О расходовании на пути Аллаха

О расходовании на пути Аллаха

С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Пожалуй, одной из самых важных тем в Исламе было и остается расходование или же жертвование на пути Аллаха. К сожалению, среди современных мусульман в целом и в среди мусульман нашего региона в частности эта тема является также и самой малоизвестной, а также и плохо понимаемой. Входя в третью декаду благословенного месяца Рамадан, с наступлением которого хочется поздравить всех верующих и пожелать всяческих благ и в этом и в вечном мире, возникло желание обратиться именно к этому, малоизученному и малопонятному вопросу. Конечно, говоря «малоизученный и малопонятный», мы не имеем ввиду исламские источники, там-то все прописано ясно и четко, и даже не с позиции первых поколений мусульман, они четко все понимали и выполняли безупречно, речь идет о нашем с вами понимании, точнее непонимании. Ну а те, кто понимает что и как, и поступает сообразно этим знаниям, могут дальше уже не читать. Все остальные – если на то будет воля Аллаха – могут узнать что-то новое или освежить в памяти то, что знали до этого.

Понятие «инфак» в Коране. Говоря «расходуйте» или «жертвуйте» Аллах в Коране очень часто использует производные от глагола «анфака – потратил, израсходовал, пожертвовал». Говоря конкретнее, слово «инфак» и производные от этого слова используются в Коране более ста раз, это не считая таких понятий как «садака» и «закят», а также производных от этих слов. Только в суре Бакара понятие «инфак» проходит двадцать раз. Я полагаю, что столь частое употребление данного понятия уже само по себе говорит о его важности. К примеру, такие понятия как: «государство – дауля» или «государственность» или же «халифат» и «салтанат» в Коране не проходят ни разу, а такое понятие как «шари`ат» всего один раз, да и то не в том значении, в котором мы используем его сегодня. Другими словами, понятие «расходование на пути Аллаха» настолько часто встречается в Коране и эта тема настолько хорошо и подробно проработана в Священном Писании, что это избавляет от необходимости «ковыряться» в Божьем Писании, можно просто выбрать несколько аятов просто «навскидку».

«…те, которые расходуют из того, что Мы их наделили…» Возьмем, к примеру, первые аяты суры Бакара, те, что обычно соседствуют с сурой Фатиха: «1. Алиф. Лам. Мим.2. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных,3. которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили,4. которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. 5. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (сура Бакара, 2/1-5). 

Говоря о том, кого же Аллах считает богобоязненными, во второй половине третьего аята Всевышний говорит: «те, которые расходуют (на пути Аллаха) из того, чем Мы их наделили». Давайте чуть задержимся на этом аяте и попробуем рассмотреть его слово за словом, фразу за фразой. Итак, эта часть аята – если сделать транслитерацию по кириллице – будет звучать примерно так – «уа мин ма разакнахум йунфикун». Конечно, буквы русского алфавита, в силу фонетических различий, не могут полностью передать звучание коранического текста. Ну, что же, имеем что имеем. Итак, фраза первая: «уа мин ма – и, из того, что». «Мин» это частица, которая может быть переведена на русский язык как: «из, от». По мнению ученых-языковедов, в данном случае это «мин ба`дыййа», то есть частица «мин», указывающая на часть целого. Таким образом, эта часть аята указывает на то, что речь идет о расходовании не всего имущества, а лишь какой-то его части. Это подтверждается такими аятами. как: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек» (сура Бакара, 2/219) и «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (сура Фуркан, 25/67). 

Далее идет частица «ма – что, то, что». Примечательно, что Всевышний употребляет слово «деньги» или «богатство» или же «имущество», а пользуется более общим понятием. Чтобы было более понятно, приведем предыдущую и следующую фразу вместе: «уа мин ма – из того, что; разакнахум – наделили Мы их». Ученые делают из этой фразы следующий вывод: речь идет не только о расходовании имущества или денег на пути Аллаха, речь о том, чтобы расходовать на Его пути все, чем Он только нас наделил. К примеру, Аллах дал нам время, значит его мы должны использовать на пути Аллаха, дал нам способности и таланты, значит и их мы должны употребить на пути служения Ему, дал нам знания, значит мы должны ими делиться… Получается, что имущество — это лишь частный случай из того огромного перечня благ, которыми Всевышний нас наделил и которые мы должны использовать на пути служения Ему. Наряду с этим, фраза «разакнахум – наделили Мы их», по мнению ученых, указывает на один очень важный нюанс: Аллах подчеркивает, что истинным Хозяином и Владельцем всех благ является лишь Он. Таким образом, на корню пресекаются всякого рода поползновения вроде: «почему я должен отдавать свое кровное?», «пусть пойдут и сами заработают», «мое – не дам» и так далее. На самом деле это Аллах нам дал все, что мы имеем. Если у человека забрать все, что дал ему Аллах, и оставить лишь то, что принадлежит ему, то останется – извиняюсь за выражение – «ноль без палочки». За все те бесчисленные блага, которыми Всевышний нас наделил, Он требует… Требует чего? Благодарности! В чем заключается благодарность Аллаху? В осознании того, что все, что у нас есть, от Него, в ощущении своей потребности в этих благах и, конечно, в использовании этих благ именно так и в таких рамках, которые Он сам же и обозначил. Согласитесь: при таком положении дел одного «Спасибо Тебе Господи» будет маловато. В этой фразе скрыт еще один нюанс, на который указывают нам ученые: «разакнахум – наделили Мы их» означает, что речь идет о расходовании человеком на пути Аллаха именно своего имущества или иных благ. Другими словами, эти пожертвования должны быть из своего собственного кармана, а не, скажем, из казенного. У нас как-то принято «меценатствовать» из казенного кармана, но Аллах говорит: «тратьте то, чем Я вас наделил»; поэтому «щедрость» из казенного кармана не много не мало предательство интересов целого народа, и таким «меценатам» в Судный День придется несладко. Та же самая фраза преграждает дорогу таким явлением как бахвальство «благо-дарителя» и упреки (манн) в адрес «благо-получателя». Ведь истинный Владелец и Хозяин имущества лишь Аллах, тогда чем кичиться и из-за чего попрекать? В свою очередь этой фразой Аллах как бы «реабилитирует» «благо-получателей», ведь и они понимают, что это Аллах дает им пропитание посредством других людей. Здесь есть еще и такая сторона вопроса: раз уж все принадлежит Аллаху и именно Он наделает людей благами, то не следует скупиться, ведь сокровищницы Аллаха бессметны. Не говоря уже о том, что, как передается в достоверных хадисах, каждого утро Аллах отправляет двух ангелов, один из которых говорит: «О, Аллах! Приумножь дающему», тогда как другой молит: «О, Аллах! Пусть скряга понесет ущерб». И последняя часть фразы: «йунфикун – расходуют, тратят». Характерно, что выбранный глагол из того корня, что и слово «нафака – расходы на содержание семьи и детей». Другими словами, это расходование целевое, то есть «благо-даритель» должен проследить за тем, чтобы средства дошли до правильного адресата, в то время как «благо-получатель» должен четко понимать, что полученные средства должны быть использованы в рамках дозволенного, то есть на естественные нужды (такие как питание, одежда и жилье).

«Не ввергайте себя в опасность». Еще одна цитата из той же суры: «Так жертвуйте же на пути Аллаха и не подвергайте себя опасности. И творите добро, ведь, воистину, Аллах любит творящих добро»(сура Бакара, 2/195). Вот, казалось бы, какая связь между расходованием на пути Аллаха и подверганием себя опасности? Видимо, и в прежние времена не все понимали, о какой опасности идет речь. Рассказывается, что во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах!) ту часть аята, в которой говорится: «не подвергайте себя опасности», некоторые люди стали цитировать на поле боя, мол, не надо бросаться в гущу сражения и подвергать свою жизнь опасности. Когда праведный халиф узнал об этом, он сказал: «Люди! Вы правильно цитируете, но при этом неправильно понимаете: в аяте речь идет об опасности, которая поджидает тех, кто не жертвует на пути Аллаха». Объяснение словам праведного халифа мы вновь находим в Коране: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» (сура Тауба, 9/34-35). Получается интересная вещь: помимо того, что расходовать на пути Аллаха дело богоугодное и поощряемое, а также это качество, которое присуще верующим; есть и обратная сторона медали: не расходование на пути Аллаха грозит серьезным наказанием.

«Расходуйте пока не придет день…» И еще одна цитата из той же суры: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками» (сура Бакара, 2/254). Всевышний предостерегает нас: «Расходуйте на Моем пути, пока есть время. Ведь наступит день и такой возможности больше уже не будет. В этот день не будет ни торговли, нельзя, да и нечем, будет откупиться. Не будет ни знакомств, ни «блата», а заступничество надо заслужить уже в этом мире». В действительности, у нас сегодня есть время и возможности для того, чтобы попытаться спасти себя от огня. В достоверном хадисе говорится: «Спасите себя от огня хотя бы при помощи половины финика». Казалось бы, а чего стоит половина финика? И как половина финика может поспособствовать спасению от огня? Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) не шутил, да и такими вещами не шутят! Суть видимо в том, что мы должны приложить все имеющиеся ресурсы для того, чтобы спастись от огня и войти в рай.

«Не достигнете блага…» Хотелось бы привести еще одну, наверное, последнюю цитату из Корана, на этот раз из суры Али Имран: «Вы не обретете блага, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (сура Али Имран, 3/92). Очень интересная постановка вопроса: «не достигнете блага, пока…» А о каком благе идет речь? Может о богобоязненности? Возможно. Может о благочестии? Вероятно. Может о спасении? Может быть? Или же речь идет обо всех благах в совокупности? Ну, что же, возможно и такое. Так или иначе, непременным условием достижения этого самого блага – чем бы это самое благо ни было – является расходование на пути Всевышнего того, чем Он нас наделил.

«Мои сподвижники, что звезды…» А как понимали данный аят и поступали сообразно с ним сподвижники пророка? Пример сподвижников важен, хотя из-за следующих слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мои сподвижники, как звезды, за которым из них последуете, обретете истинный путь». Вот, к примеру, сподвижник по имени Абу Талха (да будет доволен им Аллах) (жаль, что нет возможности побольше рассказать о нем и его семье!) услышав этот аят приходит к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и говорит: «О, посланник Аллаха! Самым любимым для меня является мой сад – Бурайха, и его я хочу отдать на пути Аллаха», и пророк принимает это подношение. А ведь у этого славного ансара и его семьи больше не было имущество. Его пасынок Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «После этого случая мы впали в нужду, у отчима больше не было имущества и, бывало, что у нас несколько дней кряду не было еды». Но ведь Аллах сказал: «Пока вы не станете расходовать на Его пути из того, что вами любимо…», а сад и был тем самым любимым. Причем любимым он был не столько в силу материальной стоимости, сколько потому, что в этом саду любил бывать пророк, есть финики и пить воду из колодца. В этом саду также часто бывали и ближайшие соратники пророка: Абу Бакр, Умар, Усман и остальные. Я думаю, что этот сад был особенно дорог Абу Талхе именно по этой причине, но надлежало следовать аяту, и он следовал. Интересно, а мы смогли бы? Или нашли бы миллион причин этого не делать? А как насчет Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллаха), ученого сподвижника, известного своим благочестием и трепетным отношением к сунне пророка? Самым дорогим для его сердца из мирского была его наложница по имени Марджана. Услышав этот аят, он идет к ней и говорит: «Я даю тебе свободу». Она выходит замуж за другого, и от этого брака рождается ребенок Нафи. Ибн Умар покровительствует ему и воспитывает его. Нафи – один из величайших ученых табиина. Нафи – учитель Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. А что можно сказать про Са`да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах!), который желает отдать все свое имущество на пути Аллаха. И вот пророк (мир ему и благословение Аллаха) словно торгуется с ним и убеждает его отдать не все полностью и даже не половину, а не более одной трети. Такой своеобразный вид «фандрайзинга», как сейчас модно говорить, только речь идет не о том, чтобы увеличить сумму пожертвования, а наоборот, чтобы уменьшить. Что-то похожее мы видим и в случае с Ка`бом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах!). В действительности, таких примеров из жизни сподвижников превеликое множество. Все сходится к одному: сподвижники очень хорошо понимали предписания Аллаха и ревностно следовали им. Что же касается нас… Ну, ладно, скажем, в случае с, так сказать, «не практикующими мусульманами» (еще говорят «этнические мусульмане») можно сослаться на невежество, но ведь с «практикующими мусульманами» дело обстоит не лучше. Находятся десятки и сотни причин, чтобы не «залезть» себе в карман. И при этом можно с умным видом говорить о развитии Ислама, о борьбе, о всякого рода анти-исламских заговорах. Вот если бы сподвижники не были такими жертвенными и самоотверженными, разве было бы развитие Ислама? Или это имам Махди должен прийти и пассами руки решить все наши проблемы. Нельзя не вспомнить слова Хасана Басри (да смилостивится над ним Аллах): «Мне довелось общаться не с одним десятком сподвижников. Так вот, если бы вы их увидели, вы бы сказали: «Это безумцы», а если бы они вас увидели, то сказали бы: «Это мусульмане?!»

На этом фоне мне лично как-то странно слышать с минбаров слова: «Кто, как не мы братья пророка? Кто, как не мы, должны обрести спасение?» Ой, ли? Чтобы сравниться с сахабами, надо поступать, как сахабы, и обладать такими же качествами, а высокопарные слова не многого стоят.

О, Аллах! Веди нас прямым путем. Путем тех, кого ты наделил благом из числа пророков, сыддыков, шахидов и праведников. Аминь.

Ахмад Исхаков

Источник