О тех нечестивцах, которые критикуют праведных халифов и асхабов

О тех нечестивцах, которые критикуют праведных халифов и асхабов

С Именем Аллаха. Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

О верующие мусульмане! К сожалению, есть люди, которые высмеивают сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) — Абу Бакра Сыддика, Умара аль Фарука, Усмана бин Аффана, Али ибн абу Талиба, да будет доволен ими Аллах. Поистине, они берут на себя огромный грех, который может вывести мусульманина из Ислама! Да убережет Всевышний всех нас от заблуждения в отношении праведных халифов и сподвижников!

По поводу оскорбления сподвижников сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَعَنَ الله مَنْ سَبَّ أَصْحَابِي  

«Проклятие Аллаха падет на того, кто ругает моих сподвижников» (ат-Табари, хадис хасан).

Сами сподвижники запрещали говорить плохое друг о друге. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) учил:

كَانَ ابْنُ عُمَرَ يَقُولُ : لاَ تَسُبُّوا أَصْحَابَ مُحَمَّدٍ صَلَّى الله عَليْهِ وسَلَّمَ ، فَلَمُقَامُ أَحَدِهِمْ سَاعَةً ، خَيْرٌ مِنْ عَمَلِ أَحَدِكُمْ عُمُرَهُ

«Не ругайте никого из сподвижников Мухаммада (алехиссалям)! Поистине, пребывание часа кого-либо из них с пророком лучше, чем деяния, совершенные на протяжении всей вашей жизни!» (ибн-Маджа, сахих).

О мусульмане! Побойтесь Аллаха в ненужных и богохульных разговорах, касающихся фитны, вражды между сахабами, имевшей место после смерти халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поистине, от этих разговоров нет никакой пользы, наоборот, подобные сплетни приносят вред нашей вере, сеют фитну в неокрепших душах. Люди, критикующие праведных халифов, Абу Хурайру, недостойны даже одного волоска на их головах. У людей, проклинающих Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах), нет света на лицах, это несчастные люди. Как можно злословить о сподвижниках, если сам Аллах был ими доволен?!

Не будем забывать, что самыми лучшими людьми после пророков являются четыре халифа: Абу Бакр ас-Сыддик, Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб, а потом сподвижники (да будет доволен ими Аллах).

Кто то может задать вопрос, почему одни сподвижники лучше других, почему Абу Бакр лучше Умара, Усмана или Али? Чтобы ответить на этот вопрос нужно почитать истории о сподвижниках, посмотреть на их поступки и вклад в развитие Ислама и Уммы.

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), первый из взрослых мужчин принял Ислам и жертвовал имуществом на добрые дела. Однажды, когда мусульмане нуждались в деньгах, а их было мало, Пророк (мир ему и благословения Аллаха) повелел сахабам принести ему что-либо из вещей, которые можно было бы продать и тем самым выручить деньги, либо золото, украшения. Первым к Посланнику Аллаха пришел Умар (да будет доволен им Аллах), держа в руках украшения жены. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) спросил его: «Что ты принес, и что ты оставил своей семье?» Умар ответил, что половину своего имущества он принес Пророку, а другую половину оставил семье. Затем пришел Абу Бакр с драгоценностями и с динарами в руках. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) задал тот же вопрос: «Что ты принес, и сколько ты оставил своей семье?» Абу Бакр ответил: «О, Посланник Аллаха! Я принес тебе все, что у меня было, а своей семье я оставил Аллаха и его Посланника, и этого им вполне достаточно!» Это люди, которые отдавали во имя Аллаха все свое богатство, все, что у них было.

Остерегайтесь тех людей, которые, прочитав 2–3 книги об Исламе и о сподвижниках, строят из себя ученых и знатоков религии, критикуя сподвижников и табиинов! Поистине, изучение истории сподвижников является фардом и поклонением Аллаху, поэтому мы обязаны изучать их историю со слов авторитетных мусульманских богословов, желательно тех из них, которые видели и разговаривали с самими сподвижниками, а не со слов болтунов и краснобаев. И мы не имеем права слепо верить книгам востоковедов-немусульман, так как они полны оскорблений в адрес сподвижников Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Ученые-немусульмане часто старались показать сподвижников в образе злых и алчных родственников покойного при дележе его имущества.

Альхамдулилля, все наши авторитетные богословы и хадисоведы, такие как имам Абу-Ханифа, имам Шубий, аз-Захаби, виднейший шафиитский ученый Хайсами, Бухари, Муслим и остальные сходятся во мнении о том, что человек, который оскорбляет хотя бы одного из сподвижника Пророка Мухаммада (алейхиссалям), не может быть в Умме Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха).

Каждый, кто считает себя мусульманином, обязан любить всех сподвижников и следовать их сунне, то есть их словам и рекомендациям. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) об этом нам говорит:

فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي ، وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيِّينَ

«Следуйте моей сунне, и сунне праведных халифов ведóмых Аллахом правильным путем». (ат-Табари, сахих).

Как и каким образом мы должны любить сподвижников Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и следовать Сунне? 

Во-первых, мы должны подражать их хорошим качествам и брать с них пример. 

Во-вторых, мы обязаны удерживать свои языки от ненужных разговоров о фитне между ними. Человек, который любит
Пророка, обязан любить и его сподвижников. 

В одном из хадисов Пророк сказал:

لاَ تَسُبُّوا أَصْحَابِى فَوَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَوْ أَنْفَقَ أَحَدُكُمْ مِثْلَ أُحُدٍ ذَهَبًا مَا بَلَغَ مُدَّ أَحَدِهِمْ وَلاَ نَصِيفَهُ

«Не ругайте моих сподвижников! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если один из вас пожертвует золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной!» Поэтому любовь к сподвижникам и следование за ними — одна из возможностей достижения милости Аллаха и Его вечного Рая! И дай Аллах каждому из нас быть на пути пророков, посланников Аллаха и сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), и пусть всем им будут наши приветствия!

Братья и сестры мусульмане! Не забывайте, никогда не забывайте известный хадис Посланника Аллаха, в котором он сказал:

سَتَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً كُلُّهُمْ فِي النَّارِ إلَّا مِلَّةً وَاحِدَةً قَالُوا : مَنْ هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ مَا أَنَا عَلَيْهِ وَأَصْحَابِي

«Моя исламская община разделится на 73 общины, и все они будут в аду, кроме одной общины». Посланника спросили, что это за община, которой удастся избежать ада? На что он ответил: «Ада удастся избежать той общине, которая следовала за мной и за моими сподвижниками» (ат-Тирмизи, сахих).

Если мы будем ценить и любить сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах), если мы будем жить по их примеру, тогда, возможно, нам по милости Аллаха удастся избежать ада  и не выйти из Ислама.

Да поможет нам Аллах и убережёт от тех, кто не познал Ислам до конца!

Праведные халифы

Лучшими среди мусульман после Пророка Мухаммада считаются четыре праведных халифа: Абу Бакр бин Абу Кухафа (632–634), Умар бин аль-Хаттаб (634–644), Усман бин Аффан (644–656) и Али бин Абу Талиб (656–661) . К праведному халифату относится и семимесячный период правления аль-Хасана бин Али, который отказался от власти в пользу наместника Шама — Муавии бин Абу Суфьяна.

В арабском языке слово халифа означает «преемник», «наместник». Эти правители совмещали светскую и духовную власть и неотступно руководствовались Шариатом Пророка, благодаря чему заслужили титул Рашидун, означающий «праведный», «идущий верным путём». Мусульманские историки считают тридцатилетний период их правления самым ярким этапом в истории ислама, когда власть и закон были поставлены на службу всему народу.

Праведные халифы имели мало общего с царями или императорами. Они вели скромный образ жизни, не имели личной охраны, общались с простыми людьми на улицах и в мечетях. Каждый желающий мог обратиться к ним за помощью или советом, и двери их домов были открыты для всех мусульман, в особенности для тех, кто приезжал из провинций.

Предвидя, что его ближайшие преемники будут править мудро и справедливо, Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) завещал верующим руководствоваться его Сунной и следовать путём праведных халифов. В одном из хадисов, переданных Ахмадом и ат-Тирмизи, говорится: «Халифат в моей общине продлится тридцать лет, после чего начнётся царствование». Опираясь на это предание, учёные относят к праведным халифам и аль-Хасана бин Али, так как семимесячный период его правления дополняет продолжительность праведного халифата до тридцати лет.

По мнению большинства учёных, праведные халифы превосходили друг друга в той же последовательности, в которой они избирались правителями. Первым и лучшим среди них был Абу Бакр, потом — Умар бин аль-Хаттаб, потом — Усман бин Аффан, а потом — Али бин Абу Талиб. За свою верность и непоколебимую убеждённость в правоте Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха), Абу Бакр получил прозвище ас-Сыддик («правдивый», «подтверждающий правдивость»). За решимость и умение принимать правильные решения, отличая истину от лжи, Умар получил прозвище аль-Фарук («различающий»). Усман был поочерёдно женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословения Аллаха), за что получил прозвище Зу-н-нурейн («обладающий двумя светочами»). Али бин Абу Талиб был тем, кого, по свидетельству Пророка, любили Аллах и Его Посланник, и мусульмане называли его аль-Муртада («заслуживший довольство»). О достоинствах каждого из них говорится во многих теологических трактатах, авторы которых нередко ссылаются на хадисы самого Пророка.

Праведные халифы внесли огромный вклад в становление и развитие мусульманского государства. Были созданы административные институты, сделаны основные шаги по сохранению духовного наследия Пророка (мир ему и благословения Аллаха). В период правления Абу Бакра Коран был собран в единый свод, а в годы правления Усмана бин Аффана размножен в семи экземплярах. Умару бин аль-Хаттабу принадлежат заслуги создания судебной системы, введения нового летоисчисления, организации военных гарнизонов, расширения градостроительства и введения государственных реестров (диванов), в которых фиксировались имена военнослужащих и нуждающихся. По приказу Али бин Абу Талиба была осуществлена первая реформа арабской грамматики.