О законности и желательности соблюдения поста в день ‘Ашура
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Несмотря на то, что весь великий месяц Аллаха – аль-Мухаррам является наилучшим месяцем после Рамадана для соблюдения добровольного поста, в нём содержится один из величайших дней года, именуемый – ‘Ашура, и пост в этот день является наилучшим из всего этого месяца.
День ‘Ашура – это десятый день месяца аль-Мухаррам. Это – день, в который Всевышний Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил Фараона и его войско. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), прибывший в Медину увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это – великий день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы имеем больше прав на Мусу, чем вы и ближе к нему, чем вы!», после чего он стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари 2004, Муслим 1130.
В версии этого хадиса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муса постился в этот день в качестве благодарности Аллаху, и мы тоже будем поститься в этот день». Муслим 1130 (128).
Сказал аль-Мазири: “Сообщения иудеев не принимаются, однако, вероятно Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было ниспослано откровение касательно правдивости рассказа иудеев относительно этого дня”. См. “аль-Му’лим би фауаид Муслим” 2/38.
Сказал Къады ‘Ийяд: “Слова: «после чего стал соблюдать пост в этот день» не означают, что он стал соблюдать пост в ‘Ашура только после этого, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в этот день и до переселения в Медину”. См. “аль-Икмаль” 4/83, “аль-Минхадж” 8/16.
Шейх ‘Азым Абади о словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Я имею на Мусу больше прав, чем вы», сказал: “Т.е. я ближе к следованию за Мусой, чем вы, поскольку мы соответствуем ему в основах и подтверждаем его Писание, а вы противоречите этому искажением и изменением”. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 7/109.
И об этом Слова Всевышнего Аллаха относительно пророка Ибрахима (мир ему): «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников. Воистину, самыми близкими людьми к Ибрахиму являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие» (3: 67-68).
Пост в этот великий день ‘Ашура соблюдали даже арабы во времена язычества. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Во времена джахилийи курайшиты постились в день ‘Ашура, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день ‘Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого”. аль-Бухари 2003, Муслим 1130.
Имам аш-Шафи’и о словах: «он перестал поститься в день ‘Ашура», сказал: “Т.е. перестал считать пост в этот день обязательным”. См. “Ихтиляф аль-хадис” 103.
Ар-Рубаййи’ бинт Му’аууиз (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды утром в день ‘Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил глашатая, чтобы возвестить в селениях ансаров: «Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведет его до конца»”. Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку (чтобы он увлекся), пока не наступало время разговения”. аль-Бухари 1960, Муслим 1136.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Люди времён джахилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил в обязанность пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘Ашура – это день из дней Аллаха. И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»”. Муслим 1126.
Таким образом, пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан, а после этого он стал добровольным, как это пояснял хафиз Ибн Хаджар, разбирая хадисы данной главы. См. “Фатхуль-Бари” 4/375.
Хафиз ан-Науауи сказал: “В совокупности хадисы этой главы указывают на то, что во времена языческого невежества курайшиты и иные язычники, а также и иудеи соблюдали пост в этот день. После этого пришёл Ислам и утвердил правомочность соблюдения поста в этот день”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/10.
Шейх Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: “Тайна законности поста в день ‘Ашура заключается в том, что это день, в который Всевышний Аллах даровал победу Мусе, мир ему, над фараоном и его народом. И Муса благодарил за этот день, и это стало Сунной среди людей Писания и арабов, и это подтвердил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Худджату-Ллахи аль-балигъа” 2/532.
Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида (да будет доволен им Аллах), что некоторые жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хидджа, три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом”. Ахмад 6/288, Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, аль-Байхакъи 285. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, Мухиббуддин ат-Табари, ас-Суюты, аш-Шаукани, Сыддыкъ Хасан Хан, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Мухаммад аль-Асьюби, и др. См. “Сахих Ибн Хиббан” 14/332, “аль-Джами’ ас-сагъир” 7078, “ад-Дарари аль-мудыйя” 178, “ар-Раудату-надийя” 1/556, “ат-Та’ликъат аль-джияд” 4/38, “Сахих Сунан Абу Дауд” 2106, “Тахридж Джами’ аль-усуль” 6/320, “Шарх Сунан ан-Насаи” 21/282 и 338.
Итак, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда уделял особое внимание посту в день ‘Ашура, а также и его славные сподвижники во главе с праведными халифами:
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) повелевали (побуждали) поститься в день ‘Ашура”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 4/393. Все передатчики надёжные.
Абу Бакр ибн ‘Абду-р-Рахман ибн аль-Харис сказал: “В ночь перед днём ‘Ашура ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправил человека к ‘Абду-р-Рахману ибн аль-Харису, чтобы он совершил предрассветную трапезу (сухур) и соблюдал пост в этот день. И ‘Абду-р-Рахман постился в этот день”. Ибн Аби Шейба 9614, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 4/391. Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 6/22.
Абу Бишр ад-Дайлями сказал: “Я слышал, как ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) повелевал поститься в день ‘Ашура”. Ибн Аби Шейба 9626. Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 6/24.
Аль-Асуад ибн Зейд говорил: “Я не видел никого, кто побуждал бы поститься в день ‘Ашура так сильно, как это делали ‘Али ибн Аби Талиб и Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен ими Аллах)”. Ибн Аби Шейба 9611, 9612, ат-Таялиси 1212, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 4/389. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Хаджар назвали иснад достоверным. См. “аль-Итхаф” 3/419, “аль-Маталиб аль-‘алия” 1077.
Абу Джабаля рассказывал: “Я был в пути вместе с Ибн Шихабом (аз-Зухри) и он соблюдал пост дня ‘Ашура. Когда ему сказали: «Ты соблюдаешь пост ‘Ашура в пути, а пост месяца Рамадан в пути не соблюдаешь?» Он ответил: «Поистине, Рамадан можно восполнить как сказал Аллах: «в другое время» (2: 185), а день ‘Ашура восполнить нельзя»”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/335.
Имам Ибн Хубайра сказал: “Единогласны учёные в том, что пост в день ‘Ашура является желательным, но не является обязательным”. См. “Ихтиляф аль-аимма аль-уляма” 1/258.
О великих достоинствах поста в день ‘Ашура
Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года». Муслим 1162.
Сказал ат-Тыби: “Слово «надеюсь» связано со словами «на Аллаха», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдёт”. См. “аль-Кашиф ‘ан хакаикъ ас-Сунан” 5/1608.
Более того, в другом хадисе говорится в однозначной форме об искуплении грехов в течение года за пост в этот день:
Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто соблюдал пост в день ‘Арафа будут прощены грехи прошлого года и будущего. А тому, кто постился в день ‘Ашура будут прощены грехи года». аль-Баззар 673. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджма’у-ззауаид” 3/189, “Сахих ат-Таргъиб” 1021.
Хафиз аль-Байхакъи сказал: “Это (искупление грехов) касается того, чей пост ‘Ашура совпал с тем периодом, когда у человека были прегрешения, нуждающиеся в искуплениях. А если человек соблюдал пост ‘Ашура в то время, как его прегрешения были искуплены иными вещами (покаянием или благодеяниями), тогда награда за пост в этот день обернётся для него увеличением его степени”. См. “Фадаиль аль-аукъат” 119.
Абу Къатада (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, что ты скажешь о том, кто соблюдает пост в день ‘Ашура?» Он ответил: «Этот пост приравнивается к посту в течение года». Он спросил: «А что ты скажешь о том, кто соблюдает пост в день ‘Арафа?» Он ответил: «Он служит искуплением грехов этого года и предыдущего»”. Ибн Хиббан 3631. Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” 3622, 3621.
Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост дня ‘Арафа приравнивается к посту в течение двух лет, а пост в день ‘Ашура приравнивается к посту в течение года». ан-Насаи в “Сунан аль-кубра” 2806, Ибн Аби ад-Дунья в “Фадлю ‘ашри мин Зиль-Хидджа” 13, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 3484. Иснад хадиса достоверный. См. “Тахридж Фадль ‘ашри мин Зиль-Хидджа” 40.
Ибн Аби Язид сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) задали вопрос о посте в день ‘Ашура, и он ответил: «Не видел я, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) желал поста в какой-нибудь день и отдавал ему предпочтение перед другими днями, как пост в день ‘Ашура, как и не было такого месяца для него, кроме месяца Рамадан»”. аль-Бухари 2006, Муслим 1132.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из этого следует, что день ‘Ашура лучше для поста, чем любой иной день помимо Рамадана. Однако Ибн ‘Аббас связал эти слова с тем, что было известно именно ему, тогда как это не отвергает знание других. Муслим передал хадис от Абу Къатады со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что пост в день Ашура служит искуплением грехов в течении года, а пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов в течении двух лет. И внешне это указывает на то, что пост дня ‘Арафа лучше, чем пост в ‘Ашура. И было сказано, что мудрость этого превосходства заключается в том, что день ‘Ашура причисляется к пророку Мусе (мир ему), а день ‘Арафа причисляется к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), поэтому он и превосходит день ‘Ашура”. См. “Фатхуль-Бари” 5/216.
Итак, упомянутые в этой главе хадисы в совокупности указывают на то, что пост в день ‘Ашура является:
- искуплением прегрешений, совершённых на протяжении предыдущего года;
- приравнивается по награде к посту в течение года;
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) желал поста в этот день и выделял его так, как не выделял никакой иной день в году, как об этом сообщил Ибн ‘Аббас.
И достаточно в этом всём великого достоинства для такой Сунны, как пост в день ‘Ашура!
Важное пояснение касательно хадисов об искуплении грехов, совершённых в течение года
Многие мусульмане часто обольщаются хадисами об искуплении грехов соблюдением поста в день ‘Ашура или в день ‘Арафа в связи с чем, является необходимым сделать важное примечание к подобным хадисам, в которых говорится об искуплении грехов различными благодеяниями.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Искупление грехов по причине совершения очищения, молитвы, соблюдения поста в Рамадан, в день ‘Арафа и день ‘Ашура касаются только малых грехов”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 4/461.
Дело в том, что для искупления тяжких грехов необходимо искреннее покаяние.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Некоторые люди обольщаются наградой за пост в день ‘Ашура или в день ‘Арафа и говорят: «Пост в ‘Ашура становится причиной искупления всех грехов, совершённых в течение года, а награда за пост в день ‘Арафа – искупление грехов за два года, что остаётся добавкой к награде!» Однако этот обольщённый человек не знает, что даже пост месяца Рамадан и пятикратная обязательная молитва, которые величественней по награде, чем пост дня ‘Арафа и дня ‘Ашура, тем не менее, они являются причиной искупления грехов в том случае, когда человек отдалялся от великих и тяжких грехов (кабаир)! Соблюдение поста от Рамадана к Рамадану и совершение пятничной молитвы до следующей пятничной молитвы станут причиной искупления малых грехов, совершённых между ними, если наряду с этим человек отдалялся от тяжких грехов. Так каким же образом добровольный пост одного дня может стать причиной искупления всех тяжких грехов, которые совершал упорно раб Аллаха на протяжении года, если он не покаялся за это?! Это – невозможно!” См. “аль-Джауаб аль-кафи” 26.
Поэтому очень важно понимать подобные хадисы правильно, и очень важно, чтобы подобные хадисы нас радовали и побуждали к совершению благодеяний, но не обольщали нас. Да и кто же из мусульман не нуждается в том, что его малые грехи, совершённые в течение года, были искуплены без покаяния лишь постом одного дня?! Тем более учитывая также то, что когда малых грехов становится много, они могут погубить раба Аллаха. Со слов Сахля ибн Са’да и Ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, после чего один принёс ветку, затем другой принёс ветку, и так, пока они не собрали дрова на костёр, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят человека!» Ахмад 5/331. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. «Фатхуль-Бари”» 11/383, «Файдуль-Къадир» 3/165, «Сахих аль-Джами’» 2686, 2687.