Об обтирании руками лица после мольбы

Об обтирании руками лица после мольбы

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем: Прежде чем приступить к непосредственному изложению материала по данной теме, мы сочли важным затронуть некоторые базовые положения наук хадисоведения и фикъха, имеющих непосредственное отношение к этому вопросу. Освоение этого, с помощью Всевышнего Аллаха, поможет не только в правильном понимании данной темы, но также и любого другого религиозного вопроса.

1 – Любое действие или высказывание являющееся поклонением, посредством которого человек хочет приблизиться к Аллаху и снискать Его благословение, обязательно должны иметь шариатское основание либо в Священном Коране, либо в достоверной Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Этот хадис занимает великое место в Исламе и является одной из его основ! Он подобен мерилу, по которому оценивается внешняя сторона деяний, в то время как хадис: «Дела оцениваются по намерениям» — является мерилом, по которому оценивается их внутренняя сторона. Так же как любое дело, совершаемое не ради Аллаха, не принесет никакой награды для совершающего его, так и всякое деяние, на которое не было указания от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), будет отвергнуто и возвращено тому, кто его совершал. Любое деяние, привнесенное в религию, на которое Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не дали дозволения, не имеет к ней никакого отношения. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания» указывают на то, что все религиозные деяния, совершаемые человеком должны соответствовать положениям шариата!" См. "Джами’уль-‘улюми уаль-хикам" 1/176.

Исходя из этого хадиса, ученые вывели важное правило о том, что любое действие, совершаемое как обряд поклонения, в своей основе запрещено (харам). И только после удостоверения того, что какое-то дело узаконено шариатом и имеет достоверную основу в нем, оно становится обрядовым поклонением. Что же касается дел, связанных с повседневным бытом людей и не относящихся к религии, то в своей основе они дозволены, если нет достоверных шариатских текстов, запрещающих их.

Таким образом, обязательным условием законности и правильности любого поклонения является наличие текста Корана или достоверной Сунны, подтверждающего его.

2 – Общеизвестно, что одной из главных причин появления нововведений в нашей общине стало использование мусульманами слабых и выдуманных хадисов. В связи с этим хотелось бы разъяснить позицию ученых науки хадисоведения в отношении таких сообщений. Все ученые единогласны в том, что выдуманный (мауду’) хадис не является шариатским доказательством, и опираться на такое сообщение нельзя в каком бы то ни было вопросе. Однако в отношении дозволенности использования слабых (да’иф) хадисов между учеными существует разногласие. Некоторые ученые дозволяли это, но при соблюдении определенных условий, а именно:

— чтобы слабый хадис применялся только в качестве устрашения и удержания от совершения греха (ат-тархиб) или как побуждение к благому (ат-таргъиб), но не для выведения самостоятельного шариатского законоположения (хукм).

— чтобы содержание такого хадиса имело достоверную основу в Коране или в Сунне;

— обязательность упоминания того, что этот хадис является слабым и отсутствие убежденности в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил его.

Другая же группа ученых[1] считала, что слабые хадисы недопустимо использовать ни при каких обстоятельствах, будь это в вопросе побуждения или устрашения, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.

Хафиз Ибн Хаджар о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов», говорил: "Если даже рассказывать от имени пророка (мир ему и благословение Аллаха) то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!" См. "Табйин аль-‘аджаб" 3-4.

Имам аш-Шаукани говорил: "Нет разницы между хадисами о законоположениях (ахкам) и хадисами о достоинствах (фадаиль), ибо все это шариат. А тот, кто делает различие между законоположениями и достоинствами за благодеяния, пусть предоставит довод!" См. "аль-Фауаид аль-маджму’а" 283.

Шейх Ахмад Шакир сказал: "Указание на слабость передаваемого хадиса является обязательным, чтобы никто не посчитал такой хадис достоверным. И не существует никакой разницы в том, будет ли человек опираться на слабый хадис относительно законоположений или же в вопросах достоинства того или иного благодеяния. Ибо ничего не может являться доводом, кроме того, что достоверно передается от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных (сахих) и хороших (хасан) хадисах!" См. "аль-Баисуль-хасис" 101.

Это что касается применения слабых хадисов в вопросах побуждения к благому (ат-таргъиб) и устрашения (ат-тархиб). Что же касается запрета на использование слабых хадисов в вопросах вероубеждения (‘акыда), установления того, что является дозволенным, а что запретным (халяль, харам), а также в вопросах поклонения (‘ибадат), то в этом среди ученых не было разногласий. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Никто из имамов не говорил о том, что можно, опираясь на слабые хадисы, считать что-либо обязательным или же желательным. А если кто-либо скажет обратное, тот противоречит единогласному мнению (иджма‘)!" См. "Маджму’уль-фатауа" 1/251.

Доводы стороны, считающей желательным обтирание лица после мольбы

Указанием на это являются два хадиса, однако оба они являются недостоверными, о чем мы с соизволения Аллаха поговорим подробнее.

Основным доводом этой стороны является следующий хадис, который передается от ‘Умара: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха), поднимая свои руки при обращении к Аллаху с мольбой (ду‘а), не опускал их, пока не обтирал ими свое лицо". ат-Тирмизи 2/244, Ибн ‘Асакир 7/12/2.

Приведя данный хадис, имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: "Это достоверный, но странный (гариб)[2] хадис. О нем мы знаем лишь со слов Хаммада ибн ‘Исы, поскольку он единственный, от кого сообщается данный хадис. Он передал мало хадисов, однако люди передавали их от него".

Не смотря на слова ат-Тирмизи, этот передатчик является весьма слабым, о чем сообщили многие имамы. Так, например Абу Хатим сказал о нем: "Слаб в хадисах". Абу Дауд сказал: "Он слабый передатчик, который передавал отвергаемые хадисы". То же самое говорили о нем аль-Хаким, ад-Даракъутни, Ибн Хиббан и др. Ибн Макуля сказал: "Они (мухаддисы) считают его слабым". Об этом сообщил хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тахзиб».

Даже имам аль-Хаким, известный своими нестрогими условиями для признания хадиса достоверным, назвал его слабым, и это уже говорит о многом, и его мнение также одобрил имам аз-Захаби. См. "аль-Мустадрак" 1/536. Также этот хадис назвал слабым и хафиз аль-‘Иракъи, а шейх аль-Альбани сказал: "Этот передатчик является слишком слабым для того, чтобы его сообщения достигали степени хорошего хадиса". См. "Ируауль-гъалиль" 2/180.

Этот хадис также имеет и другую версию: "Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с мольбой и поднимал свои руки, то он обычно проводил руками по лицу". Абу Дауд 1492.

Однако эта версия хадиса тоже является слабой по причине наличия в цепи ее передатчиков Хафса ибн Хишама, который и вовсе является неизвестным рассказчиком, а также Ибн Ляхи’а, которого имамы назвали слабым.

Также сторонники этого мнения в качестве подтверждения своих слов приводят другой хадис, который передают от Ибн ‘Аббаса, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы заканчиваете мольбу, проводите руками по лицу». Ибн Маджах 1181, Ибн Наср 137, ат-Табарани 3/98 и др.

И этот хадис является слабым, поскольку среди его передатчиков Салих ибн Хасан, чьи хадисы являются неприемлемыми, как об этом сообщил имам аль-Бухари. Имам ан-Насаи сказал, что его хадисы отвергаются по причине уличения его во лжи. Ибн Хиббан говорил: "Он слушал музыку и держал певиц, а также передавал ложные хадисы, приписывая их надежным передатчикам". Также Ибн Абу Хатим сказал: "Я спросил своего отца (Абу Хатима) об этом хадисе, на что он ответил: "Отвергаемый (мункар)". См. "аль-‘Иляль" 2/351. Имам Ибн аль-Джаузи также назвал этот хадис недостоверным, а хафиз аль-Бусайри в «аз-Зауаид» сказал: "Этот хадис является слабым по причине единогласного признания имамов слабости Салиха ибн Хасана".

Также этот хадис от Ибн ‘Аббаса имеет другие версии, которые приводят Абу Дауд 1485, аль-Байхакъи 2/212 и аль-Хаким 4/270. Однако эти версии также являются слабыми. В числе их передатчиков ‘Иса ибн Маймун, который являлся ненадежным передатчиком, о чем сказал имам ан-Насаи, а Ибн Хиббан сказал о нем: "Он передает хадисы, каждый из которых является выдуманным".

Также среди передатчиков этого хадиса ‘Абдуль-Малик ибн Мухаммад, которого имам Абу Дауд назвал слабым.

Цепочка этого хадиса содержит и некого ‘Абдуллаха ибн Йа‘куба, который является неизвестным передатчиком.

Также в той версии хадиса, которую приводит аль-Хаким, содержится Мухаммад ибн Му‘ауия, которого имам ад-Даракъутни назвал лжецом.

Имам Абу Дауд сказал: "Этот хадис передается более чем через одну цепочку от Мухаммада ибн Ка‘ба, каждая из которых является слабой". Также этот хадис назвал слабым и имам аль-Байхакъи.

Среди тех, кто назвал оба хадиса слабыми также были и имам Ибн Наср, ан-Науауи и шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. "аль-Азкар" 399, «аль-Маджму’» 3/480 и "Маджму’уль-фатауа" 1/188.

На основании сказанного ясно, что слабость этих хадисов не вызывает никаких сомнений.

Также сторонники мнения законности обтирания лица после мольбы подкрепляют это сообщениями о действиях некоторых сподвижников. От Абу Ну’айма, он же Уахб сообщается: "Я видел как Ибн ‘Умар и Ибн аз-Зубайр после того, как обращались с мольбой, обтирали руками лица". аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад".

В цепи данного сообщения Мухаммад ибн Фулейх ибн Сулейман аль-Аслями, относительно которого имамы разошлись во мнении. Одни считали его надежным, а другие нет. Так например имам аль-‘Укъайли сказал: "Не следует принимать его хадисы". Также его считал слабым Яхъя ибн Ма’ин. Однако строгость Ибн Ма’ина к передатчикам среди мухаддисов известна.[3]

Также в цепи передатчиков этого сообщения его отец – Фулейх ибн Сулейман аль-Аслями. К нему ученые отнеслись строже, ибо он был более слабым передатчиком, чем его сын. Мухаммад Абу Шайба рассказывал: "Я спросил о нем Ибн Мадини и он сказал: «Он и его брат — оба являются слабыми передатчиками»". Имамы аль-‘Укъайли и ад-Джурджани упомянули его в книге слабых передатчиков. Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» 5443 о нем говорил: "Он правдивый, однако много ошибался". Известно, что такая оценка Ибн Хаджара о передатчике указывала на то, что он считал его слабым.

Что же касается того, что имам аль-Бухари опирался на этого рассказчика, то известно, что он и имам Муслим опирались на некоторых передатчиков, чья слабость не была серьезной, однако при условии, чтобы эти сообщения подкреплялись другими надежными передатчиками.

Далее, маловероятно, что Фулейх мог слышать это сообщение от Уахба, ибо Уахб умер в 128 г. по хиджре, а Фулейх в 168 г.

На основании всего сказанного это предание не может быть отнесено к категории достоверных сообщений, и шейх аль-Альбани назвал его слабым. См. "Даиф аль-Адабуль-муфрад" 609.

Что касается обтирания лица в намазе после мольбы къунут, будь то в молитве уитр или в одной из пяти обязательных молитв, то это бесспорно является нововведением, которое не имеет под собой даже слабого аргумента. Достоверно известно, что "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднимал руки во время мольбы кунут, обращаясь к Аллаху с мольбой покарать язычников, вероломно убивших 70 чтецов Корана". Ахмад 3/137, ат-Табарани в «ас-Сагъир» 1/111. Иснад достоверный. Также достоверно передается от ‘Умара, что во время мольбы кунута, которую он читал в Рамадане, он поднимал руки. Однако, ни в одном из этих сообщений не сказано о том, что кто-либо из них протирал лицо руками. Об этом ничего не передается ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из его сподвижников, и это действие, несомненно, является нововведением (бид‘а). Имам аль-Байхакъи сказал: "Что касается обтирания лица после мольбы къунут, то от саляфов об этом не передается ничего. Если от них что-либо об этом и сообщается, то только во время мольбы вне намаза. Это передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) в слабом хадисе, и так поступали некоторые вне молитвы. Что же касается совершения этого действия в молитве, то об этом нет ничего достоверного ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников, ни какого-либо мнения, основанного на аналогии (из Корана и Сунны). И будет правильно не делать этого, следуя примеру саляфов, поднимая руки, но, не обтирая ими лицо в молитве". См. "Сунан аль-Байхакъи" 2/212.

Многие имамы порицали обтирание лица после мольбы, как в намазе, так и вне него. Имам Ибн Наср в «Къиям аль-ляйль» писал, что когда имама Малика спросили про обтирание лица после мольбы, он не одобрил это и сказал: "Об этом ничего неизвестно".

Также когда имама Ибн аль-Мубарака спросили про обтирание лица после мольбы, он сказал: "Суфьян ас-Саури это порицал!"

Имам Ибн аль-Джаузи в «аль-‘Иляль» сказал: "Ахмад ибн Ханбаль не знал, что бы кто-либо протирал лицо после мольбы, кроме Хасана аль-Басри".

Имам ан-Науауи в «аль-Маджму’» писал: " Лучше так не поступать".

А имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: "Никто не протирает лица после мольбы, кроме невежды (джахиля)". См. "Фатауа аль-‘Изз" 1/47.

Опровержение сомнительных доводов

Сторонники мнения желательности обтирания лица после мольбы согласны с тем, что данные хадисы являются слабыми, в чем нет никаких сомнений, однако они говорят, что эти хадисы усиливают друг друга, в связи с чем достигают уровня хорошего сообщения. В этом они опирались на хафиза Ибн Хаджара и имама аль-Мунауи.

Однако ученые возразили им, и всем тем, кто усилил достоверность данных хадисов, ибо не всегда наличие множества слабых хадисов по одной теме становится причиной их усиления и достижения уровня достоверного сообщения. Хафиз Ибн ас-Салях сказал: "Не каждый слабый хадис из-за наличия других подобных ему слабых сообщений достигает степени достоверности. Среди них есть усиливающие друг друга, а есть так и остающиеся слабыми". См. "Мукъаддима ‘улюм аль-хадис" 36-37.

Для того, чтобы слабые хадисы усиливали друг друга необходимо, чтобы слабость хадисов заключалась в плохой памяти или ошибках передатчиков, но ни в коем случае не в лживости, нечестии или фальсификации ими хадисов. И это положение хорошо известно всем мухаддисам, в том числе и хафизу Ибн Хаджару и аль-Мунауи. См. "Къауа’ид ат-тахдис" 90, "Шарх ан-нухба" 25. Однако нет никого из людей, не допускающего ошибку.

Что же касается вышеприведенных двух хадисов, а также и других их версий, то мы видим, что причиной их слабости были также передатчики, обвиняемые в лживости и фальсификации. Это подобно хадису: «Тот, кто записал для моей общины сорок хадисов, тот в Судный день будет среди ученых». Данный хадис имеет целых двадцать путей передач, как сказал хафиз Ибн аль-Муляккъин, однако никто из имамов не сказал, что они усиливают друг друга и достигают степени достоверного. Имам ан-Науауи сказал: "Ученые единодушны в том, что этот хадис является слабым, несмотря на множество путей его передачи". См. "Муккъаддима аль-арба’ина ан-Науауия" 7.

Так же дело обстоит и с обсуждаемыми нами хадисами. Шейх аль-Альбани говорил: "Неверно будет считать, что эти два хадиса усиливают друг друга, как об этом сказал аль-Мунауи, ибо их слабость серьезна!" См. "Ируауль-гъалиль" 2/182.

Сторонники мнения о законности обтирания лица после мольбы в качестве оправдания заявили о том, что имамы порицали обтирание лица только в намазе, а не вне него. Однако это является ошибкой и искажением слов имамов. Спросили шейхуль-Ислама Ибн Таймию: «То, что делают многие люди после намаза, является ли это Сунной?», среди прочего упомянув поднятие рук и обтирание лица после мольбы. Он ответил: "Что же касается поднятия рук пророком (мир ему и благословение Аллаха) во время мольбы, то на это есть множество достоверных хадисов. А что касается обтирания лица после мольбы, то нет на это никакого указания кроме одного или двух хадисов, которые как довод неприемлемы". См. "Маджму’уль-фатауа" 22/519.

Нет никаких сомнений в том, что шейхуль-Ислам говорит про обтирание лица вне молитвы, также как и процитированные нами выше имамы.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, следует, что обтирание лица руками после мольбы, будь-то в намазе или нет, достоверно не установлено ни словами, ни действиями пророка (мир ему и благословение Аллаха). Также на это нет ни одного достоверного указания от кого-либо из сподвижников, как об этом сказал также шейх Бакр Абу Зайд, после тщательного изучения данной темы. Поэтому лучше этого не делать, ибо если даже принять во внимание то, что эти хадисы усиливаются до уровня хорошего, то все равно это будет противоречием (шазз) достоверным сообщениям, в которых сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал руки во время мольбы, и не упоминается о том, чтобы он протирал лицо. Нет никаких сомнений в том, что сподвижники, которые упоминали о поднятии рук пророком (мир ему и благословение Аллаха) в мольбе, обязательно сообщили бы и о том, что он протирал лицо после этого, если бы он действительно так поступал.

Однако если кто-либо из мусульман, следуя за имамами аш-Шаукани, ас-Сан’ани и другими, кто дозволял так поступать, будет протирать лицо после мольбы (но не в намазе, ибо в намазе совершение этого однозначно является нововведением), то порицать его или обвинять в нововведении не следует.

Спросили ученых «Постоянного комитета» во главе с шейхом Ибн Базом о законности обтирания лица руками после мольбы, и они ответили: "Обращение к Аллаху с мольбой узаконено и является весьма важным деянием,[4] и поднятие рук также является установленным. Однако обтирание лица руками после мольбы не установлено. На эту тему есть хадисы, но они слабые". После чего они, упомянув вышеприведенные хадисы и разъяснив их слабость, сказали: "Мольба (ду’а) является узаконенным поклонением, однако обтирание лица не узаконено ни словами, ни делами пророка (мир ему и благословение Аллаха), а все, что сообщается по этому поводу, является слабым. Лучше оставить эти слабые хадисы и опираться на достоверные, в которых не сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) протирал лицо!" См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" № 2396.

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили про обтирание лица после мольбы он ответил: "Обтирание лица после мольбы ближе к тому, чтобы считать его неустановленным, а хадисы, указывающие на это недостоверные. Шейхуль-Ислам говорил об этих хадисах: «Как довод они неприемлемы». Таким образом, если мы не уверены точно или же не близки к уверенности, что это деяние является узаконенным, то лучше отказаться от этого, ибо шариатские положения не утверждаются на основании сомнений, без наличия уверенности. И я считаю, что обтирание лица после мольбы не является Сунной, ибо известно, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), испрашивая о ниспослании дождя, поднял руки, однако не указано, что он протер лицо после этого. Также существует множество достоверных хадисов о поднятии рук во время мольбы, но ни в одном из них не сказано, чтобы он протирал лицо!" См. "Фатауа Ибн ‘Усамин" 14, вопрос 781.

Шейх аль-Альбани сказал: "Также неправомочность обтирания лица после мольбы усиливает тот факт, что существует множество хадисов о поднятии рук во время мольбы, но ни в одном из них не упоминается об обтирании лица. И это с дозволения Аллаха указывает на неприемлемость и отсутствие законности этого поступка!" См. "Ируауль-гъалиль" 2/182.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

________________________________________________________________

[1] Среди ученых, запрещавших опираться на слабый хадис в любом случае, такие великие имамы, как Яхъя ибн Ма’ин, Абу Хатим, Ибн Абу Хатим, Абу Зур’а, аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймия, Ибн Раджаб, Абу Шама аль-Макъдиси, аш-Шатыби, имам Ибн аль-Муляккъин, аш-Шаукани, Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, Мукъбиль и др. См. "Даифу-ттаргъиби уа-ттархиб" 11/23-25 и "Фахту-Ллятыф фи хукмиль-‘амали би хадиси-дда’иф" 46-52.

[2] «Гъариб» — странный, одинокий хадис. Так именуется хадис, который передается только со слов одного передатчика.

[3] Если имам Яхъя ибн Ма‘ин был единственным, кто положительно высказывался о передатчике хадиса, тогда как остальные ученые считали его слабым, то утверждение Ибн Ма‘ина не принималось из-за того, что он был известен своей строгостью и суровостью в критике. И поэтому слабые передатчики хадисов предпринимали все меры предосторожности, дабы не раскрыть причину своей слабости перед ним.

[4] От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах гневается на того, кто не взывает к Нему!» Ахмад 2/442, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 658, ат-Тирмизи 3770, Ибн Маджах 3827. Шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвали хадис хорошим.

Источник

Ник­то не про­тира­ет ли­цо ру­ками пос­ле ду'а кро­ме джа­хиля (не­веж­ды)

Имам аль-‘Изз ибн ‘Аб­ду-Сса­лям го­ворил: "Ник­то не про­тира­ет ли­ца пос­ле моль­бы, кро­ме не­веж­ды (джа­хиля)".См. "Фа­та­уа аль-‘Изз" 1/47.

Имам ан-На­уауи в «аль-Мад­жму’» пи­сал: " Луч­ше так не пос­ту­пать".

Има­ма Ибн аль-Му­бара­ка спро­сили про об­ти­рание ли­ца пос­ле моль­бы, он ска­зал: "Суфь­ян ас-Са­ури это по­рицал!"

Имам Ибн аль-Джа­узи в «аль-‘Иляль» ска­зал: "Ах­мад ибн Хан­баль не знал, что бы кто-ли­бо про­тирал ли­цо пос­ле моль­бы, кро­ме Ха­сана аль-Бас­ри".

Имам Ибн Наср в «Къ­и­ям аль-ляй­ль» пи­сал, что ког­да има­ма Ма­лика спро­сили про об­ти­рание ли­ца пос­ле моль­бы, он не одоб­рил это и ска­зал: "Об этом ни­чего не­из­вес­тно".

«Пос­то­ян­ный ко­митет» во гла­ве с шей­хом Ибн Ба­зом о за­кон­ности об­ти­рания ли­ца ру­ками пос­ле моль­бы, и они от­ве­тили: " Об­ра­щение к Ал­ла­ху с моль­бой уза­коне­но и яв­ля­ет­ся весь­ма важ­ным де­яни­ем, и под­ня­тие рук так­же яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ленным. Од­на­ко об­ти­рание ли­ца ру­ками пос­ле моль­бы не ус­та­нов­ле­но. На эту те­му есть ха­дисы, но они сла­бые". Пос­ле че­го они, упо­мянув вы­шеп­ри­веден­ные ха­дисы и разъ­яс­нив их сла­бость, ска­зали: "Моль­ба (ду’а) яв­ля­ет­ся уза­конен­ным пок­ло­нени­ем, од­на­ко об­ти­рание ли­ца не уза­коне­но ни сло­вами, ни де­лами про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), а все, что со­об­ща­ет­ся по это­му по­воду, яв­ля­ет­ся сла­бым. Луч­ше ос­та­вить эти сла­бые ха­дисы и опи­рать­ся на дос­то­вер­ные, в ко­торых не ска­зано, что про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­тирал ли­цо!" См. "Фа­та­уа аль-Ляд­жна ад-да­има" № 2396.

Шей­ха Ибн ‘Усей­ми­на спро­сили про об­ти­рание ли­ца пос­ле моль­бы он от­ве­тил: "Об­ти­рание ли­ца пос­ле моль­бы бли­же к то­му, что­бы счи­тать его не­ус­та­нов­ленным, а ха­дисы, ука­зыва­ющие на это не­дос­то­вер­ные. Шей­хуль-Ис­лам го­ворил об этих ха­дисах: «Как до­вод они неп­ри­ем­ле­мы». Та­ким об­ра­зом, ес­ли мы не уве­рены точ­но или же не близ­ки к уве­рен­ности, что это де­яние яв­ля­ет­ся уза­конен­ным, то луч­ше от­ка­зать­ся от это­го, ибо ша­ри­ат­ские по­ложе­ния не ут­вер­жда­ют­ся на ос­но­вании сом­не­ний, без на­личия уве­рен­ности. И я счи­таю, что об­ти­рание ли­ца пос­ле моль­бы не яв­ля­ет­ся Сун­ной, ибо из­вес­тно, что од­нажды про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), ис­пра­шивая о нис­посла­нии дож­дя, под­нял ру­ки, од­на­ко не ука­зано, что он про­тер ли­цо пос­ле это­го. Так­же су­щес­тву­ет мно­жес­тво дос­то­вер­ных ха­дисов о под­ня­тии рук во вре­мя моль­бы, но ни в од­ном из них не ска­зано, что­бы он про­тирал ли­цо!" См. "Фа­та­уа Ибн ‘Уса­мин" 14, воп­рос 781.

Шейх аль-Аль­ба­ни ска­зал: "Так­же неп­ра­вомоч­ность об­ти­рания ли­ца пос­ле моль­бы уси­лива­ет тот факт, что су­щес­тву­ет мно­жес­тво ха­дисов о под­ня­тии рук во вре­мя моль­бы, но ни в од­ном из них не упо­мина­ет­ся об об­ти­рании ли­ца. И это с доз­во­ления Ал­ла­ха ука­зыва­ет на неп­ри­ем­ле­мость и от­сутс­твие за­кон­ности это­го пос­тупка!" См. "Ируа аль-гъ­алиль" 2/182.

За­веща­ние Абу́ ад-Дар­да́

Абу́ ад-Дар­да́ один раз шел (по ули­це) и уви­дел, что лю­ди соб­ра­лись вок­руг че­лове­ка, ко­торый впал в ка­кой-то грех. И они очень ру­гали это­го че­лове­ка. Абу́ ад-Дар­да́ по­дошел к ним и го­ворит: «Ес­ли бы ваш брат упал в ко­лодец, что­бы вы сде­лали?». Они от­ве­тили: «Мы неп­ре­мен­но по­мог­ли бы ему». Абу́ ад-Дар­да́ ска­зал: «По­это­му бла­года­рите Ал­ла­ха, что са­ми не впа­ли в грех и по­моги­те сво­ему бра­ту выб­рать­ся из это­го гре­ха!».

Смот­ри­те ка­кое срав­не­ние: ес­ли кто-то из вас упал в ко­лодец, мы что ему го­ворим: «Ты за­чем ту­да по­лез»? Пред­ставь­те мы нач­нем вот так го­ворить! Он за­мер­за­ет, он то­нет в этой во­де, ему хо­лод­но, он по­гиба­ет. Его на­до спа­сать, а не си­деть и ру­гать.

По­это­му про­рок, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет, го­ворил: «Кто ска­зал, что лю­ди по­гиб­ли, он сам их по­губил!».

Мы дол­жны даль­ше его то­пить в этом гре­хе или мы дол­жны ему по­мочь спас­тись от это­го гре­ха?!

Вот пе­ред на­ми брат по­пада­ет в грех... Ког­да мы об­сужда­ем его грех- мы то­пим его в этом гре­хе? Ког­да мы рас­простра­ня­ем, а не скры­ва­ем его грех; ког­да мы, вмес­то то­го, что­бы прий­ти один на один, ес­ли мы ста­ли сви­дете­лями его гре­ха, дать ему ис­крен­ний со­вет, но мы на­обо­рот на­чина­ем пло­хо к не­му от­но­сить­ся, пло­хо о нем ду­мать.

Нет, да­вай­те сле­довать (за­веща­нию) Абу́ ад-Дар­да́!

Преж­де все­го пом­нить ми­лость Ал­ла­ха ока­зан­ную нам, что Он спас нас от гре­ха (воз­дать хва­лу Ал­ла­ху) и во-вто­рых, спа­сать это­го че­лове­ка: (в пер­вую оче­редь) скрыть его грех, дать ему доб­рый со­вет, на­учить ша­ри­ат­ско­му зна­нию и лю­бить это­го че­лове­ка за ту ве­ру, ко­торая в нем еще ос­та­ет­ся.

При­чины неп­ро­из­воль­но­го всхли­пыва­ния, ко­торое пос­ти­га­ет че­лове­ка во вре­мя вни­мания Ко­рану или в иных слу­ча­ях

Иб­нуль Кай­йим (ра­хима­хуЛ­лах) ска­зал: «Всхли­пыва­ние, ко­торое пос­ти­га­ет че­лове­ка во вре­мя вни­мания Ко­рану или в иных слу­ча­ях, име­ет оп­ре­делённые при­чины.

1. При­чина пер­вая: ког­да че­ловек вни­ма­ет, он пе­режи­ва­ет сос­то­яние, в ко­тором не ока­зывал­ся ра­нее, и ощу­ща­ет удов­летво­рение, ока­зав­шись в этом сос­то­янии, и про­ис­хо­дит это всхли­пыва­ние. Это всхли­пыва­ние стрем­ле­ния.

2. При­чина вто­рая: че­лове­ку вспо­мина­ет­ся грех, ко­торый он со­вер­шил, и всхли­пыва­ние зна­мену­ет со­бой то, что он бо­ит­ся за се­бя и пе­чалит­ся о се­бе. Это всхли­пыва­ние стра­ха.

3. При­чина третья: че­ловек вдруг за­меча­ет в се­бе изъ­ян, ко­торый он не спо­собен ус­тра­нить, и пе­чалит­ся. Это всхли­пыва­ние пе­чали.

4.При­чина чет­вёртая: че­ловек вдруг осоз­наёт со­вер­шенс­тво То­го, Ко­го он лю­бит, и ему ка­жет­ся, что до­рога к Не­му зак­ры­та. И тог­да про­ис­хо­дит всхли­пыва­ние, ко­торое яв­ля­ет со­бой всхли­пыва­ние со­жале­ния и грус­ти.

5. При­чина пя­тая: Тот, Ко­го он лю­бит, скры­ва­ет­ся от не­го, ибо он за­нят дру­гим, и слы­ша [а­яты или иные сло­ва по­мина­ния Его], он вспо­мина­ет о Лю­бимом и вдруг осоз­наёт Его кра­соту и ви­дит от­кры­тую дверь и яс­но вид­ную до­рогу. И это ви­дение зас­тавля­ет его всхлип­нуть от ра­дос­ти.

Как бы там ни бы­ло, при­чиной всхли­пыва­ния яв­ля­ет­ся си­ла воз­действу­юще­го фак­то­ра и сла­бость об­ласти воз­действия, ко­торая не вы­дер­жи­ва­ет это­го воз­действия. Приз­нак си­лы — ког­да воз­действу­ющий фак­тор ока­зыва­ет воз­действие из­нутри и по че­лове­ку не за­мет­но ни­каких внеш­них про­яв­ле­ний это­го воз­действия. Сок­ры­тие это­го воз­действия уси­лива­ет его и обес­пе­чива­ет ему пос­то­янс­тво, а ког­да он де­монс­три­ру­ет его, оно ос­ла­бева­ет и мо­жет во­об­ще ис­чезнуть.

Всё ска­зан­ное от­но­сит­ся к всхли­пыва­нию прав­ди­вого [ис­крен­не­го], ибо всхли­пыва­ющий бы­ва­ет прав­ди­вым, бы­ва­ет кра­дущим и бы­ва­ет ли­цеме­ром».

(«Фа­уаид» стр. 447-448)

О бес­печном от­но­шении к гре­хам

Пусть зна­ет тот, кто лег­ко от­но­сит­ся к гре­хам, по­лага­ясь на от­сроч­ку воз­мездия, и от­во­рачи­ва­ет­ся от по­вино­вения сво­ему гос­по­ду, что Иб­лис был в раю с ан­ге­лами, приб­ли­жен­ны­ми к Ал­ла­ху, но из-за од­но­го ос­лу­шания, ему слу­чив­ше­гося, зас­лу­жил он прок­ля­тие нав­сегда и на­каза­ние веч­ное и прев­ра­тил­ся в са­тану, по­бито­го кам­ня­ми, и был уда­лен от воз­вы­шен­но­го мес­та.

А вот Адам — да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и да при­ветс­тву­ет! — за од­но сог­ре­шение был он вы­веден из Рая к нес­часть­ям мир­ской жиз­ни и го­рес­тям ее, и ес­ли бы не при­нял он слов Гос­по­да сво­его и не прос­тил бы его Ал­лах, на­вер­ное, был бы он сре­ди по­гиб­ших.

(Ибн Хазм «Та­укъ аль-Хам­ма­ма», стр. 107).