидел, что доводы на стороне аш-Шафи'и, или имама Малика, или Абу Ханифа, или захиритов или др. из саляфов - ТО ОН БЕРЕТ ЭТО. И ОПОРА ИДЕТ НА ДОВОДЫ.

Как сказал Аллах Всевышний: "Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху (ищите ответ в Коране) и Посланнику (ищите ответ в Сунне)". (Священный Кур'ан 4:59).

Т.е. в вопросах разногласий. Что же касается вопросов, в которых единогласны ученые ("иджма'"), то обязан мусульманин брать то, что сказали ученые и в которых они не разногласят. Однако в вопросах разногласий и споров ищущий знания должен смотреть на доводы. И если становится очевидным для него, что доводы на стороне имама Ахмада, или Малика, или Абу Ханифа и др. - но берет (мнение) на основе довода, и придерживается прямоты в этом, не следуя за желаниями и страстями. Однако он следует за доводом.

А если человек переходит из мазхаба одного к мазхабу другого по страстям, когда подходит этот мазхаб (его желаниям): в этом вопросе он придерживается одного, в другом вопросе придерживается другого, следуя за своими страстями и прихотями-то это запрещено. Это игра (с религией, ухищрение), которое запрещено.

Однако, если есть довод - то он смотрит на довод, спрашивает обладателей знания, выбирая самое правильное (делая "тарджих") не на основе страстей, и берет на основе довода. Это и есть то, за что получит награду и достоин похвалы. И это обязанность на нём. (Источник: "аль-Фатауа Ляджнату Даима" 18/24.

Слова имамов четырёх мазхабов о следовании за ними:

Слова Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Если я говорю что-либо, противоречащее Книге Всевышнего Аллаха либо сообщениям о Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует), то откажитесь от моих слов». [Аль-Фулани в «Иказ аль-Химам» (стр. 50)]

Имам Абу Ханифа говорил: «Не дозволено кому-либо опираться на наши слова, если он не знает, на что мы опирались»[Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” 145].

Слова имама Малика

Имам Малик ибн Анас (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Поистине, я ведь только человек: (иногда) могу ошибаться и не ошибаться. Вдумывайтесь в высказанные мною взгляды — всё, что соответствует Корану и Сунне, примите, а все, что не соответствует Корану и Сунне, оставьте». [Ибн Абд аль-Барр «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» (2/32), Ибн Хазм, цитирующий Ибн Абд аль-Барра в «Усул аль-Ахкам» (6/149) и аль-Фулани (стр. 72)].

Также от него передаются следующие слова: «У каждого (человека) после Пророка ﷺ слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». [Это известное высказывание имама Малика. Ибн Абдул Хади назвал его достоверным в «Иршад ас-Салик» (227/1) и др.]

Слова имама аш-Шафи'и

А что касается Имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), то его высказывания по затронутому вопросу более многочисленны и прекрасны, а его последователи более других придерживались их.

Аш-Шафи’и сказал: «Мусульмане единодушны в том, что если человеку стало известно о каком-либо действии или высказывании Посланника Аллаха ﷺ, то ему не разрешается оставлять это ради высказывания кого-нибудь другого». [Ибн аль-Каййим (2/361) и Аль-Фулани стр. 68].

Также он сказал: «Если вы обнаружите в том, что я написал, нечто противоречащее Сунне Посланника Аллаха ﷺ, то говорите согласно Сунне Посланника Аллаха ﷺ, и оставьте то, что я сказал» [Харави «Замм аль-Калям» (3/47/1), Аль-Хатиб «аль-Ихтиджадж би аш-Шафи’и» (8/2), Ибн ’Асакир (15/9/10), ан-Навави «аль-Маджму’» (1/63), Ибн аль-Каййим (2/361) и аль-Фулани стр. 100].

Также он сказал: «Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб» [Ан-Навави «аль-Маджму’ «(1/63), Ша'рани (1/57), ссылаясь на аль-Хакима и аль-Байхаки, и Аль-Фулани стр. 107].

А также: «Если по любому вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с достоверным сообщением от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это будет установлено знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной, будь то при моей жизни или после моей смерти». [Абу Ну’айм (9/107), Харави (47/1), Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» (2/363) и Аль-Фулани стр.104].

Слова имама Ахмада ибн Ханбаля

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Мнение аль-Ауза’и, мнение Малика, мнение Абу Ханифы — все это лишь мнение, и каждое из них равнозначно в моих глазах, а доказательство — в хадисах от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников». [Ибн Абд аль-Барр «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» 2/149].

А также: «Если кто-либо отвергает хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), (то он) находится на краю гибели» [Ибн аль-Джаузи стр. 182].

Заключение о словах имамов:

Вот каковы ясные, убедительные, не имеющие иных толкований и искажений высказывания имамов (да будет милостив к ним Аллах) относительно следования хадисам. Все они запрещали слепо подражать себе, не имея на то веских оснований. Поэтому тот, кто придерживается всего достоверно установленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопреки некоторым указаниям имамов, не нарушает их мазхабы, не выходит за пределы указанного ими пути. Скорее наоборот — такой человек будет следовать за каждым из них, держась за твердую рукоять, которая никогда не сломается. Совсем по-другому обстоит дело у того человека, который отказывается от достоверно установленной Сунны только лишь потому, что она противоречит указаниям имамов. Получается, что именно такой человек выступает против них, вступает в противоречие с их высказываниями, упомянутыми выше.

Всевышний Аллах говорит: «Но нет, - клянусь Господом твоим (о Мухаммад)! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать у них недовольство, и пока они не подчинятся полностью». (Сура «Женщины», аят 65).

Всевышний также сказал: «Пусть остерегаются те, кто нарушает его (Пророка) повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание». (Сура «Свет», аят 63).

Видный ученый-богослов, знаток Корана Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Каждый человек, которому стало известно о каком-либо повелении Пророка ﷺ, должен о нем сообщать людям, искренне увещевать их, призывать их следовать ему, даже если это противоречит чему-либо авторитетному мнению [мазхабу].

Так следует делать потому, что поступок или какое-либо деяние Пророка ﷺ более достойны возвеличивания и подражания, чем мнение любого авторитета, которое (скорее) по недоразумению стало противоречить в некоторых вопросах повелениям Пророка ﷺ. Поэтому сподвижники Пророка ﷺ и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достоверной Сунне. [Приводится в примечании к труду «Иказ аль-Химам» стр. 93].