О ситуации вокруг запрета ДУМ РФ на смешанные браки

О ситуации вокруг запрета ДУМ РФ на смешанные браки

Тема смешанных браков в татарском интернет-сообществе одна из самых горячих, её быстро подхватили все, кому не лень, не смотря на то, что постановления Совета улемов носят внутриобщинный характер и обращены, прежде всего, к мусульманам, стремящимся соблюдать религиозные постулаты. В такие моменты представители других конфессий забывают, что подобного рода запреты существуют во всех мировых религиях, включая Православие, где в вопросе венчания места для дискуссии нет. То, что российское общество предвзято к исламу – понятно давно, ужасно то, что оно будто бы не эволюционирует, особенно в наше время, когда справочная информация – общедоступна.

Но самое неприятное то, что ситуацией решили воспользоваться «конкурирующие фирмы» из Казани и Москвы. Муфтият Крганова и ДУМ РТ выступили с неприятием такой фетвы ДУМ РФ. Причём сделали это публично, через прессу, хотя, насколько нам известно, в таких случаях исламская традиция призывает к прямому диалогу, а не пустому выражению точки зрения. Кажется, ни со стороны Крганова, ни Самигуллина призывов создать совместную коллегию по данному вопросу не последовало. Их заявления на тему прошлогодней фетвы выглядели так, будто бы они наперегонки спешили заявить о своей непричастности к решению ДУМ РФ. Про структуру Крганова говорить нет смысла, её цели и задачи понятны большинству мусульман. А вот заявление ДУМ РТ заслуживает анализа.

ДУМ РФ и ДУМ РТ давно находятся в сложных отношениях, поскольку первые видят себя верховным исполнительным органом мусульман России в той степени, в какой это возможно. В этом не заинтересовано прежде всего политическое руководство Республики, которое иногда даже склонно рассматривать ДУМ РФ как инструмент в руках Москвы для экспроприации имущества ДУМ РТ и установления идеологического контроля над местной мусульманской общиной. ДУМ РТ без тени сомнения можно считать органом, структурно инкорпорированным в систему управления Республикой. С ДУМ РФ все гораздо сложнее, там имеются разные течения и силы, при том, что напрямую эта религиозная организация не встроена во властную вертикаль, легитимностью её наполняет московский Кремль, хотя фигура Крганова как бы намекает… В связи с этим московский и казанский муфтияты идеологически не синхронизированы, а договариваться поверх голов политического истеблишмента не представляется возможным.

Не стоит забывать о конъюнктурном аспекте решения ДУМ РФ. Религиозная парадигма в Татарстане и московском регионе, и уж тем более любом городе европейской части России сильно различается. На такие браки ученые смотрят по-разному, как правило, в зависимости от места проживания. Для Москвы смешанный брак, чаще всего, означает потерю и религиозной, и национальной идентичности, если не в следующем поколении, то через одно. В Татарстане проблема стоит не так остро за счёт относительно развитой мусульманской общественной жизни. В то же время отрицать её существование на корню – лукавство, это данность, у которой есть свои последствия. И время показало, что решить проблему потери идентичности за счёт формирования некой татарстанской гражданской нации – не получилось.

mullaiz