О том, что должен делать мусульманин во время затмения (Солнца или Луны)

О том, что должен делать мусульманин во время затмения (Солнца или Луны)

إن شاء الله‎ 25 октября 2022 должно произойти частичное солнечное, а 8 ноября 2022 лунное затмения 

Во вчерашней статье: затмение 25 октября может стать триггером для каких-то эпохальных событий говорилось о мировой конспирологической науке. Не знаем, насколько этот символизм реализуется в период 25 октября – 8 ноября, то есть в так называемый коридор затмений, однако символизм во всем этом есть очень даже серьезный и в определенной мере пугающий...

Для всех мусульман конспирология не имеет какого-то сакрального значения. А Сунной является совершение намазов во время солнечного и лунного затмения - Кусуф (كسوف‎ — солнечное затмение) и Хусуф (خسوف — лунное затмение).

Хвала Аллаху Господу миров!

Кусуф (араб. كسوف‎ — «солнечное затмение»). Описание намаза, совершаемого во время солнечного затмения /Кусуф/

Во-первых: Передается от Абу Мас‘уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, которыми Он устрашает Своих рабов. Поистине, солнце и луна не затмеваются из-за смерти кого-то из людей. И если вы увидите подобное, то совершите молитву, пока затмение не закончится[1].

Сообщается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах: Когда произошло солнечное затмение, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в страхе встал (со своего места), опасаясь, что настал Час этот, пришёл в мечеть и стал молиться. И я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго, (а после) он сказал: „Эти знамения, посылаемые Аллахом, не происходят из-за смерти или рождения кого-то из людей. Но этими (затмениями) Аллах внушает страх Своим рабам, а потому, когда вы увидите что-нибудь подобное, начинайте поминать Его, взывать к Нему с мольбами и просить Его о прощении“[2].

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды произошло затмение солнца и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву и сказал: «Мне было показано пламя Ада, и я никогда не видел более ужасного зрелища, какое видел сегодня!»” аль-Бухари 431, Муслим 907.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Это извещение от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что затмение солнца и луны являются причиной, содержащей наказание для людей и тем, в чем содержится вред для них. Если бы эти явления не несли в себе вреда для людей, то они не были бы причиной устрашения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/259.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он совершил молитву. Сначала он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”. Потом он надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего дважды склонился в земном поклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и дважды склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, он завершил молитву. 

Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, а поэтому, если вы увидите подобное, поминайте Аллаха!» Люди сказали: «О посланник Аллаха, мы видели, как ты взял что-то, находясь на своем месте, а потом мы видели, как ты отошел назад». В ответ на это он сказал: «Поистине, я видел Рай и протянул руки, чтобы взять гроздь (растущих там плодов), и если бы я сумел сорвать ее то вы, несомненно, могли бы питаться (этими плодами) до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано пламя Ада, и я не видел ничего более ужасного, чем то, что увидел сегодня, и я увидел, что большинство обитателей Ада составляют женщины». Его спросили: «О посланник Аллаха, почему же так?» Он сказал: «Потому что они неблагодарны». Его спросили: «Они неблагодарны по отношению к Аллаху?» Он сказал: «Они неблагодарны по отношению к мужьям, и не благодарят за оказываемые им благодеяния. Если ты всю жизнь станешь делать одной из таких добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь, что ей не понравится, то скажет: “Я никогда не видела от тебя добра!»” аль-Бухари 1052, 3202, 5197, Муслим 907.

Во-вторых: Образ совершения молитвы при солнечном затмении следующий: первый такбир со словами Аллаху акбар /такбирату-ль-ихрам/, дуа истифтах[3], произнесение слов обращения к Аллаху за защитой от шайтана[4].

После этого следует прочесть суру аль-Фатиха, а потом длинный отрывок из Корана.

После этого совершается долгий поясной поклон /руку‘/.

Поднимаясь из поясного поклона, следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил[5], а потом: О Господь наш, хвала Тебе.

После этого вновь читается сура аль-Фатиха, длинный отрывок из Корана, но не настолько длинный как до этого.

Потом совершается второй длинный поясной поклон, но не настолько долгий, как первый.

Выпрямляясь после поясного поклона, вновь следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил, а потом: О Господь наш, хвала Тебе. После этого следует долго простоять в этом положении.

После этого совершаются два долгих земных поклона, при этом между поклонами также выдерживается долгая пауза в положении сидя.

Потом следует подняться на второй ракаат и повторить те же действия, что и в первом: два поясных поклона и т.д. Однако каждое действие в этом ракаате следует совершать менее долго, чем в предыдущем. По завершении второго ракаата следует сесть для последнего сидения, произнести все то, произносится в ташаххуд, а после сказать приветствие в конце молитвы. См.: аль-Мугни Ибн аль-Кудамы (Т. 3. С. 323), аль-Маджму‘ ан-Науауи (Т. 5. С. 48).

На такой порядок действий указывает хадис, переданный от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение, он вышел в мечеть и построил людей в ряды позади себя. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес такбир и долго читал отрывки из Корана. Потом он вновь произнес такбир и совершил долгий поясной поклон. После он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его“.

Потом он выпрямился и не стал совершать земной поклон, а вновь стал долго читать из Корана, но не настолько долго как до этого.

После этого он произнес такбир и совершил долгий поясной поклон, но не настолько долгий как предыдущий.

После этого он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его. О Господь, Тебе хвала“, а потом опустился в земной поклон. В следующем ракаате он произносил (совершал) все то, что и в первом.

И он совершил четыре поясных и четыре земных поклона»[6].

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1041; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 911; приводится версии Муслима.

[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1059; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 912.

[3] Мольба, которая произносится в начале молитвы, до чтения суры аль-Фатиха. Все фразы в молитве произносятся на арабском языке.

[4] Слова Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями (проклятого). Здесь и далее приводится лишь перевод этих фраз – прим. пер.

[5] Фраза произносится по-арабски. Здесь и далее приводится только перевод фраз – прим. пер.

[6] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1046; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2129.

islamqa.info

На видео: молитва в Медине в Пророческой мечети по случаю солнечного затмения от 29.12.1434 г.х.:

Порядок совершения молитвы затмения (кусуф, хусуф) и некоторые связанные с ней правовые положения согласно мазхабу имама Ахмада

كيفية صلاة الكسوف وبعض أحكامها على مذهب الإمام أحمد بن حنبل رحمه الل

Полноценный ответ на вопрос «как совершать молитву затмения?» с пояснением ряда положений, связанных с этим намазом, из уникальной книги «ар-Рауд аль-мурби'» предводителя правоведов ханбалитского мазхаба последних веков — шейха Мансура ибн Юнуса аль-Бухути, да помилует его Аллах.

Выдающийся ученый, шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали комментирует слова имама Мусы аль-Хаджави аль-Ханбали: ««Глава о молитве затмения (кусуф)». Глагол «касафат» (затмилась, произошло затмение) произносят через «а» и через «у» после «к». И так же с глаголом «хасафат». Суть этого явления в том, что исчезает свет от Солнца или Луны, или от части из них. Совершение этой молитвы достоверно подтверждено широко известной сунной, и некоторые извлекли указание на ее законность из слов Всевышнего: «Из Его знамений — ночь и день, Солнце и Луна. Не совершайте земных поклонов ни Солнцу, ни луне, а совершайте их Аллаху, Который их сотворил». («Разъяснены», 37).

«Является сунной» совершать молитву затмения «в группе», и лучше — в мечети. В соответствии со словами Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел в мечеть, встал, произнес такбир, и люди стали за ним рядами». Хадис передали аль-Бухари и Муслим. «И по отдельности» как и остальные дополнительные намазы.

«Когда произойдет затмение одного из двух светил» — т.е. Солнца и Луны. Время этой молитвы — от начала затмения до тех пор, пока оно не закончится. Эта молитва (намаз) не возмещается, так же как молитва испрашивания дождя и молитва приветствия мечети. Она совершается «в два раката», и сунной (желательно) будет сделать полное омовение для нее.

«В первом ракате читается вслух» даже если это затмение солнца «после «аль-Фатихи» длинная сура», любая, не какая-то определенная.
Затем «продолжительно совершается поясной» поклон, без какой-либо определенной меры.
Затем молящийся «поднимает» свою голову и «говорит сами’а», т.е. говорит: «Сами’а Ллаху лиман хамидах» («Услышал Аллах того, кто его восхвалял»), в то время, как поднимается.
И «обращается с хамдом», т.е. говорит: «Раббана уа лякаль-хамд» («Господь наш, хвала тебе») после того, как выпрямится. Использует также другие узаконенные слова поминания.
«Затем читает «аль-Фатиху» и длинную суру, которая короче первой. Совершает поясной поклон и продолжительное время» находится в поясном поклоне. «Но меньше, чем в первом, и поднимается», говоря «сами’а», обращаясь с «хамдом», как уже было описано, и не стоит долго.
«Затем совершает два длительных земных поклона», а сидение между ними не удлиняет.
«Затем совершает второй» ракат «так же, как первый, но короче во всем, что делает» в нем. «Потом читает ташаххуд и дает салям» в соответствии с тем, что делал пророк, мир ему и благословение Аллаха, как это передано разными путями, некоторые из которых приводятся в двух «Сахихах».

Для этой молитвы не узаконена проповедь (хутба), потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел ее совершать, не распорядившись о проповеди.

Если молитву закончили еще до окончания затмения, то не нужно совершать ее снова. Пусть молящийся делает дуа и поминает Аллаха, как если бы это затмение произошло в запретное для молитвы время.

«Если затмение закончилось во время нее» т.е. молитвы, «то молитву следует довести до конца, сократив ее» в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Молитесь и взывайте к вашему Господу, пока не пройдет то, с чем вы столкнулись». Хадис передали аль-Бухари и Муслим от Ибн Мас’уда.

— «Если солнце зашло, пребывая в затмении,

— или взошло» солнце, или наступило время фаджра (утренней зари), «а Луна пребывает в затмении», 

— то не положено совершать молитву, потому что ушло время получения пользы от них. И в том, остается оно или ушло, исходить (во время облачности) нужно из основы.

«Если произошло какое-либо знамение помимо землетрясения, то не положено совершать эту молитву». Поскольку это не передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, хотя в их время происходило раскалывание луны, были шквальные ветра и молнии. А что касается землетрясения — то есть сотрясений земли, ее колебаний и неустойчивости — если оно продолжительное, то по этому поводу совершается молитва в соответствии с поступком Ибн Аббаса. Это передал о нем Саид и аль-Байхакы. А аш-Шафии передал подобное от Али и сказал: «Если этот хадис достоверен, то мы выскажемся в соответствии с ним».

«Если сделает» совершающий молитву затмения «в каждом ракате по три поясных поклона, или по четыре, или по пять, то это разрешено». Передал Муслим в хадисе Джабира, что «пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал шесть поясных поклонов при четырех земных». И в хадисе Ибн Аббаса: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал восемь поясных поклонов при четырех земных». И передал Абу Дауд в хадисе Убея ибн Ка’ба, что «пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал два раката, в каждом из которых совершил по пять поясных поклонов и по два земных». Все передачи сошлись на том, что число поясных поклонов в первом и втором ракате одинаково. Сказал ан-Навави: «В соответствии с каждым из видов молитвы затмения высказались некоторые сподвижники».

Поясные поклоны, совершаемые после первого (в каждом ракате) — сунна. Кто присоединился к имаму во время их совершения, тот не застал ракат. Эта молитва будет действительной, если ее сделать так же, как делают обычную дополнительную.

Погребальная (джаназа) молитва совершается в первую очередь относительно молитвы затмения. Также джаназа совершается в первую очередь при совпадении с пятничной и праздничной, если нет опасности, что будут упущены эти две. При совпадении молитвы затмения с таравихом приоритет отдается таравиху, если есть проблема в том, чтобы сделать их обе.

Затмение Солнца и Луны представляется возможным в любое время, и Аллах над всякой вещью мощен.

Если это произойдет во время стояния на Арафате, то следует совершить эту молитву, и потом уже уходить».

См. «Ар-Рауд аль-мурби’ шарх зад аль-мустакни'», с. 165-167.

يقول العلامة الفقيه الشيخ منصور بن يونس البهوتي الحنبلي وهو يشرح كلام الإمام موسى الحجاوي الحنبلي:

«[باب صلاة الكسوف] يقال: كسفت بفتح الكاف وضمها ومثله خسفت، وهو ذهاب ضوء الشمس، أو القمر، أو بعضه وفعلها ثابت بالسنة المشهورة واستنبطها بعضهم من قَوْله تَعَالَى: {وَمِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ لا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ} [فصلت: 37] .

(تسن) صلاة الكسوف (جماعة) وفي جامع أفضل لقول عائشة: «خرج رسول الله — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — إلى المسجد فقام وكبر وصف الناس وراءه» متفق عليه. (وفرادى) كسائر النوافل

(إذا كسف أحد النيرين) الشمس والقمر ووقتها من ابتدائه إلى التجلي، ولا تقضى كاستسقاء وتحية مسجد فيصلي (ركعتين) ويسن الغسل لها.

(ويقرأ في الأولى جهرا) ولو في كسوف الشمس (بعد الفاتحة سورة طويلة) من غير تعيين، (ثم يركع) ركوعا (طويلا) من غير تقدير، (ثم يرفع) رأسه (ويسمع) أي يقول: سمع الله لمن حمده في رفعه، (ويحمد) أي يقول: ربنا ولك الحمد بعد اعتداله كغيرها، (ثم يقرأ الفاتحة وسورة طويلة دون الأولى، ثم يركع فيطيل) الركوع، (وهو دون الأول ثم يرفع) فيسمع ويحمد كما تقدم ولا يطيل، (ثم يسجد سجدتين طويلتين) ، ولا يطيل الجلوس بين السجدتين،

(ثم يصلي) الركعة (الثانية كـ) الركعة (الأولى لكن دونها في كل ما يفعل) فيها، (ثم يتشهد ويسلم) لفعله — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — كما روي عنه ذلك من طرق بعضها في » الصحيحين «، ولا يشرع لها خطبة؛ لأنه — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — أمر بها دون الخطبة، ولا تعاد إن فرغت قبل التجلي بل يدعو ويذكر كما لو كان وقت نهي.

(فإن تجلى الكسوف فيها) أي الصلاة (أتمها خفيفة) ؛ لقوله — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «فصلوا وادعوا ربكم حتى ينكشف ما بكم» متفق عليه من حديث أبي مسعود، (وإن غابت الشمس كاسفة، أو طلعت) الشمس، أو طلع الفجر (والقمر خاسف) لم يصل؛ لأنه ذهب وقت الانتفاع بهما ويعمل بالأصل في بقائه وذهابه،

(أو كانت آية غير الزلزلة لم يصل) لعدم نقله عنه، وعن أصحابه — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — مع أنه وجد في زمانهم انشقاق القمر وهبوب الرياح والصواعق، وأما الزلزلة، وهي رجفة الأرض واضطرابها وعدم سكونها فيصلى لها إن دامت لفعل ابن عباس، رواه سعيد والبيهقي وروى الشافعي عن علي نحوه، وقال: لو ثبت هذا الحديث لقلنا به

(وإن أتى) مصلي الكسوف (في كل ركعة بثلاث ركوعات، أو أربع، أو خمس جاز) رواه مسلم من حديث جابر «أن النبي — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — صلى ست ركعات بأربع سجدات» ، ومن حديث ابن عباس «صلى النبي — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — ثماني ركعات في أربع سجدات» وروى أبو داود عن أبي بن كعب «أنه — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — صلى ركعتين في كل ركعة خمس ركعات وسجدتين» واتفقت الروايات على أن عدد الركوع في الركعتين سواء، قال النووي: وبكل نوع قال بعض الصحابة،
وما بعد الأول سنة لا تدرك به الركعة ويصح فعلها كنافلة،

وتقدم جنازة على كسوف وعلى جمعة وعيد أمن فوتهما، وتقدم تراويح على كسوف إن تعذر فعلهما
ويتصور كسوف الشمس والقمر في كل وقت، والله على كل شيء قدير،
فإن وقع بعرفة صلى، ثم دفع».

انظر: «الروض المربع شرح زاد المستقنع»، ص. 165-167